Услуги экспертов, экспертных организаций для Заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Просмотров: 157

ООО «Бартон» оказывает профессиональные услуги экспертов, экспертных организаций для Заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Компания располагает сотрудниками, имеющими необходимую квалификацию экспертов.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) в ст. 58 определяет, что при проведении конкурсов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям заказчик вправе привлекать экспертов, экспертные организации. Кроме того в ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в ряде случаев, когда закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Всего таких случаев насчитывается 16 из тех 28, что перечислены в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Кроме того, Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных контрактом. Закон № 44-ФЗ упоминает три случая участия экспертов: 1) для обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям заказчик вправе привлекать экспертов (ст. 58 Закона № 44-ФЗ); 2) при приемке товаров, результатов работ, услуг в ходе исполнения контракта (ст. 94 Закона № 44-ФЗ); 3) при одностороннем расторжении контракта по инициативе заказчика (ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Производство экспертизы должно базироваться на соответствующей нормативной базе и технических нормах (стандартах, методических рекомендациях, приказах, нормативах). И уже давно обсуждается вопрос о необходимости формирования основ для функционирования альтернативных экспертных учреждений (организаций) и частнопрактикующих экспертов. Решаемые посредством экспертизы вопросы весьма разнообразны, поскольку их постановка определяется потребностями практической деятельности субъектов правореализационного процесса. Именно с учетом широты применения экспертной деятельности независимая экспертиза всегда остается востребованной не только в предпринимательских кругах, но и в сфере деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных органов, а также физических лиц для защиты своих прав. Отметим, что Заказчик лишен возможности провести экспертизу результатов исполнения контракта самостоятельно, а обязан привлечь стороннего эксперта, например, при закупке у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента РФ, при выполнении работ по мобилизационной подготовке, при заключении контракта на поставку российских вооружения и военной техники, при возникновении потребности в товарах, работах, услугах вследствие аварии, при поставке культурных ценностей и т.д. В самом общем виде эксперт (от лат. expertus - опытный) - квалифицированный специалист в определенной области, привлекаемый для исследования, консультирования, выработки суждений, заключений, предложений, проведения экспертизы. Эксперт, экспертная организация - это обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в определенных областях физическое или юридическое лицо (п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Можно заключить, что в Законе № 44-ФЗ установлены требования к лицам (их работникам), оказывающим экспертные услуги заказчикам. Обращаем внимание на договорный характер работы экспертов. Рекомендуем предусмотреть соответствующие средства для оплаты их услуг уже на 2014 г., тем более что в ряде случаев их привлечение обязательно в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Привлекаемый эксперт (экспертная организация) также должен соответствовать требованиям, предусмотренным в ст. 41 Закона № 44-ФЗ (эта норма нацелена на обеспечение объективности эксперта при проведении экспертизы). Заказчик вправе установить требования к участникам закупки услуг по экспертизе о наличии у них или их работников специальных познаний, опыта, квалификации в области науки, техники, искусства или ремесла и потребовать представления при подаче заявок документов, подтверждающих соответствие данному требованию. Однако необходимо иметь в виду, что Закон № 44-ФЗ не конкретизирует требования к экспертам и работникам экспертных организаций по уровню образования и квалификации или по определенному опыту работы. Более того, в п. 15 ст. 3 Закона № 44-ФЗ не используется термин «образование», а значение примененного термина «специальные познания» не раскрыто ни в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок, ни в иных нормативных правовых актах. Помимо требований обладания специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, к экспертам предъявляется еще ряд требований (ст. 41 Закона № 44-ФЗ). К проведению экспертизы не могут быть допущены: 1) физические лица, если они: а) являются либо в течение менее двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являлись должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя); б) имеют имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза; в) являются близкими родственниками с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоят с ними в браке; 2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц; 3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо или косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы. Если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, в соответствии с законодательством РФ установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций для проведения такой экспертизы должен осуществляться из числа лиц, соответствующих указанным требованиям. Эксперты не могут быть членами аукционной, конкурсной, единой и других подобных комиссий у данного заказчика. Эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы. В случае выявления в составе экспертов лиц, которые не могут проводить экспертизу, заказчик должен принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иного эксперта, иной экспертной организации. Обращаем внимание, что в данном случае обязанность лежит на заказчике. Полагаем, что с точки зрения противодействия коррупции это ключевое положение. Недобросовестным заказчикам не удастся полностью «прикрыться» заключением эксперта, а у контролирующих органов появится юридическая возможность ставить заключение экспертов под сомнение. Нормативного документа, который устанавливал бы единые требования к экспертам, в нашей стране не существует. Поэтому можно рекомендовать выбирать экспертов, например, в зависимости от предмета самого контракта (Например: Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. № 1263). В любом случае выбор лица, которое может считаться экспертом в определенной сфере деятельности, обусловлен субъективной оценкой, субъективным решением заказчика. Наличие специальных познаний эксперта должно быть подтверждено соответствующими доказательствами (дипломами об образовании и повышении квалификации, документами об ученой степени, научными публикациями, документами, подтверждающими опыт практической работы и др.). На это указано в абз. 10 п. 21 Обзора судебной практики по некоторым вопросам, связанным с рассмотрением арбитражными судами дел с участием иностранных лиц, направленного Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 № 158. Таким образом, согласно действующему законодательству и практике его применения допускается, что наличие специальных познаний не обусловлено наличием соответствующего образования или квалификации, подтверждаемых документально. Опыт в определенной сфере не обязательно связан с наличием трудового стажа, подтвержденного записями в трудовой книжке (например, такой опыт может быть получен в результате выполнения работ по договорам подряда). Исходя из вышеизложенного установление в извещении о закупке требования к участникам о наличии у эксперта (работников экспертной организации) образования по определенной специальности, определенной квалификации, опыта работы, а также о представлении при подаче заявок на участие в определении документов, подтверждающих соответствие указанному требованию, может быть признано действием, направленным на ограничение конкуренции, что противоречит ч. 2 ст. 8 Закона № 44-ФЗ. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ. Для проведения экспертизы эксперты имеют право запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (в т.ч. относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта). За представление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение экспертом обязанности уведомления заказчика о том, что не может проводить экспертизу, эксперт (экспертная организация), должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Обращаем внимание, что проведение экспертизы может занять определенное время, поэтому следует заранее позаботиться над оптимизацией положений контрактов, касающихся приема товара, выполненной работы или оказанной услуги. Особенно если в условиях ограниченного количества экспертов будет необходимо привлекать экспертов, проживающих в других населенных пунктах. Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения. Учитывая техническую сложность споров, связанных с поставкой некачественных товаров для государственных нужд (с учетом качества составления технических заданий), рекомендуем внимательно относиться к выбору эксперта (экспертной организации), в арбитражном суде, если компетентность и независимость эксперта не будут оспорены, заключение эксперта будет важным доказательством и позволит минимизировать временные затраты на разрешение спора. В практике деятельности музеев мы сталкиваемся со случаями, когда при закупках культурных ценностей некоторые музеи проводят экспертизу закупаемых предметов своими силами, а потом данные экспертизы представляются в пакете документов для включения предметов в состав Музейного фонда РФ. Очень часто таким заключением является заключение экспертной фондово-закупочной комиссии соответствующего музея. Такое экспертное исследование проводится до заключения договора купли-продажи. Закон № 44-ФЗ обязывает проводить еще одно исследование, но уже после того, как контракт заключен. При этом следует учитывать, что все время, пока проводится изучение предмета с целью определения необходимости его закупки, как правило, предмет находится в музее. И при заключении договора купли-продажи имеет место traditio brevi manu. Резонно возникает вопрос, зачем дважды проводить одну и ту же экспертизу? Ранее вопрос проведения экспертизы не был урегулирован на уровне закона, в изменившейся ситуации, видимо, потребуется внесение изменений в подзаконные нормативные акты, посвященные включению предметов в состав Музейного фонда РФ. Нам представляется более целесообразным внесение изменений в Закон № 44-ФЗ, предусматривающих соответствующее исключение из общего правила проведения экспертизы на этапе исполнения контракта. Закон № 44-ФЗ предусматривает ситуацию, когда по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги. В этом случае в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в т.ч. с указанием срока их устранения. Для учреждений культуры это удобная норма, т.к. на практике многие из них испытывают затруднения, связанные с определением сроков, которые необходимы для исправления недостатков товаров, работ, услуг. Закон № 44-ФЗ предусматривает, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, если это было предусмотрено контрактом. При этом заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов (экспертных организаций) до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. ч. 8 и 10 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Мы настоятельно рекомендуем заказчикам проводить экспертизы. Такие случаи чреваты скандалами и длительными судебными разбирательствами, и подкрепление своей позиции заключением эксперта никогда не повредит. Важно помнить, если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов (экспертных организаций), решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта (экспертной организации) будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Мы советуем заказчикам помнить, что, если они не проведут экспертизу сами, недобросовестные поставщики могут провести экспертизы сами или иным образом подтвердить соответствие своих действий контракту. Еще раз обращаем внимание, что Закон № 44-ФЗ предусматривает право заказчика провести экспертизу «до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта». Полагаем, что экспертиза, проведенная после, также будет принята во внимание, но ее значение будет меньшим. Закон № 44-ФЗ содержит важную норму, касающуюся одностороннего отказа от исполнения контракта: заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). В ряде случаев поставщику будет технически сложно компенсировать затраты на проведение экспертизы и он может не уложиться в отведенные 10 дней. Если же экспертиза не проводилась, то компенсировать затраты нет необходимости, достаточно исправить нарушение. При этом заказчик будет поставлен в затруднительное положение, т.к. может своевременно не узнать об этом. Такие случаи на практике не редкость. К тому же проще ссылаться на выписку из лицевого счета, согласно которой платеж вовремя не поступил, чем документально фиксировать несвоевременность устранения недостатка.

Полезная информация подробнее: Участие экспертов в процедурах закупки,  Контрактная система: правовое положение экспертов