Введение (Защита прав сторон в процессе осуществления государственных закупок)

Просмотров: 23
Государственные закупки в Российской Федерации выполняют не только задачи по обеспечению государственных нужд, но и обеспечивающего социально-экономическое развитие как государства в целом, так и государственных учреждений в отдельности. Проблема защиты прав сторон в процессе осуществления государственных закупок стала особенно важна в связи с устойчивой тенденцией роста объема расходов на государственные закупки, увеличения их доли в государственном бюджете, с одной стороны, и ростом числа злоупотреблений в данной сфере, с другой стороны.

Актуальность темы исследования обусловлена серьезными изменениями в законодательстве о государственных закупках в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который соответствии со статьей 114 вступил в силу с 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. Принятие данного нормативного акта явилось результатом подведения законодателем итогов многолетних попыток усовершенствовать законодательство в сфере размещения заказов. На принятие нового закона также сильно повлияло вступление Российской Федерации в ВТО, что обусловило дополнительную необходимость в проработке отечественного законодательства с тем, чтобы предусмотреть меры по защите российских товаропроизводителей на национальном рынке государственных закупок. В условиях мирового экономического и финансового кризиса возникла необходимость в оптимизации правового регулирования института поставки товаров для государственных нужд. Современное законодательство в сфере государственного заказа восприняло конструктивный опыт правового регулирования данных отношений, сформулированный в ранее действовавшем законодательстве. Однако многие ранее существовавшие правила в области поставки товаров для государственных нужд, которые могли бы повысить эффективность правового регулирования рассматриваемых отношений, не получили законодательного закрепления на современном этапе. Законодательство, регулирующее размещение государственных заказов, со становлением России на курс рыночной экономики до настоящего времени продолжает развиваться. Действовавшее до 1 января 2013 законодательство о государственных закупках содержало ряд правовых пробелов, которые сказывались на неэффективности системы защиты прав сторон в процессе осуществления государственных закупок. Первая проблема заключается в том, что в российской юридической практике используются как термин «закупка», так и термин «заказ». Однако само понятие «закупка» как объект регулирования законодательства отсутствует, что вызывает путаницу в понимании и применении указанных терминов в правоприменительной практике. Отсутствие серьезной юридической проработки понятийного аппарата, а также норм, регулирующих государственные закупки, приводит к тому, что современное законодательство в указанной сфере является запутанным и требующим серьезного изучения и доработки. Все недостаточно четко отрегулированные вопросы в сфере государственных закупок так или иначе приводят к возникновению множества нарушений прав субъектов государственно-закупочных правоотношений. В свою очередь наличие множества проблем в сфере защиты прав сторон в процессе осуществления государственных закупок отразилось на формировании неформального «теневого» института коррупции, препятствующего развитию цивилизованного рынка государственных заказов, формированию экономической среды для установления эффективных контрактных отношений между государством - заказчиком и его поставщиками (исполнителями, подрядчиками). При осуществлении государственных закупок необходимо добиться исключения практики необоснованного завышения цен, особенно когда подобное происходит в таких чувствительных сферах, как оборона, медицина и дороги. За последние годы система государственных закупок получила мощное информационное обеспечение в виде общероссийского официального сайта. Однако централизация закупок на едином сайте не решает множества проблем защиты прав сторон в процессе осуществления государственных закупок, в частности, не установлены преграды на пути злоупотреблений заказчиков при формировании начальных цен контрактов и общих условий закупки, ограничивающих конкуренцию. Степень научной разработанности проблемы достаточно велика. Проблема места и роли государственных закупок в развитии российской государственности с самого начала реформ являлась предметом дискуссий отечественных ученых и специалистов. Объектом исследования являются закупки продукции для государственных нужд. Предметом являются вопросы государственно - правовой защиты субъектов государственно-закупочных правоотношений. Целью исследования является изучение теоретических аспектов защиты прав сторон в процессе осуществления государственных закупок, анализ судебной практики и выявление направлений совершенствования российского законодательства. Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач: - определить понятие и рассмотреть сущность и содержание законодательства, регламентирующего государственные закупки; - изучить историю зарождения и становления института государственных закупок в России и за рубежом; - рассмотреть правомочия субъектов государственно-закупочных правоотношений; - проанализировать механизм организации и осуществления государственных закупок; - изучить инструменты государственно-правовой защиты субъектов государственно-закупочных правоотношений; - исследовать виды и проблемы юридической ответственности за нарушения в сфере осуществления государственных закупок. Методы исследования: анализ, логический, сравнительный. Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральное, региональное и государственное законодательство, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иные подзаконные нормативные правовые акты. Теоретическую базу исследования составили труды правоведов в сфере теории и практики государственных закупок, таких как: Авдейкина А.А., Андреева Л.В., Андреева М.Ю., Антонов В.И., Барихин А.Б., Белов В.Е., Белых В.С., Беляева О.А., Ботоева Г.И., Бункина М.К., Вилкин А.С., Гатаулина Л.Ф., Горбунова О.Н., Калмыков Ю.П., Киселева О.В., Ковалев И.Н., Козин М.Н., Красильникова Е.В., Ленева Е.В., Маркелов К.Б., Мельников В.В., Надеин В.В., Осокина А.С., Сатюков А.А., Сухадольский Г.А., Тычинский И.Ф., Юнусова П.С., Яковлев А.А. и других. Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и интеграции имеющихся знаний и современных теоретических представлений о механизме, формах и видах защиты прав сторон в процессе осуществления государственных закупок. Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных предложений по совершенствованию правового механизма защиты прав сторон в процессе осуществления государственных закупок. Структура исследования состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка литературы.