Решение Ставропольского УФАС России от 22.04.2014 по делу № РЗ-534-2014

Просмотров: 32

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ РЕШЕНИЕ от 22 апреля 2014 г. по делу № РЗ-534-2014 О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя комиссии - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Тихенького О.Л., Членов комиссии: специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А., специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г. в присутствии представителей: от государственного заказчика - , . от ИП - , , . от уполномоченного органа - . установила: В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП на действия государственного заказчика - ГБУЗ СК «С», по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме № 0121200000314000182 поставка лекарственных препаратов. По мнению заявителя жалобы, аукционная документация сформирована с нарушением требований Закона о закупках. Представители государственного заказчика поддержали доводы, указанные в представленных письменных объяснениях, считают, что документация соответствует требованиям Закона о закупках. Представитель уполномоченного органа пояснил: Все процедуры по размещению вышеуказанного заказа были проведены в соответствии с требованиями закона. Действия уполномоченного органа соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе. КонсультантПлюс: примечание. Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: имеются в виду статьи 6, 8, 33, 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а не Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Комиссия, выслушав доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку в сфере закупок установила следующее: 1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. В статье 6 Закона о закупках установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. В соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33. Закона: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; 2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии; В соответствии с вышеизложенным заказчик разработал документацию поставка лекарственных препаратов. Данная документация была размещена в единой информационной системе. Как следует из аукционной документации заказчиком к поставке требуется лекарственный препарат Доцетаксел с Дозировкой 40 мг/мл 0,5 мл - флаконы № 1/в комплекте с растворителем 1,8 мл - флакон (1), 40 мг/мл, 1 мл - флаконы № 1/в комплекте с растворителем 3,6 мл - флакон (1), 40 мг/мл, 2 мл - флаконы № 1/в комплекте с растворителем 7,3 мл - флакон (1). В соответствии с Государственным реестром лекарственных средств, к препарату требуемый заказчиком подходит только один препарат (полностью совпадает с характеристиками препарата требуемого заказчиком) одного производителя ЗАО «Б» (Новотакс@). Более того на участие в аукционе поступило 7 заявок и предварительная проверка показала что две заявки могут быть допущены с лекарственным препаратам одного производителя ЗАО «Б» (Новотакс@). Следует учитывать, что заказчиком в материалы дела не было представлено письменных доказательств, что под требуемый препарат с требуемыми характеристиками подпадает несколько разных производителей. На основании части 2 статьи 437 ГК РФ размещенная заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, т.е. предложением, содержащим все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица делающего предложение заключить договор на указанных в нем условиях с любым кто отзовется. Вместе с тем документация о торгах, составленная с нарушением требований Закона о закупках, может содержать условия, ограничивающие количество участников размещения заказа, путем установления непредусмотренных и запрещающих Законом о закупках требований, как к участнику закупки, так и к составу подаваемой им заявки на участие в аукционе. Установление вышеуказанных требований нарушает права и законные интересы лиц, претендующих на заключение контракта, но не имеющих возможности подать заявку на участие в аукционе с целью заключения такого контракта. Таким образом, в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Частями 1 и 2 статьи 8 Закона о закупках установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона: Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом. При таких обстоятельствах действия государственного заказчика - ГБУЗ СК «С» при формировании аукционной документации на поставку лекарственных препаратов в части указания характеристик товара, ограничил право ИП в подаче заявки, чем нарушил статью 8 и 33 Закона. Таким образом, учитывая вышеизложенное, комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок в ходе проведения внеплановой проверки, в действиях заказчика, установлено нарушение законодательства о закупках при формировании документации об аукционе. Комиссия, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», решила: 1. Признать жалобу ИП на действия государственного заказчика - ГБУЗ СК «С», по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения аукциона в электронной форме № 0121200000314000182 поставка лекарственных препаратов - необоснованной. 2. Признать действия государственного заказчика - ГБУЗ СК «С» нарушившим требования статьи 8 и 33 Закона о закупках. 3. Выдать государственному заказчику - ГБУЗ СК «С» - обязательное для исполнения предписание. 4. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение требований Закона о закупках. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение Ставропольского УФАС России от 22.04.2014 по делу № РЗ-534-2014.