Выводы по главе 1

Просмотров: 49

Правовое регулирование приобретения товаров для обеспечения нужд российского государства имеет продолжительную историю. Среди основных источников права, регулирующих правоотношения в данной области в дореволюционный период, выделяют такие как: Указ «О вызове подрядчиков для делания пороха» (1714 г.), Регламент управления Адмиралтейства и Верфи (1721 г.), Регламент Коммерц-коллегии (1732 г.), Регул провиантского правления (1758 г.), Учреждение о губерниях (1775 г.), «Правила, по коим должны поступать Казенные палаты, до издания устава оным, при заключении контрактов по подрядам, поставкам и откупам» (1800 г.), «Устав о провианте для продовольствия войск» (1802 г.), Указ «Об отдаче по всем местам, торги производящим, подрядов в разные руки по частям» (1815 г.), Свод законов гражданских (1832 г.), Положение о подрядах и поставках (1900 г.). Общая тенденция такого регулирования - принятие самостоятельных правовых актов о государственных закупках. Поскольку существовавшая система государственных закупок была признана неэффективной, еще в апреле 2013 года разработан Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступит в силу с 1 января 2014 года. Государственный контракт определяется как договор, заключенный от имени Российской Федерации государственным заказчиком для обеспечения, соответственно, государственных нужд. Между тем в новом законе отсутствует определение понятия «государственных нужд». Принятие нового закона кардинально изменило правила планирования, распределения и исполнения государственных закупок. Важнейшим концептуальным новшеством Закона о контрактной системе является подход, по которому законодательному регулированию подлежит не только процедура размещения государственного заказа. Согласно п. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе он призван регулировать вопросы планирования обеспечения государственных нужд, осуществления закупок для государственных нужд, мониторинга, аудита и контроля выполнения государственного контракта. Вторым важнейшим новшеством станет концепция информационной открытости всех названных стадий закупочных отношений, закрепленная в ст. ст. 6 и 7 Закона о контрактной системе в качестве основного принципа федеральной контрактной системы. Закон № 44-ФЗ сочетает в себе 2 базовых принципа, позволяющих добиться максимально эффективного использования бюджетных средств: открытости и конкурентности госзакупок. ФКС создает реальные барьеры проведению формальных торгов, выставлению формальных требований. Одной из принципиальных законодательных новаций должна стать ориентация на результат.