Официальные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации

Просмотров: 33

ПИСЬМО от 26 августа 2013 г. N 03-04-05/34876 Вопрос: Я индивидуальный предприниматель. Занимаюсь производством и реализацией продукции (овощей) собственного производства. Являюсь сельхозтоваропроизводителем. Получаю субсидии из бюджета на компенсацию части затрат по приобретению семян, удобрений, по оплате тепловой и электрической энергии для производства овощей. Планирую приобретать еще сооружение (теплицу), оборудование для выращивания овощей, грузовой автомобиль для перевозки овощей. Эти расходы тоже субсидируются. Нахожусь на общей системе налогообложения. Облагаются ли налогом на прибыль перечисленные субсидии и другие субсидии из бюджета для сельхозтоваропроизводителей и по какой ставке? Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных индивидуальным предпринимателем, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, и сообщает, что в соответствии с пунктом 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Вместе с этим сообщаем следующее. Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса. Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, установлен статьей 217 Кодекса. В соответствии с пунктом 14.2 статьи 217 Кодекса от обложения налогом на доходы физических лиц освобождаются субсидии, предоставляемые главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Субсидии, получаемые индивидуальными предпринимателями, не являющимися главами крестьянских (фермерских) хозяйств, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов, установленной пунктом 1 статьи 224 Кодекса. Одновременно обращаем внимание, что пунктом 4 статьи 223 Кодекса установлен особый порядок учета средств финансовой поддержки в виде субсидий, полученных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Указанные суммы отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в данном пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества. В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки, указанных в пункте 4 статьи 223 Кодекса, амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества в порядке, установленном главой 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 23 августа 2013 г. N 03-11-06/2/34685 Вопрос: Индивидуальный предприниматель работает без наемных работников, совмещает два налоговых режима ПСН (патент) и УСН (доходы 6%, сдача внаем собственных жилых помещений). В каких размерах или в каких пропорциях ИП может зачесть уплаченные страховые взносы за этот год в счет налоговых платежей? Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и, основываясь на полученной информации, сообщает следующее. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере. Для данных налогоплательщиков не предусмотрено ограничение по уменьшению сумм налога (авансовых платежей по налогу) на сумму уплаченных ими страховых взносов. Главой 26.5 «Патентная система налогообложения» Кодекса не предусмотрена возможность уменьшения суммы налога на сумму страховых взносов. В связи с изложенным, если индивидуальный предприниматель, не имеющий наемных работников, совмещает упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, то он вправе уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на всю сумму уплаченных за себя страховых взносов. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 22 августа 2013 г. N 03-04-05/34352 Вопрос: Я зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 29 апреля 1999 г., применяю УСН. Мной как физическим лицом по договору купли-продажи от 06.11.2003 было приобретено жилое помещение - однокомнатная квартира (свидетельство о государственной регистрации права от 17.11.2003) в общую долевую собственность (доля в праве составляет 1/2) для проживания. Данное жилое помещение 23.05.2005 было переведено в нежилое помещение, так как планировалось использовать его для предпринимательской деятельности. Но за все время владения недвижимостью, она в предпринимательской деятельности не использовалась, а следовательно, не приносила доходов. С 2003 г. с данного имущества уплачивался налог на имущество физических лиц. В 2012 г. я как физическое лицо продала свою долю в нежилом помещении. Статья 2 ГК РФ предусматривает, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Правомерно ли я считаю, что доход от продажи нежилого помещения, которое не использовалось в предпринимательской деятельности, не относится к доходу по УСН, а является доходом по НДФЛ и не облагается НДФЛ по п. 17.1 статьи 217 НК РФ? Ответ: Департамент налоговой, и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения доходов, полученных индивидуальным предпринимателем от продажи недвижимого имущества, и сообщает, что в соответствии с пунктом 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Вместе с этим сообщаем следующее. Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Доходы от деятельности, подпадающей под вид деятельности, указанный индивидуальным предпринимателем при регистрации, признаются доходами, полученными от осуществления предпринимательской деятельности. Доходы, полученные от реализации недвижимого имущества, которое не использовались индивидуальным предпринимателем в целях осуществления предпринимательской деятельности, в том числе если индивидуальным предпринимателем не указывались при регистрации виды деятельности, связанные с продажей недвижимого имущества, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Согласно пункту 17.1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более. При этом согласно абзацу второму пункта 17.1 статьи 217 Кодекса положения указанного пункта не распространяются на доходы, получаемые физическими лицами от продажи имущества, непосредственно используемого индивидуальными предпринимателями в предпринимательской деятельности. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 21 августа 2013 г. N 03-11-11/34286 Вопрос: Имеет ли право индивидуальный предприниматель доход или часть дохода, полученного от осуществления видов деятельности, по которым он является плательщиком налога, применяемого при применении УСН, уплатив исчисленный налог в полной мере, использовать весь доход или его часть для собственных нужд, перечислив денежные средства на карточный счет или сняв по чековой книжке с расчетного счета, и обязан ли он при этом платить НДФЛ и в каком размере? Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу налогообложения денежных средств после налогообложения у индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, сообщает следующее. В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Кодекса). В связи с изложенным с доходов индивидуального предпринимателя, оставшихся после уплаты налога при применении упрощенной системы налогообложения и перечисленных на карточный счет индивидуального предпринимателя, налог на доходы физических лиц не уплачивается. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 16 августа 2013 г. N 03-11-11/33590 Вопрос: С этого года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, которые очень сильно ущемили права ИП, которые содержат наемный персонал. Основываясь на пункте 2 статьи 346.32 налоговая отказывается принимать к зачету при расчете ЕНВД платежи по страховым взносам за март, т.к. они оплачены в апреле, хотя нам законом дано право уплачивать их до 15 числа следующего месяца. Если бы ЕНВД уплачивался накопительным итогом, то данное требование можно было бы объяснить, но он платится ежеквартально и в итоге в первом квартале, отработав 3 месяца и платя налог за 3 месяца, я имею право зачесть только 2 месяца в первом квартале. А вот, что делать с декабрем мне непонятно, т.к. в текущий квартал я его включить не могу, т.к. уплачиваю в следующем месяце, а в следующий год включить не могу, т.к. есть правило, что платежи должны быть исчислены в данном налоговом периоде, а декабрь - это предыдущий период. Прошу ответить на мой вопрос. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о порядке уменьшения суммы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на страховые взносы индивидуальным предпринимателем, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и сообщает следующее. В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, как производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, так и не производящие указанных выплат. С выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам, страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями по тарифам, установленным статьей 12 Закона N 212-ФЗ. Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частью 1.1 и 1.2 статьи 14 Закона N 212-ФЗ. Согласно части 3 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 указанной статьи Закона N 212-ФЗ, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию. Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, осуществляет уплату страховых взносов с указанных выплат, а также уплачивает страховые взносы за себя в фиксированном размере. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками единого налога на вмененный доход на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам. При этом сумма единого налога на вмененный доход не может быть уменьшена на сумму данных расходов более чем на 50 процентов. Согласно пункту 2.1 статьи 346.32 Кодекса индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшать сумму единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных ими страховых взносов в фиксированном размере, без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога. Уменьшение суммы единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных за себя страховых взносов в фиксированном размере индивидуальным предпринимателем, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (имеющим наемных работников), не производится. Согласно пункту 1 статьи 346.32 Кодекса уплата единого налога на вмененный доход производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 Кодекса. При этом в соответствии со статьей 346.30 Кодекса налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал. Таким образом, сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период (квартал), может быть уменьшена на суммы страховых взносов, а также расходов и платежей, указанных в пункте 2 статьи 346.32 Кодекса, которые исчислены и уплачены до окончания налогового периода (квартала) по единому налогу на вмененный доход, то есть сумма указанных платежей уменьшает сумму единого налога на вмененный доход за тот налоговый период (квартал), в котором данные платежи были произведены. Одновременно сообщаем, что замечания и предложения, изложенные в обращении, будут рассмотрены при подготовке изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. В то же время следует отметить, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 15 июня 2012 г. N 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России. В соответствии с Положением и Регламентом, обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются. Кроме того, Минфин России не наделен полномочиями по рассмотрению жалоб на акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 16 августа 2013 г. N 03-11-11/33590 Вопрос: С этого года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, которые очень сильно ущемили права ИП, которые содержат наемный персонал. Основываясь на пункте 2 статьи 346.32 налоговая отказывается принимать к зачету при расчете ЕНВД платежи по страховым взносам за март, т.к. они оплачены в апреле, хотя нам законом дано право уплачивать их до 15 числа следующего месяца. Если бы ЕНВД уплачивался накопительным итогом, то данное требование можно было бы объяснить, но он платится ежеквартально и в итоге в первом квартале, отработав 3 месяца и платя налог за 3 месяца, я имею право зачесть только 2 месяца в первом квартале. А вот, что делать с декабрем мне непонятно, т.к. в текущий квартал я его включить не могу, т.к. уплачиваю в следующем месяце, а в следующий год включить не могу, т.к. есть правило, что платежи должны быть исчислены в данном налоговом периоде, а декабрь - это предыдущий период. Прошу ответить на мой вопрос. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о порядке уменьшения суммы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на страховые взносы индивидуальным предпринимателем, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и сообщает следующее. В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, как производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, так и не производящие указанных выплат. С выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам, страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями по тарифам, установленным статьей 12 Закона N 212-ФЗ. Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 Закона N 212-ФЗ. Согласно части 3 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 указанной статьи Закона N 212-ФЗ, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию. Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель, производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, осуществляет уплату страховых взносов с указанных выплат, а также уплачивает страховые взносы за себя в фиксированном размере. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками единого налога на вмененный доход на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам. При этом сумма единого налога на вмененный доход не может быть уменьшена на сумму данных расходов более чем на 50 процентов. Согласно пункта 2.1 статьи 346.32 Кодекса индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшать сумму единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных ими страховых взносов в фиксированном размере, без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога. Уменьшение суммы единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных за себя страховых взносов в фиксированном размере индивидуальным предпринимателем, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (имеющим наемных работников), не производится. Согласно пункту 1 статьи 346.32 Кодекса уплата единого налога на вмененный доход производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 Кодекса. При этом в соответствии со статьей 346.30 Кодекса налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал. Таким образом, сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период (квартал), может быть уменьшена на суммы страховых взносов, а также расходов и платежей, указанных в пункта 2 статьи 346.32 Кодекса, которые исчислены и уплачены до окончания налогового периода (квартала) по единому налогу на вмененный доход, то есть сумма указанных платежей уменьшает сумму единого налога на вмененный доход за тот налоговый период (квартал), в котором данные платежи были произведены. Одновременно сообщаем, что замечания и предложения, изложенные в обращении, будут рассмотрены при подготовке изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. В то же время следует отметить, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России. В соответствии с Положением и Регламентом обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются. Кроме того, Минфин России не наделен полномочиями по рассмотрению жалоб на акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 15 августа 2013 г. N 03-05-06-01/33158 Вопрос: 1. Гражданин России приобрел в собственность нежилое помещение и (или) транспортное средство (грузовой и (или) легковой автомобиль). 2. Гражданин России зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и переведен на уплату УСНО по ставке 6%. 3. Гражданин России в качестве индивидуального предпринимателя непосредственно и фактически использует нежилое помещение и (или) транспортное средство, принадлежащее ему на праве собственности как гражданину России в своей коммерческой деятельности. Просим дать разъяснения на следующие вопросы: 1. Возникает ли обязанность по уплате налога на имущество и (или) налога на владельца транспортного средства у гражданина России? 2. Если данная обязанность возникает, то с какого момента? Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц в отношении транспортных средств и имущества, используемых в предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, и сообщается следующее. В силу пункта 1 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации специальные налоговые режимы, установленные Кодексом, могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Так, согласно пункту 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности. Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями в общеустановленном порядке. Таким образом, транспортный налог уплачивается индивидуальным предпринимателем в порядке, установленном главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации, вне зависимости от целей использования транспортных средств. Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон). Согласно пункту 1 статьи 1 Закона налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения, а также доли в праве общей собственности на указанное имущество (статья 2 Закона). На основании пункта 1 статьи 3 Закона ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в установленных Законом пределах. Таким образом, Законом не установлены особенности определения суммарной инвентаризационной стоимости имущества в зависимости от наличия или отсутствия у налогоплательщика обязанности по уплате налога на имущество. При этом освобождение налогоплательщика от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в связи с применением упрощенной системы налогообложения не влечет исключение указанного имущества из состава объектов обложения по данному налогу. Между тем при определении суммарной инвентаризационной стоимости имущества, признаваемого объектами налогообложения, необходимо учитывать, что представительным органам местного самоуправления предоставлено право определять дифференциацию ставок в установленных Законом пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объектов (пункт 1 статьи 3 Закона). В связи с этим если представительным органом муниципального образования ставки налога на имущество физических лиц дифференцированы в зависимости от типа использования имущества (используемое в предпринимательской деятельности или нет), то суммарная инвентаризационная стоимость должна определяться отдельно по каждому типу использования имущества. В этом случае при определении ставки налога на имущество в отношении жилого помещения, не используемого в предпринимательской деятельности, инвентаризационная стоимость другого жилого помещения, принадлежащего этому же физическому лицу и используемого им в предпринимательской деятельности, не учитывается. Если представительным органом муниципального образования ставки налога на имущество физических лиц установлены вне зависимости от типа использования имущества, то суммарная инвентаризационная стоимость должна определяться в целом по всем объектам. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 13 августа 2013 г. N 03-11-11/32808 Вопрос: Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, передает на возмездной основе право неисключительного использования товарного знака по договору. Согласно п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение УСН предусматривает освобождение индивидуальных предпринимателей от обязанности по уплате НДФЛ, в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности. Согласно письмам Минфина России от 01.06.2010 N 03-11-10/67, от 27.01.2011 N 03-11-11/16, от 19.05.2011 N 03-11-11/131 доходами от предпринимательской деятельности признаются только те доходы, которые подпадают под вид деятельности, указанный индивидуальным предпринимателем при регистрации либо в результате внесения соответствующих изменений в ЕГРИП. Если физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, получены иные доходы вне рамок осуществляемой им предпринимательской деятельности, то такое физическое лицо производит исчисление и уплату НДФЛ в отношении полученных им сумм дохода не как индивидуальный предприниматель, а в порядке, установленном ст. 228 НК РФ. В ОКВЭД, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, такой вид деятельности, как «передача права неисключительного использования товарного знака», не поименован. Какой код вида деятельности в соответствии с ОКВЭД, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, необходимо заявить индивидуальному предпринимателю для целей признания доходов, полученных от передачи права неисключительного использования товарного знака, учитываемых при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН? Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу применения упрощенной системы налогообложения сообщает следующее. Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) содержатся сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Налогоплательщик при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя самостоятельно указывает виды экономической деятельности, которые он планирует осуществлять. Доходы от деятельности, подпадающей под вид деятельности, указанный индивидуальным предпринимателем при регистрации либо в результате внесения соответствующих изменений в ЕГРИП, признаются доходами, полученными от осуществления предпринимательской деятельности. Исходя из изложенного, доходы от предпринимательской деятельности, подпадающей под вид (виды) деятельности, указанный индивидуальным предпринимателем при государственной регистрации, признаются доходами, полученными от осуществления предпринимательской деятельности, и в отношении таких доходов по желанию налогоплательщика применяется упрощенная система налогообложения. В случае если индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность, в частности передачу прав неисключительного использования товарным знаком, вне рамок видов деятельности, указанных им при регистрации, то доходы, полученные им в виде платы за использование товарного знака, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц. Также отмечаем, что согласно пункту 9 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области», определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Пунктом 10 указанного Положения установлено, что предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам информации, касающейся общероссийских классификаторов и внесенных в них изменений, обеспечивают Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и Федеральная служба государственной статистики (Росстат) - в отношении всех общероссийских классификаторов. В связи с этим по вопросу возможности отнесения осуществляемой предпринимательской деятельности к определенному виду деятельности, предусмотренному Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, следует обращаться по принадлежности в Росстандарт или Росстат. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 9 августа 2013 г. N 03-11-11/32275 Вопрос: Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю автодеталями. В собственности у индивидуального предпринимателя находится нежилое здание, в котором расположены два отдельных торговых помещения с отдельными входами, отдельной наружной рекламой, выраженной специализацией. Магазины имеют торговые залы 120 и 80 кв. м соответственно. Имеет ли право индивидуальный предприниматель с 01.01.2013 применять систему налогообложения ЕНВД в отношении розничной торговли в одном магазине и УСН - в другом при условии, что индивидуальный предприниматель имеет право применять ЕНВД в данном субъекте РФ? Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращения по вопросам применения упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности индивидуальным предпринимателем и сообщает следующее. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в том числе в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту розничной торговли (подпункт 6 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса). В отличие от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется не в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, а в отношении всей деятельности организации или индивидуального предпринимателя в целом. Согласно пункту 1 статьи 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В то же время пунктом 4 статьи 346.12 Кодекса предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.3 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. В отношении одного и того же вида предпринимательской деятельности (например, розничной торговли через магазины с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту торговли), осуществляемого на территории одного муниципального района или на территории нескольких районов одного городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и упрощенная система налогообложения одновременно применяться не могут. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 статьи 346.26 Кодекса, в разных муниципальных образованиях, в том числе находящихся в разных субъектах Российской Федерации, на основании пункта 1 статьи 346.28 Кодекса вправе добровольно принять решение о переходе на уплату единого налога на вмененный доход в каждом муниципальном образовании или применять иные режимы налогообложения, порядок перехода на которые осуществляется в соответствии с главами 26.1, 26.2, 26.3 и 26.5 Кодекса. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 7 августа 2013 г. N 03-11-11/31784 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения счетов-фактур при реализации товаров индивидуальным предпринимателем, уплачивающим единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и сообщает следующее. Согласно пункту 4 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21«Налог на добавленную стоимость» Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. В соответствии с пунктом 3 статьи 169 Кодекса составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики налога на добавленную стоимость. В связи с этим у индивидуального предпринимателя, не осуществляющего иных видов деятельности, кроме облагаемых единым налогом на вмененный доход, отсутствует обязанность по выставлению счетов-фактур. При этом на основании пункта 5 статьи 173 Кодекса в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, в том числе налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет. Одновременно следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 346.28Кодекса организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату единого налога на вмененный доход добровольно. Снятие с учета налогоплательщика данного налога при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, переходе на иной режим налогообложения, в том числе по основаниям, установленным подпунктами 1 и 2 пункта 2.2 статьи 346.26 Кодекса, осуществляется на основании заявления, представленного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, или со дня перехода на иной режим налогообложения, или с последнего дня месяца налогового периода, в котором допущены нарушения требований, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 2.2 статьи 346.26 Кодекса (пункт 3 статьи 346.28 Кодекса). Вместе с тем Кодекс не содержит таких оснований для утраты права на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, как выставление плательщиком единого налога на вмененный доход счета-фактуры. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 1 августа 2013 г. N 03-02-08/30900 Вопрос: Столкнулась со следующей ситуацией: налоговый орган не принимает «нулевую» отчетность по обычной доверенности, просят нотариальную, аргументируя письмом от 21.11.2012 N ЕД-4-3/19597 ИП без печати. Однако согласно законодательству: 1. Закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ - ИП вправе осуществлять свою деятельность, не имея печати. При оформлении ИП документов достаточно проставления на них его личной подписи. 2. Статья 23 Гражданского кодекса РФ. Здесь уточняется: к гражданам-предпринимателям применяются те же правила, что и к юридическим лицам. А значит, представители предпринимателей вправе сдавать отчетность в налоговую, предоставляя простую форму доверенности. 3. Письмо ФНС от 10 августа 2009 года N ШС-22-6/627@: «Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации». Прошу разрешить сложившуюся ситуацию. Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики с участием ФНС России рассмотрено обращение и сообщается следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. Согласно пункту 1 статьи 29 Кодекса физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, признается уполномоченным представителем налогоплательщика. Абзацем вторым пункта 3 статьи 29 Кодекса установлено, что уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (статья 185 Гражданского кодекса Российской Федерации). Указанное положение применяется и в отношении уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя. Направлено письмом ФНС России от 06.08.2013 N АС-4-3/14344@ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 29 июля 2013 г. N 03-11-09/30007 Вопрос: В связи с обращением налогоплательщика по вопросу применения патентной системы налогообложения Федеральная налоговая служба просит сообщить Минфин России свою позицию по вопросу о возможности применения патентной системы налогообложения в отношении уборочно-моечных работ. Пунктом 9 ч. 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что патентная система налогообложения применяется в том числе в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования. К данной группе видов предпринимательской деятельности относятся виды услуг, предусмотренные разделом 017000 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования» Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163. Предпринимательская деятельность по коду 017103 «Уборочно-моечные работы» включается в состав раздела 017000 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования». Соответственно, уборочно-моечные работы классифицируются как составная часть вида деятельности «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования». С этой точки зрения налогоплательщик имеет право на получение патента по указанному виду деятельности. Вместе с тем согласно Положению о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам, утвержденному Приказом Минпрома РФ от 01.11.1992 N 43 (далее - Положение), техническое обслуживание автотранспортных средств - это комплекс работ (операций), направленных на предупреждение отказов и неисправностей, обеспечение полной работоспособности автотранспортных средств (агрегата, узла, системы) в пределах эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем. В соответствии с Положением комплекс работ технического обслуживания включает в себя: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, заправочные, шинные и смазочные работы. Иными словами, уборочно-моечные работы являются лишь одним из видов услуг, направленных на поддержание транспортного средства в надлежащем эксплуатационном состоянии, и сами по себе непосредственно не связаны с предупреждением неисправностей и обеспечением работоспособности транспортного средства с технической точки зрения. Если же исходить из указанной выше аргументации, то отдельное оказание уборочно-моечных услуг, например специализированной автомойкой, без осуществления всего комплекса технического обслуживания, по мнению ФНС России, не может рассматриваться как осуществление целого вида деятельности, и в отношении таких услуг, соответственно, патентная система применяться не может. Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Госстандартом рассмотрел письмо о порядке применения патентной системы налогообложения и сообщает следующее. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения устанавливается Кодексом, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 2 названной статьи Кодекса. Подпунктом 1 пункта 8 статьи 346.43 Кодекса установлено, что субъекты Российской Федерации вправе в целях установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, дифференцировать виды предпринимательской деятельности, указанные в пункте 2 данной статьи Кодекса, если такая дифференциация предусмотрена Общероссийским классификатором услуг населению или Общероссийским классификатором видов экономической деятельности. В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса патентная система налогообложения может применяться индивидуальными предпринимателями в отношении предпринимательской деятельности в сфере технического обслуживания и ремонта автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования. По мнению Росстандарта, учитывая, что объектом классификации в ОКУН являются отдельные услуги населению, услуги автомоек в зависимости от вида транспортного средства могут быть отнесены к позиции «017103 Уборочно-моечные работы», входящей в вид «017100 Техническое обслуживание легковых автомобилей» или к позиции «017303 Уборочно-моечные работы», входящей в вид «017300 Техническое обслуживание грузовых автомобилей и автобусов». В связи с этим индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по проведению уборочно-моечных работ, в том числе на автомойках, в отношении этой деятельности вправе применять патентную систему налогообложения.