Введение (Управление закупками продукции для муниципальных нужд)

Просмотров: 61

Актуальность темы исследования обусловлена важной ролью муниципального заказа в Российской Федерации, выполняющего не только задачи по обеспечению муниципальных нужд, но и обеспечивающего социально-экономическое развитие муниципального образования. Вопрос сокращения издержек муниципальных образований весьма актуален для системы муниципального управления. Одним из эффективных способов снижения издержек является проведение конкурсных закупок сырья, товаров и услуг. Конкурсный принцип поставок позволяет производить закупки по оптимальным рыночным ценам при условии наличия конкуренции на рынки данного товара или услуги.

Проблема формирования эффективной системы муниципальных закупок стала особенно актуальной в связи с устойчивой тенденцией роста объема расходов на муниципальные закупки, увеличения их доли в муниципальном бюджете. Система муниципальных заказов, за­купок продукции, работ и услуг для муниципальных нужд является важным фактором влияния муниципального образования на муниципальную экономику.

В настоящее время в системе муниципально­го заказа в России выделяется ряд про­блемных моментов, требующих тщательной проработки со стороны специалистов:

- отсутствие эффективной экономичес­кой сферы муниципальных закупок;

- несогласованность между органами исполнительной власти разного уровня;

- отсутствие механизма определения эффективности муниципальных закупок;

- несовершенство технических средств размещения муниципального заказа;

- нехватка квалифицированных специа­листов;

- несогласованность сроков финансиро­вания и сроков проведения тендеров.

С момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О разме­щении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» законодательство в сфере размещения заказов постоянно совершенствовалось и продолжает дина­мично изменяться. Тем не менее законодательство о муниципальных закупках содержит ряд правовых пробелов, которые сказываются на неэффективности системы управления закупками продукции для муниципальных нужд.

Отсутствие серьезной юридической проработки понятийного аппарата, а также норм, регулирующих муниципальные закупки, приводит к тому, что современное законодательство в указанной сфере является запутанным и требующим серьезного изучения и доработки. Все недостаточно четко отрегулированные вопросы в сфере муниципальных закупок так или иначе приводят к появлению проблем в сфере их финансирования, а точнее - расходования бюджетных средств. Кроме того наличие множества проблем в сфере регулирования и управления муниципальных закупок отразилось на формировании неформального «теневого» института коррупции, препятст­вующего развитию цивилизованного рынка муниципальных заказов, формированию экономической среды для установления эффективных контрактных отношений между государством - заказчиком и его поставщиками (исполнителями, подрядчиками).

В связи с вступлением Российской Федерации в ВТО возникает необходимость в проработке отечественного законодательства с тем, чтобы предусмотреть меры по защите российских товаропроизводителей на национальном рынке муниципальных закупок.

В настоящее время возросла необходимость совершенствования механизма муниципальных заку­пок за счет консолидации заказов, применения современных процедур их размещения, исключения неоправданных ограничений, усложненных и неэффективных процедур. При осуществлении муниципальных закупок необходимо обеспечить снижение расходов и за счет исключения практики необоснованного завышения цен, особенно когда подобное происходит в таких чувствительных сферах, как закупки для нужд обороны, закупки лекарств, строительство и реконструкция автомобильных дорог. Система муниципальных закупок должна исключать случаи необосно­ванного завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетент­ными исполнителями, а также задержки в реализации соответствующих процедур. Муниципальные закупки должны использоваться в том числе в качестве инструмента структурными преобразованиями в российской экономике, способа стимулирования технологической модернизации и повышения конкурентоспособности эффективных производителей.

Прогнозирование и планирование муниципальных закупок является одним из элементов федеральной контрактной системы.

За последние годы система муниципальных закупок получила мощное информационное обеспечение в виде общероссийского официального сайта. Однако централизация закупок на едином сайте не решает множества проблем управления финансовыми ресурсами, в част­ности, не установлены преграды на пути злоупотреблений заказчиков при формировании начальных цен контрактов и общих условий закупки, ограничивающих конкуренцию.

Степень научной разработанности проблемы достаточно велика. Проблема места и роли муниципального заказа в экономической деятельности государства с самого начала реформ являлась предметом дискус­сий отечественных ученых и специалистов.

Объектом исследования являются закупки продукции для муниципальных нужд.

Предметом является организация управления закупками продукции муниципальных нужд.

Цель проанализировать практику управления закупками продукции для муниципальных нужд и обозначить направление совершенствования на примере города Новороссийска.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

- определить понятие и рассмотреть сущность закупок для муниципальных нужд;

- изучить нормативно-правовое регулирование организации закупок для муниципальных нужд;

- рассмотреть формы и методы управления закупками;

- исследовать процесс планирования закупок для муниципальных нужд;

- изучить динамику закупок продукции для муниципальных нужд Новороссийска;

- проанализировать процесс мониторинга и контроля закупочного цикла    ;

- выявить проблемы управления закупками;

- разработать направления совершенствования управления закупками.

Методы исследования: анализ, логический, сравнительный.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральное, региональное и муниципальное законодательство, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иные подзаконные нормативные правовые акты.

Теоретическую базу исследования составили труды экономистов в сфере теории и практики муниципального заказа, посвященные проблемам управления муниципальными закупками, таких как: Авдейкина А.А., Андреева Л.В., Андреева М.Ю., Антонов В.И., Барихин А.Б., Белов В.Е., Белых В.С., Беляева О.А., Ботоева Г.И., Бункина М.К., Вилкин А.С., Гатаулина Л.Ф., Горбунова О.Н., Калмыков Ю.П., Киселева О.В., Ковалев И.Н., Козин М.Н., Красильникова Е.В., Ленева Е.В., Маркелов К.Б., Мельников В.В., Надеин В.В., Осокина А.С., Сатюков А.А., Сухадольский Г.А., Тычинский И.Ф., Юнусова П.С., Яковлев А.А. и других.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и интеграции имеющихся знаний и современных теоретических представлений о механизме управления закупками продукции для муниципальных нужд.

Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных предложений по совершенствованию управления закупками продукции для муниципальных нужд.

Структура исследования состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографического списка.