Оценка экономической эффективности закупочной деятельности СПб ГУ «Городское агентство по промышленным инвестициям»

Просмотров: 229

3.3. Оценка экономической эффективности закупочной деятельности СПб ГУ «Городское агентство по промышленным инвестициям»

Экономическая эффективность бюджетного учреждения - это один из типов эффективности, критерии которой определяются отношением достигнутого предприятием результата к осуществленным расходам. Обобщающие показатели эффективности деятельности бюджетного учреждения в целом определяются сопоставлением объема всех средств бюджетного учреждения и совокупного результата его деятельности.

Экономический эффект системы государственных закупок может выражаться как в прямой экономии бюджетных средств, так и в сопутствующих эффектах, например в повышении конкуренции и прозрачности процедур размещения, поддержке определенных видов поставщиков - субъектов малого предпринимательства, учреждений  и предприятий уголовно-исполнительной системы и т.д., что предусмотрено существующим законодательством. Экономический эффект от размещения государственных закупок может выражаться:

- в прямой экономии бюджетных средств (снижение цен в результате размещения заказа, т.е. достигается экономия бюджетных средств по сравнению с запланированным объемом финансирования);

- в приобретении товаров, работ и услуг с более высоким качеством;

- в приобретении товаров, работ и услуг на более выгодных условиях, чем обычно (сокращение сроков поставки, оплата без аванса, более длительный срок гарантийного обслуживания, дополнительные сервисы и т.п.);

- в приобретении товаров, работ и услуг с более низкой стоимостью;

- в сопутствующих эффектах (инвестиционная привлекательность, снижение коррупции и т.п.).

В качестве важного критерия эффективности закупочной деятельности СПб ГУ «Городское агентство по промышленным инвестициям» может быть принята экономия бюджетных средств.

Проанализируем выполнение плана по количеству процедур по данным за 2011 г. (табл. 8).

Таблица 8

Анализ выполнения плана по количеству процедур в 2011 г.

Наименование

План

Исполнено

Отклонение от плана

Кол-во

Уд. вес, %

Кол-во

Уд. вес, %

кол-ва

уд. веса, %

Открытый конкурс

7

3,1

10

4,5

3

1,3

Открытый аукцион

3

1,3

3

1,3

0

0,0

Открытый аукцион в электронной форме

5

2,2

4

1,8

-1

-0,4

Запрос котировок

30

13,4

30

13,4

0

0,0

У единственного поставщика

119

53,1

117

52,2

-2

-0,9

Публичная закупка

60

26,8

60

26,8

0

0,0

Итого

224

100,0

224

100,0

0

0,0

В 2011 г. СПб ГУ «ГАПИ» исполнило на 3 процедуры открытого конкурса больше, чем было запланировано. Превышение плана по процедурам открытого конкурса было достигнуто за счет сокращения исполнения процедур открытого аукциона в электронной форме (на 1 процедуру) и у единственного поставщика (на 2 процедуры).

Исследуем данные о формировании, размещении и исполнении государственного заказа Санкт-Петербурга в 2011 г. (табл. 9).

Таблица 9

Данные о формировании, размещении и исполнении государственного заказа Санкт-Петербурга в 2011 г.

Наименование

План

Исполнено

Отклонение от плана, %

Бюджет

Уд. вес, %

Бюджет

Уд. вес, %

бюджета

уд. веса

1

2

3

4

5

6

7

Открытый конкурс

147963,5

25,6

114288,4

21,6

-22,8

-4,0

Открытый аукцион

314439,8

54,3

8182,7

1,5

-97,4

-52,8

Открытый аукцион в электронной форме

92766,6

16,0

88218,0

16,6

-4,9

0,6

Запрос котировок

4952,3

0,9

4574,1

0,9

-7,6

0,0

У единственного поставщика

16648,9

2,9

313439,3

59,1

1782,6

56,2

Публичная закупка

1937,1

0,3

1473,6

0,3

-23,9

-0,1

Итого

578708,2

100,0

530176,1

100,0

-8,4

0,0

Как видно из данных таблицы 9, несмотря на выполнение плана в 2011 г. по количеству исполненных процедур по открытому аукциону, в денежном выражении произошло сокращение бюджета по открытому аукциону на 97,4%. Если по плану на открытый аукцион предусматривалось больше половины всего планового бюджета, то по результатам исполнения бюджет по открытому аукциону составил 1,5% от исполненного бюджета. Бюджет по открытому аукциону был перераспределен в пользу процедур у единственного поставщика, удельный вес которых увеличился на 56,2%. Также возрос удельный вес в исполненном бюджете процедур по открытому аукциону в электронной форме - на 0,6%.

Проанализируем величину экономию и остатка от исполнения государственного заказа Санкт-Петербурга в 2011 г. (табл. 10).

Таблица 10

Экономия и остаток от исполнения государственного заказа Санкт-Петербурга в 2011 г.

Наименование

Экономия

Остаток

Тыс. руб.

Уд. вес от плана, %

Уд. вес от исполнения, %

Тыс. руб.

Уд. вес от плана, %

Уд. вес от исполнения, %

1

2

3

4

5

6

7

Открытый конкурс

-

-

-

-

-

-

Открытый аукцион

2117,6

0,67

25,88

10858,4

3,45

132,70

Открытый аукцион в электронной форме

-

-

-

2633,3

2,84

2,98

Запрос котировок

-

-

-

-

-

-

У единственного поставщика

-

-

-

-

-

-

Публичная закупка

-

-

-

463,5

23,93

31,46

Итого

2117,6

0,37

0,40

13955,2

2,41

2,63

Данные показывают, что в 2011 г. СПб ГУ «ГАПИ» удалось сэкономить 2117,6 тыс. руб. бюджетных средств, или 0,37% от плановых средств и 0,40% от исполненного бюджета. Вся экономия в СПб ГУ «ГАПИ» достигнута за счет эффективного расходования средств, выделенных на исполнение заказов, разыгранных на открытом аукционе.

Остаток средств, выделенных на исполнение заказов, разыгранных на открытом аукционе, в 2011 г. составил 10858,4 тыс. руб., или 3,45% от планового бюджета. Кроме того остаток средств образовался по результатам выполнения заказов, полученных по итогам победы на открытом аукционе в электронной форме на сумму 2633,3 тыс. руб. и при публичной закупке на сумму 463,5 тыс. руб.

Полученные данные подтверждают экономическую эффективность закупочной деятельности СПб ГУ «ГАПИ». При этом наибольшая эффективность была достигнута по процедурам открытого аукциона.

Проанализируем экономическую эффективность размещения заказов, сравнив основные показатели по структуре и динамике экономии при проведении данной процедуры на федеральном уровне. Рассмотрим результаты аналитического расчета Министерства регионального развития РФ о проведении торгов и других способов размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государственных заказчиков на период января - ноября 2011 г.

За основу оценки эффективности размещения заказа способом открытого аукциона примем следующие параметры:

- среднее количество поставщиков, принявших участие в одном конкурсе, аукционе, закупке (как показатель расширения конкуренции);

- всего проведено торгов (лотов) и других способов размещения заказов (как показатель положительных оценок процедуры со стороны большинства заказчиков);

- общее количество заявок, поданных для участия в торгах (лотах) и закупках (как показатель открытости процедуры и возможности поучаствовать большинству хозяйствующих субъектов).

Доля стоимости заключенных контрактов и сделок по различным видам торгов и другим способам размещения в общей стоимости заключенных контрактов и сделок определяется как отношение значений, указанных в столбцах с 4 по 12 в строке 306 к значению столбца 3 стр. 306.

Доля суммы изменения стоимости заключенных контрактов и сделок в общей стоимости заключенных контрактов и сделок рассчитывается как отношение величины, указанной в строке 314, к строке 306.

Среднее количество поставщиков, принявших участие в одном конкурсе, аукционе, закупке равно отношению разницы строк 201, 208, 213 и 214 к строке 101.

Расчетные показатели для оценки эффективности торгов и других способов размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в Российской Федерации за январь - ноябрь 2011 г. представлены в таблице 11.

На основе анализа данных таблицы 11 можно сделать следующие выводы.

Среднее количество поставщиков, принявших участие в одном конкурсе, аукционе, закупке (как показатель расширения конкуренции). Согласно данному показателю размещение заказа именно способом открытого аукциона в электронной форме превышает по количеству участвующих поставщиков иные виды закупочной деятельности. Средняя доля поставщиков, участвующих в открытом аукционе - 2,61, когда этот же показатель в других закупках варьируется от 1,89 при закрытом аукционе, 1,56 при запросе котировок и 1,54 при электронном аукционе.

Средняя доля поставщиков, участвующих во всех видах аукциона, по итогам 11 месяцев 2011 г. составила 1,63, что существенно превышает аналогичный показатель для всех видов конкурсов, равный 1,14.

При увеличении количества поставщиков, участвующих в аукционе возрастает вероятность закупки более качественной продукции по более низкой цене, что является основным преимуществом процедур открытого аукциона в электронной форме и обеспечивает результирующую эффективность закупочной деятельности СПб ГУ «ГАПИ».

Всего проведено торгов (лотов) и других способов размещения заказов (как показатель положительных оценок процедуры со стороны большинства заказчиков). Согласно данному критерию электронные аукционы уступают по количеству (259170) проведенных торгов запросу котировок (311845) и размещению заказа у единственного поставщика (7042163), которые являются бес торговыми по своему виду, зато превышают значительно по общему количеству торговые процедуры конкурса (44984) и аукциона (283814).

Общее количество заявок, поданных для участия в торгах (лотах) и закупках (как показатель открытости процедуры и возможности поучаствовать большинству хозяйствующих субъектов). По данному показателю процедура открытого аукциона в электронной форме также имеет высокие оценки, намного превышающие количественные оценки иных торговых процедур, за исключением без торговой процедуры запроса котировок. Согласно официальной статистики Министерства регионального развития РФ, количество заявок на электронный аукцион составляет 621186, тот же самый показатель для открытых конкурсов - 93025, для открытых аукционов - 82357, для запроса котировок - 776352. Данные оценки свидетельствуют о безусловном расширении участия в процедуре, а, следовательно, более качественном размещении заказа. Превышение запроса котировок по количеству заявок электронный аукцион свидетельствует только о достаточно упрощенной форме данного способа размещения заказа, не предполагающего финансового обеспечения участия в процедуре и достаточно простой формы документации, чего не скажешь об электронном аукционе.

Таким образом, введение электронных аукционов вывело государственные закупки на новый уровень. Госзаказ стал гораздо доступнее для поставщиков, независимо от их месторасположения. Ряд государственных новшеств позволил оперативно получать информацию о предстоящих аукционах, повысить конкуренцию и сократить государственные издержки. С точки зрения эффективности размещения заказа - как экономической, так и суммарной, синергетической - процедура открытого аукциона в электронной форме является более оптимальной по различным показателям, прежде всего расширения конкуренции, оптимизации управленческой и организационной деятельности закупок, экономии бюджетных средств с предоставлением требуемого качества поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, более предпочтительной для участников размещения заказа вследствие доступности и масштабности электронной торговли в государственном секторе. Поэтому СПб ГУ «ГАПИ» необходимо полностью переходить на данный вид закупочной деятельности, тем более, как показал анализ, в последние 3 года в системе государственного заказа данного учреждения наблюдается тенденция полного перехода на электронную форму закупок. В связи с этим приобретает особенную важность совершенствование механизма участия СПб ГУ «ГАПИ» в электронных аукционах.