Роль государственных заказчиков в системе управления государственным заказом в РФ

Просмотров: 39
2.2. Роль государственных заказчиков в системе управления государственным заказом в РФ

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 94-ФЗ любые получатели бюджетных средств являются государственными (муниципальными) заказчиками. Но по существу понятие «заказчик» в Законе № 94-ФЗ является собирательным и смешивает несколько позиций[1]:

1) заказчик-закупщик как организатор проведения закупки;

2) заказчик-получатель как конечный потребитель продукции;

3) заказчик-исполнитель контракта.

Последние две позиции осуществляются по результатам закупочных процедур в рамках административно-хозяйственной деятельности органа власти, учреждения. А сам результат закупки (состоялась или нет, обеспечили потребность или нет, какой получился экономический эффект) зависит от «заказчика-закупщика».

Чаще всего результат зависит не столько от уровня квалификации специалиста по закупкам, сколько от объема заказа и начальной (максимальной) цены контракта. Несомненно, чем выше начальная цена контракта, тем более интересным является это предложение для поставщиков, исполнителей, подрядчиков; тем выше уровень конкуренции при проведении закупки и, соответственно, тем выше полученный по результатам экономический эффект.

Исходя из норм, установленных федеральным законодательством о размещении заказов, представляется возможным 3 способа централизации закупок:

- первый - проведение закупок уполномоченным органом;

- второй - закупки товаров, работ или услуг через проведение совместных торгов;

- третий - закупки услуг склада по поставкам товаров.

Однако проведение совместных торгов является очень сложным с точки зрения организации: организатору требуется заключить Соглашение с каждым заказчиком-участником, но их может быть более двух десятков...

Два других варианта централизации нашли отражение в концеп­ции новой редакции Федерального закона № 94-ФЗ. Важным является предложение о сохранении централизации функций по разме­щению заказов на уровне уполномоченных органов субъектов РФ и федеральных министерств по подведомственным учреждениям.

На этапе формирования инструментов и механизмов Федераль­ной контрактной системы, в первую очередь, необходимо обратить внимание не на расширение правил закупок у единственного поставщика, а на создание эффективной системы организации закупок на территории субъекта Российской Федерации, муниципального обра­зования, в т.ч. на использование элементов инфраструктуры для централизованных поставок - складов, логистических центров.

Заключение договора подряда с бюджетным учреждением не всегда служит гарантией своевременности и полноты расчетов. Такой заказчик, как и любой другой, тоже может не выполнять своих обязательств или пытаться уйти от ответственности. Многие подрядчики считают, что призвать заказчика по государственному или муниципальному контракту к материальной ответственности нереально, поскольку наиболее распространенной причиной нарушения сроков оплаты является отсутствие у бюджетного учреждения финансирования. Однако жизнь свидетельствует об обратном - взыскать с заказчика-нарушителя неустойку или проценты за пользование чужими денежными средствами можно.

Закон предусматривает ограниченный набор механизмов защиты заказчика от недобросо­вестного поведения поставщика. Это, во-первых, право организатора торгов включить в конкурсную документацию требование о финансовом обеспечении заявки (в виде банковской гарантии или страхова­ния ответственности), которое может составлять до 30% от начальной стоимости контракта. Во-вторых, закон предусматривает механизмы применения судебных санкций за нарушение условий контракта, а также внесение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков. Реестр недобросовестных поставщиков является эффективной мерой воздействия только на крупные компании, для фирм-однодневок внесение в него никаких проблем создать не может. Наконец, заказчик вправе предусмотреть в контракте поэтапную приемку товара, работ или услуг. В этом случае он получает возможность «диагностировать» недобросовестное поведение поставщика на ранних этапах исполнения контракта.

Тем не менее перечисленные механизмы явно недостаточны для компенсации всех возможных потерь, которые могут нести заказчики вследствие некачественного исполнения контракта или недобросовестного поведения поставщика. Предусмотренное законом финансовое обеспечение заявки не может покрыть все возможные потери поставщика, связанные со срывом сроков исполнения контракта, а также косвенные затраты и издержки, вызванные некачественным исполнением контракта. Причем речь может идти не только о финансовых, но и репутационных и социальных издержках.

Снижение рисков незаключения договора (контракта) по результатам закупочных процедур, равно как и некачественного исполнения такого договора, является одной из приоритетных задач в деятельности любого заказчика.

В мировой практике основными инструментами управления такими рисками считаются квалификационный отбор и финансовое обеспечение[2].

Надо отметить, что даже выбор самого опытного поставщика не дает стопроцентной гарантии успешного выполнения им договора, но шансы на такой исход становятся максимальными. Не имеющий опыта поставщик также может достойно справиться с задачей, но вероятность возникновения проблем, к сожалению, весьма высока.

В мировой практике квалификацию поставщика рассматривают с нескольких сторон: учитывают деловую репутацию, опыт выполне­ния работ и оказания услуг, наличие производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов, оценивают квалификацию работников и т.д. В то же время не все вышеперечисленное, на наш взгляд, следует использовать в отечественных госзакупках. К примеру, весьма субъективным и спорным является оценка репутации.

Поэтому именно для госзакупок в первую очередь целесообразно учитывать опыт поставщика как организации и опыт его ключевых сотрудников:

- корпоративный опыт. Для оценки успешности выполнения сопоставимых договоров поставщики в составе своих заявок на участие в закупочной процедуре представляют копии документов (акты, отзывы и т.п.);

- опыт ключевых сотрудников. Важно, что речь идет не о ключевых сотрудниках для бизнеса поставщика (например, генеральном директоре или главном бухгалтере), а о сотрудниках, которые будут задействованы для работы по договору с заказчиком. Основным документом для оценки является резюме специалистов.

Финансовая квалификация нуждается в серьезной переработке, следует рассмотреть возможность замены критерия «квалификация» для конкурсов квалификационным отбором, а также введение института квалификационной аккредитации для участия в госзакупках.

Теоретически 94-ФЗ позволяет по завершении аукционного торга бороться за второе место, но на практике при описанной в примере схеме на это мало кто рискует пойти[3].

Таким образом, организация и проведение государственных закупок представляет собой сложную систему, состоящую из различных элементов, куда входят определение государственных нужд, формирование и размещение заказов, заключение государственных контрактов, исполнение договорных обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд. Госбюджетные средства направляются на осуществление государственных закупок продукции, работ, услуг, используемых в различных видах деятельности, преследующих государственные цели. Государственные закупки являются источником удовлетворения государственных нужд. Главной целью проведения закупочной деятельности является обеспечение заданного результата с наименьшими затратами. Покупатель должен найти поставщика, который при выполнении всех необходимых условий предлагает минимальную цену за продаваемые товары, работы, услуги.

 
[1] Торопов А.А. Децентрализация размещения заказов: за и против. - М., 2011. - С. 11.
[2] Храмкин А.А. Конфликт интересов в системе размещения государственных и муниципальных заказов. - М., 2011. - С. 19.

[3] Кузнецов К.В. Финансовое обеспечение и квалификация поставщика: проблемы и перспективы развития механизма управления рисками при исполнении контракта