Процесс управления государственным заказом в СПб ГУ «Городское агентство по промышленным инвестициям»

Просмотров: 41
3.2. Процесс управления государственным заказом в СПб ГУ «Городское агентство по промышленным инвестициям»

Рассмотрим управление процессом государственных закупок на примере СПб ГУ «Городское агентство по промышленным инвестициям». Для повышения эффективности работы по формированию, размещению и исполнению заказа для государственных нужд Санкт-Петербурга была создана система городского заказа, обладающей способностью к развитию и совершенствованию в рамках единой экономической и управленческой стратегии.

Единая процедура размещения заказа производится в соответствии с установленной схемой (рис. 7)[1].

dip27

Рис. 7. Процедура размещения заказа для государственных (муниципальных) нужд

  Работа СПб ГУ «ГАПИ», являющегося государственным заказчиком Санкт-Петербурга, в сфере формирования, размещения и исполнении государственного заказа Санкт-Петербурга основывается на положении об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и бюджетных учреждений, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в сфере формирования, размещения и исполнения государственного заказа Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2005 № 1829 «О мерах по совершенствованию системы государственного заказа Санкт-Петербурга. В СПб ГУ «ГАПИ» предусмотрен следующий механизм планирования работ по закупке товаров для государственных нужд. Бюджетные учреждения на основании данных прошедшего года и перспектив развития составляют план размещения и перечень нужд Учреждения на очередной финансовый год (планируемую потребность учреждения в товарах, работах, услугах с указанием количества) и направляют ее на согласование Комитет экономического развития промышленной политики и торговли. Государственными заказчиками являются прямые получатели бюджетных средств Санкт-Петербурга, определенные ведомственной структурой расходов городского бюджета на соответствующий год. Задачей планирования является обоснованность обеспечения государственных нужд, определение приоритетов при обеспечение государственных нужд. Планирование является одной из важнейших составляющих и ключевым этапом закупочной деятельности как государственных и муниципальных заказчиков, так и коммерческих организаций. Планирование закупочной деятельности должно быть направлено на исполнение принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств. Это вытекает из статьи 34 Бюджетного кодекса РФ, определяющей, что “при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств”. Отсутствие планирования закупок ведет к несоблюдению сроков конкурсных процедур, регламентированных законодательно, отказам заказчиков от проведения открытых конкурсов, проведению внеконкурсных процедур размещения заказов методом запроса котировок и «у единого источника», которые не дают экономии бюджетных средств. Как и планирование любой другой процедуры или процесса, планирование размещения заказа включает несколько взаимосвязанных, последовательных этапов. Итак, этапами планирования размещения государственных и муниципальных заказов в общем случае являются: 1. Обоснование обеспечения государственных нужд, определение приоритетов при обеспечение государственных нужд. 2. Анализ и обобщение собранной информации, ее классификация по видам закупаемых товаров, работ, услуг, а также по периодам (кварталам), в которых должны быть произведены закупки. 3. Определение стратегии закупок: выбор оптимальных способов размещения заказов с учетом ранее проведенного анализа; определение объема заказов, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства. 4. Мониторинг хода размещения заказов и корректировка плана в случае возникновения производственной необходимости либо непредвиденных обстоятельств. С учетом индивидуальных потребностей государственного (муниципального) заказчика могут также выделяться дополнительные этапы, подэтапы планирования размещения заказов. На сегодняшний день для эффективной организации закупочной деятельности оптимальным является планирование размещения заказов на календарный год, однако в связи с переходом к трехлетнему бюджетному планированию представляется возможным ряд закупок, например таких, как строительство, крупный капитальный ремонт и др., планировать на трехлетний период[2]. Чем тщательнее будет разработан план, чем точнее он будет сбалансирован с бюджетом, и чем точнее он будет в последствии выполнен, тем более эффективной будет закупочная деятельность в целом. Заказчик разрабатывает план размещения - организационную схему работ по организации и осуществлению закупок товаров, работ и услуг с описанием и детализацией важнейших задач и процедур, касающихся закупок и порядка их проведения. При построении плана определяющим показателем является временной момент, в который продукция должна быть получена потребителем. Стоит учитывать, что заказ на поставку продукции для государственных нужд невозможно разместить одномоментно, это требует достаточного количества времени. Длительность процедуры размещения заказа зависит от способа его размещения. Процедура размещения заказа включает, в самом общем виде, разработку и оформление заказчиком условий конкурса, согласование этих условий со всеми необходимыми структурными подразделениями, размещение на официальном сайте, подготовку участниками конкурсных предложений, рассмотрение конкурсной комиссией предложений участников и принятие решения о победителе, согласование результатов конкурса, подписание заказчиком и победителем государственного контракта. Сроки ряда мероприятий в рамках конкурсной процедуры регламентированы законодательно. Общую длительность процедуры можно спланировать, однако при этом следует учесть дополнительное время, которое уйдет на разрешение непредвиденных вопросов, возникших в процессе размещения заказа, а также иметь ввиду, что кто-то из участников процедуры (может быть и сам заказчик) обязательно нарушит планируемые временные рамки. Особенно внимательно нужно отнестись к расчету длительности конкурсных процедур, результаты которых определяются в конце года (рис. 8). dip28

Рис. 8. Формирование плана на основе прогноза государственных нужд и планов закупок

Рассмотрим порядок планирования закупок продукции для государственных нужд Санкт-Петербурга. Алгоритм действий должностных лиц по планированию, размещению и исполнению государственного заказа Санкт-Петербурга представлен в приложении 2. 1. Структурные подразделения Учреждения до 28 февраля года, предшествующего планируемому, представляют в отдел государственного заказа заявки на закупку товаров, работ, услуг, в которых указывают наименование товаров, работ, услуг, объем и период закупки, также расчет стоимости товаров, работ, услуг. К расчету стоимости приобщаются документы, подтверждающие проведение финансово-экономического мониторинга. Заявки структурных подразделений должны быть согласованы начальниками Управлений, находящихся в непосредственном подчинении директора Учреждения, заместителями директора Учреждения, координирующими работу соответствующих структурных подразделений. 2. Отдел государственного заказа до 15 марта, предшествующего планируемому, формирует на основании поданных заявок сводную заявку по Учреждению с указанием структурных подразделений. 3. Отдел государственного заказа до 20 марта года, предшествующего планируемому, согласовывает сводную заявку с начальником Управления планирования и контроля исполнения и направляет ее на подпись директору Учреждения. 4. Отдел государственного заказа до 01 августа года, предшествующего планируемому, уточняет потребности структурных подразделений Учреждения и вносит соответствующие изменения в сводную заявку. 5. На основании сводной заявки отдел государственного заказа до 20 августа года, предшествующего планируемому, подготавливает и согласовывает с соответствующими структурными подразделениями, начальниками Управлений, заместителями директора Учреждения план-график размещения государственного заказа. В соответствии с утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. № 2154-р Планом мероприятий по реализации Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и по повышению эффективности проведения закупок продукции для государственных и муниципальных нужд федеральные органы исполнительной власти обязаны ежегодно формировать планы-графики размещения заказов на закупки продукции для федеральных государственных нужд по форме, утвержденной Минэкономразвития России, и размещать их в Интернете до 20 января очередного года, с ежеквартальным уточнением. Необходимо отметить, что в настоящий момент данное требование распространяется в обязательном порядке именно на федеральные органы исполнительной власти и не относится к иным органам государственной и муниципальной власти, бюджетным учреждениям. Однако с 01.01.2012 ст. 16 Закона о размещении заказов будет дополнена ч. 5.1, согласно которой все заказчики и уполномоченные органы обязаны будут размещать на официальном сайте www.zakupki.gov(ru) планы-графики размещения заказов. Вместе с тем уже сейчас на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также внутри бюджетных учреждений может устанавливаться порядок планирования размещения заказов. Форма планов-графиков размещения заказов для государствен­ных нужд установлена письмом Министерства экономического разви­тия и торговли Российской Федерации от 29.12.2009 № 23167-АП/Д22 «О форме планов-графиков проведения торгов на закупки товаров (работ, услуг) для государственных федеральных нужд (распоряже­ние Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. № 2154-р (п. 24))». О необходимости размещения на сайтах управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации в Интернете Плана-графика размещения заказов на очередной год по форме, утвержденной Минэкономразвития России, до 20 января соответствующего года и о необходимости его уточнения и размещения уточнений в Интернете до 15 числа последнего месяца квартала гово­рится также в Письме Федерального казначейства от15 февраля 2010 г. № 42-7.4-05/4.4-106 «О направлении письма Минэкономразвития России от 29.12.2009 г. № 23167-АП/Д22 «О форме планов-графиков проведения торгов на закупки товаров (работ, услуг) для государ­ственных федеральных нужд (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. № 2154-р (п. 24))». Шаблон план-графика размещения государственного заказа СПб ГУ «Городское агентство по промышленным инвестициям» представлен в приложении 3. 6. На основании утвержденных директором Учреждения сводной заявки и плана-графика отдел государственного заказа подготавливает проект плана размещения. Проект плана размещения и перечень нужд Учреждения согласовывается с начальниками Управлений, заместителями директора Учреждения, подписывается начальником финансовой службы и директором Учреждения. 7. В течение 30 дней со дня утверждения бюджета Санкт-Петербурга во втором чтении отдел государственного заказа направляет в Комитет для согласования проект плана размещения и перечень нужд Учреждения. В течение двух рабочих дней со дня поступления в Учреждение согласованного Комитетом плана размещения отдел государственного заказа подготавливает проект приказа Учреждения об утверждении плана размещения, согласовывает его с юридической службой и направляет на подпись директору Учреждения. Копии утвержденного плана размещения направляются отделом государственного заказа начальникам соответствующих структурных подразделений, начальникам управлений, заместителям директора. Рассмотрим документы планирования закупок продукции для государственных нужд Санкт-Петербурга. На рисунке 9 представлен порядок проведения мониторинга цен. dip29 Рис. 9. Порядок проведения мониторинга цен При направлении запроса Техническое задание должно быть завизировано и подписано исполнителем и руководителем ответственного структурного подразделения. Запрос должен быть подписан Директором Учреждения или ответственным должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями. План размещения Учреждения может фактически меняться при его исполнении (в процессе утверждения закона Санкт-Петербурга на очередной финансовый год, внесения поправок в закон Санкт-Петербурга на очередной финансовый год, секвестирования средств бюджета Санкт-Петербурга, изменения способа размещения государственного заказа Санкт-Петербурга, уточнения начальной (максимальной) цены контракта, перераспределения денежных средств между целевыми статьями или внутри целевой статьи, в иных случаях), в план размещения вносятся изменения. Внесение изменений в план размещения внутри Учреждения осуществляется в следующем порядке: Начальник соответствующего структурного подразделения обращается служебной запиской к директору Учреждения с просьбой разрешить внесение изменений в план размещения Учреждения. Служебная записка должна быть согласована с начальником управления, заместителем директора. После положительного решения директора Учреждения соответствующее структурное подразделение направляет копию служебной записки с положительной резолюцией директора в отдел государственного заказа. Отдел государственного заказа вносит указанные изменения в план размещения. Поквартально, не позднее, чем за 10 (десять) дней до окончания квартала директор Учреждения утверждает приказом откорректированный в течение квартала план размещения, в котором учитываются все разрешенные изменения. Отдел государственного заказа в течение 1 (одного) рабочего дня со дня издания приказа Учреждения направляет Комитету на бумажном носителе откорректированный план размещения. Утвержденный план размещения является обязательным для всех структурных подразделений Учреждения. Закупки товаров, работ, услуг осуществляются Учреждением только в соответствии с утвержденным планом размещения с учетом внесенных (разрешенных) изменений. В настоящее время в системе государственного заказа СПб ГУ «Городское агентство по промышленным инвестициям» наблюдается тенденция полного перехода на электронную форму закупок. В связи с этим приобретает особенную важность изучение и совершенствование организационно-правового механизма размещения государственного заказа способом открытого аукциона в электронной форме и повышение эффективности закупочной деятельности государственного учреждения СПб ГУ «Городское агентство по промышленным инвестициям».
 
[1] Серединцев Д.С. Информационное обеспечение системы размещения заказов: перспективы развития // Госзаказ: управление, обеспечение, размещение. - 2007. - №8. - С. 43.
[2] Лисовенко О.К. Планирование размещения заказов. - М., 2011. - С. 12.