Заключение (Система управления заказами для нужд государственного учреждения)

Просмотров: 19

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что система государственных заказов, закупок продукции, работ и услуг для государственных нужд является мощным рычагом влияния государства на экономику. В настоящее время важной задачей является формирование государственной закупочной по­литики, направленной на эффективное расходование бюд­жетных средств.

В первой главе дипломной работы было дано теоретико-методологическое обоснование системы управления государственным заказом. Важнейшим элементом системы государственного регулирования является оптимизация расходов государственного бюджета. За счет бюджета осуществляются закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Мировая практика выработала систему организации государственных закупок продукции, работ и услуг, обеспечивающую сокращение средств бюджета за счет построения этой системе на основе принципов гласности, открытости, состязательности, экономичности и подотчетности. Такая система носит название - прокъюремент.

Во второй главе была исследована организация системы управления государственным заказом в Российской Федерации, которая представляет собой сложную систему, состоящую из различных элементов, куда входят определение государственных нужд, формирование и размещение заказов, заключение государственных контрактов, исполнение договорных обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд. Госбюджетные средства направляются на осуществление государственных закупок продукции, работ, услуг, используемых в различных видах деятельности, преследующих государственные цели. Госзакупки являются источником удовлетворения государственных нужд. Главной целью проведения закупочной деятельности является обеспечение заданного результата с наименьшими затратами. Покупатель должен найти поставщика, который при выполнении всех необходимых условий предлагает минимальную цену за продаваемые товары, работы, услуги.

В третьем разделе дипломной работы были изучены пути развития системы управления государственным заказом в СПб ГУ «ГАПИ».

СПб ГУ «Городское агентство по промышленным инвестициям» является бюджетным учреждением и ежегодно составляет проект бюджета на последующие 3 года, в котором оно обосновывает свои расходы.

Важным инструментом в регулировании обоснованности расходов СПб ГУ «ГАПИ» является лимит финансирования СПб ГУ «ГАПИ» на государственные закупки, который увеличился с 57464,7 тыс. руб. в 2008 г. до 247288,3 тыс. руб. в 2010 г.

Если в 2009 г. СПб ГУ «ГАПИ» чаще разыгрывало публичные закупки (92,3% из всех разыгранных процедур), то в 2012 г. - запрос котировок (47,6% из всех разыгранных процедур). До 2009 г. открытые аукционы в электронной форме не проводились. В 2010 г. СПб ГУ «ГАПИ» был организован первый электронный аукцион, а в 2012 г. их количество планируется увеличить до 70.

Другой тенденцией последних лет является рост общего числа разыгранных процедур с 181 в 2009 г. до 224 в 2011 г., однако в 2012 их число будет сокращено до 210.

В 2012 г. прекратится финансирование участия СПб ГУ «ГАПИ» в открытых конкурсах и аукционах. Также сократится более чем вдвое финансирование участия в публичных закупках.

Если в 2009 г. бюджет открытого аукциона и публичной закупки составлял свыше ? всего объема финансирования СПб ГУ «ГАПИ», то в 2012 г. 98,6% всего бюджета приходится на открытый аукцион в электронной форме.

Анализ выявил тенденцию удорожания одной процедуры СПб ГУ «ГАПИ» в среднем по всем видам госзаказа. На протяжении всего анализируемого периода наблюдается удешевление одной процедуры запроса котировок (с 194,57 тыс. руб. в 2009 г. до 70,90 тыс. руб. в 2012 г.) и публичной закупки  (с 49,03 тыс. руб. в 2009 г. до 15,50 тыс. руб. в 2012 г.), что обусловлено ростом конкуренции среди участников. Цена единицы процедуры открытого аукциона в электронной форме увеличилась с 983,99 тыс. руб. в 2010 г. до 9816,35 тыс. руб. в 2012 г., рост составил 9,98 раз.

В 2010 г. в структуре расходования СПб ГУ «ГАПИ» бюджетных средств на государственные закупки преобладали расходы на неразмещенные средства - 141478,14 тыс. руб., или 57,2% от всех расходов.

Если в 2008 г. учреждение выдержало рамки лимита, то в 2009 г. превзошло его в 5,21 раз, в 2010 г. - в 2,14 раз. Превышение лимита финансирования отражает недостатки в планировании работ по закупке товаров для государственных нужд.

Для работы на электронной торговой площадке поставщик должен обладать действующим сертификатом электронной цифровой подписи. Аккредитация поставщиков осуществляется оператором электронной торговой площадки с целью обеспечения им доступа к участию в электронных аукционах. Аккредитация предоставляется сроком на три года и дает возможность подавать заявки на участие во всех проводимых на площадке торгах.

Государственный контракт заключается непосредственно на торговой площадке в электронной форме, на условиях, указанных в извещении и документации об аукционе по цене, предложенной победителем электронного аукциона. В случае если заказчик установил требование обеспечения исполнения государственного контракта, то необходимо прикрепить документ об обеспечении исполнения контракта подписанный ЭЦП.

В 2011 г. СПб ГУ «ГАПИ» исполнило на 3 процедуры открытого конкурса больше, чем было запланировано. Превышение плана по процедурам открытого конкурса было достигнуто за счет сокращения исполнения процедур открытого аукциона в электронной форме (на 1 процедуру) и у единственного поставщика (на 2 процедуры).

Несмотря на выполнение плана в 2011 г. по количеству исполненных процедур по открытому аукциону, в денежном выражении произошло сокращение бюджета по открытому аукциону на 97,4%.

В 2011 г. СПб ГУ «ГАПИ» удалось сэкономить 2117,6 тыс. руб. бюджетных средств, или 0,37% от плановых средств и 0,40% от исполненного бюджета. Вся экономия в СПб ГУ «ГАПИ» достигнута за счет эффективного расходования средств, выделенных на исполнение заказов, разыгранных на открытом аукционе.

Остаток средств, выделенных на исполнение заказов, разыгранных на открытом аукционе, в 2011 г. составил 10858,4 тыс. руб., или 3,45% от планового бюджета. Кроме того остаток средств образовался по результатам выполнения заказов, полученных по итогам победы на открытом аукционе в электронной форме на сумму 2633,3 тыс. руб. и при публичной закупке на сумму 463,5 тыс. руб.

Полученные данные подтверждают экономическую эффективность закупочной деятельности СПб ГУ «ГАПИ». При этом наибольшая эффективность была достигнута по процедурам открытого аукциона.

Анализ данных размещения заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в Российской Федерации за январь - ноябрь 2011 г., показал, что при увеличении количества поставщиков, участвующих в аукционе возрастает вероятность закупки более качественной продукции по более низкой цене, что является основным преимуществом процедур открытого аукциона в электронной форме и обеспечивает результирующую эффективность закупочной деятельности СПб ГУ «ГАПИ».

По сравнению с обычными аукционами и конкурсами электронные имеют ряд преимуществ:

1. Короткие сроки проведения процедур;

2. Экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;

3. Прозрачность и открытость процесса закупок;

4. Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;

5. Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;

6. Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;

7. Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;

8. Доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти область государственных закупок.

Дальнейшее совершенствование системы управления заказами для нужд государственного учреждения тесно связано с формированием в России федеральной контрактной системы, которая призвана отрегулировать весь цикл госзакупок: от планирования того, что требуется государственным структурам, до оценки эффективности потраченных бюджетных средств. Как ожидается экспертами, Федеральный закон «О федеральной контрактной системе» вступит в силу с 1 июля 2012 года.

Дальнейшее развитие контрактных отношений направлено на формирование системы продаж, аренды и другого использования движимого и недвижимого имущества публично-правовых образований.  Кроме того, в перспективе на контрактную основу будет переведено размещение государственных (муниципальных) заданий (заказов) на оказание социально значимых услуг. В целом развитие контрактных отношений с участием публично-правовых образований должно быть направлено на создание прозрачной справедливой среды для всех сторон контракта, обеспечивающей сбалансированность интересов.