1.3. Основные задачи и принципы системы управления государственным заказом
Эффективность национальных экономик определяется, в существенной мере, не только соотношением долей государственной и частной форм собственности, но и, в первую очередь, уровнем конкуренции между хозяйствующими субъектами, в том числе, и конкуренцией за выполнение государственного заказа[1]. С этой целью организуемая государством конкуренция в сфере госзакупок ориентируется на обеспечение следующих факторов развития:
— равенство возможностей в получении госзаказа и уход от уравниловки, которая в конечном итоге порождает дух иждивенчества),
— рост государственной значимости частного бизнеса и частной собственности (праведно заработанной), как условий, мобилизующих коллективы и каждую личность, повышающих качество рабочей силы, то есть условий всего того, без чего не может быть динамично развивающейся и процветающей экономики (можно сказать, что в современных условиях если нет добросовестной конкуренции, то нет и полноценного государства),
— гармоничное сочетание норм частной собственности с реализуемыми государством идеями коллективизма в решении задач социально -экономического развития.
При полном задействовании этих факторов в государственном управлении возрастании энергия предпринимателей и положительные эмоции общества в оценке справедливости расходования средств налогоплательщиков.
Таким образом, в современных условиях госзакупки выступают инструментом реализации концепции госуправления по формуле «план + рынок = госрегулирование», то есть инструментом работы «невидимой руки рынка» и видимой руки обоснованного госуправления.
Под функцией государственного заказа следует понимать полноценное проявление интегрированных свойств его элементов для преобразования траектории развития национальной экономики в свете задач, поставленных президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым[2].
При этом государственный заказ должен обладать и многими системными признаками, а именно: распределением по функциональным качествам и количественным характеристикам, взаимосвязанностью и взаимообусловленностью структурных элементов, возможностью использования различных факторов и условий формирования, территориальной и отраслевой принадлежностью, внутренними экономическими законами и закономерностями развития, комплексом связей с другими механизмами государственного регулирования экономики.
Как отмечает Г.А. Хачатрян, посредством государственных заказов решаются такие задачи как[3]:
— поддержание рыночной конкуренции;
— развитие рыночной инфраструктуры и информационного пространства;
— формирование рынка инноваций и стимулирование новых технологий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
— создание новых рабочих мест, предотвращение социальных конфликтов и снижение безработицы;
— обеспечение экологической безопасности и др.
Посредством механизма госзакупок решается проблема привлечения ресурсов для ускоренного экономического роста и социального развития.
Система государственных заказов в России представляет собой целостную мультиуровневую макроэкономическую систему, тесно взаимосвязанную с организацией национальной экономики России (рис. 6)[4].
Рис. 6. Система государственных заказов в Российской Федерации.
Эффективное использование государственных средств напрямую связано с обеспечением конкуренции среди поставщиков на рынке государственных закупок. Основными принципами размещения государственного заказа, являются следующие[5]:
— первый принцип — законность деятельности государственных заказчиков, в соответствии с которым все действия заказчиков должны быть определены законодательными и нормативными документами;
— второй принцип — эффективность размещения государственного заказа, в соответствии с которым эффективность закупки может быть достигнута за счет внедрения конкуренции на рынке;
— третий принцип — равенство поставщиков и справедливость. Конкуренция на рынке государственных закупок может обеспечиваться только при равенстве поставщиков, одинаковые требования для всех поставщиков применяются в процессе проведения конкурса и определении победителя и равенство поставщиков может быть обеспечено объективностью проведения конкурсных процедур;
— четвертый принцип — транспарентность предполагает наличие ясных правил и действенных механизмов, обеспечивающих соблюдение этих правил и является одним из важнейших факторов, обеспечивающих высокую эффективность расходования государственных средств при проведении закупок;
— пятый принцип — принцип ответственности осуществление контроля над процессом размещения государственного заказа, который предполагает и ответственность заказчика за нарушения законодательства, и эффективность проведенной закупки.
По мнению Л.Г. Каранатовой, существующее в системе государственного заказа противоречие между протекционизмом и транспарентностью, которое заключается в предоставлении преимуществ национальным товарам и услугам, по сравнению с иностранными, должно стать стимулом к развитию эффективности и качества национальных производств, до момента преодоления технологической отсталости российскими компаниями[6].
Принципы системы управления государственным заказом сформулированы в проекте Федерального закона «О федеральной контрактной системе»:
— открытость (прозрачность) системы управления государственным заказом;
— конкуренция в системе управления государственным заказом;
— профессионализм заказчика;
— единство системы управления государственным заказом;
— ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств.
Согласно принципу открытости (прозрачности) системы управления государственным заказом федеральная контрактная система является открытой для общества. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о системе управления государственным заказом, за исключением информации, составляющей государственную и тайну и иной информации, доступ к которой ограничен в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Подлежащая размещению в единой информационной системе и предоставляемая в иной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом информация о планах и обо всех этапах осуществления закупок товаров, работ, услуг должна быть полной, достоверной и своевременной.
В соответствии с принципом конкуренции в системе управления государственным заказом федеральная контрактная система обеспечивает создание равных условий для конкуренции между производителями, поставщиками, подрядчиками, исполнителями при обеспечении государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах. Конкуренция в системе управления государственным заказом должна быть основана на добросовестном ценовом и неценовом состязании между участниками процедур закупок в целях превзойти иных участников в качестве, ассортименте, комплектности и иных параметрах поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Принцип профессионализма заказчика предполагает, что федеральная контрактная система предусматривает осуществление деятельности заказчика преимущественно на профессиональной основе с привлечением к работе квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями, опытом и навыками в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.
Согласно принципу единства системы управления государственным заказом, федеральная контрактная система основывается на единых принципах и подходах, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды в товарах, работах и услугах посредством последовательной и эффективной реализации этапов прогнозирования государственных нужд в товарах, работах и услугах, планирования государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, осуществления закупок товаров, работ и услуг, аудита и контроля в системе управления государственным заказом.
В соответствии с принципом ответственности за результативность осуществления закупок и эффективность расходования бюджетных средств, заказчики, их должностные лица обязаны обеспечивать достижение ожидаемого наиболее выгодного для заказчика результата осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с запланированным объемом подлежащих удовлетворению государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, а также эффективность расходования бюджетных средств на указанные цели.
Многие принципы и правила государственных закупок заимствованы из мировой практики; в итоге российское законодательство еще далеко от совершенства, тем не менее оно определяет формальные процедуры и требования к предложениям участников торгов. Без знания этих процедур, а так же сложившейся практики проведения закупок, крайне сложно проводить закупки для государственных нужд. В мировой практике в ходе размещения заказов для государственных нужд широко применяются принципы «прокьюремента» (англ. procurement — закупки), которые установлены такими международными документами, как, Соглашение о государственных закупках в рамках Всемирной торговой организации, документами и директивами стран-участниц АТЭС, ЕС. Вместе с тем,
не сформированы единые подходы к определению сущности государственных закупок, в том числе, кто и каким образом осуществляет государственные закупки и какие закупки следует относить
к государственным[7].
Таким образом, в современных рыночных условиях система государственных заказов становится мощным рычагом влияния государства на экономику и играет важную роль не только в общественном производстве, но и в экономической жизни общества в целом. Термин «государственные закупки» рассматривается в экономической литературе как обобщенное понятие, включающее поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения государственных нужд РФ. Госзакупками считаются любые закупки за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов. Государственный заказ развивается как подсистема системы государственного регулирования экономики, поэтому нарушение принципа системности в организации и управлении данным процессом ведет к снижению его результативности. Сейчас в России сформированы лишь элементы федеральной контрактной системы, охватывающей только этапы конкурсного отбора, как правило, стандартных товаров. Однако до настоящего времени остаются практически не проработанными механизмы планирования и управления федеральным контрактом, эффективного финансирования и кредитования поставок, в т.ч. за счет частного капитала, стимулирования поставщиков и потребителей, ценообразования и др.
[1] Паньшин Б.Н. Государственные закупки: национальная значимость и оценка направлений межгосударственного сотрудничества // Вестник БГУ. — 2011. — № 1. — С. 41.
[2] Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации» от 30.11.2010 // Парламентская газета. — 2010. — N 63.
[3] Хачатрян Г.А. Системный подход к управлению государственными закупками // Менеджмент в России и за рубежом, 2010. — № 4. — С. 72-79.
[4] Каранатова Л.Г. Функции и особенности государственного заказа как экономической категории // Научные труды Северо-Западной академии государственной службы. — 2011. — Т. 2. — Вып.1. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011. — С. 68-81.
[5] Каранатова Л.Г. Использование государственного заказа в качестве механизма инновационного развития экономики России // Экономика и управление. — 2011. — № 5 (67). — С.80.