Решение Омского УФАС России от 07.08.2014 № 03-10.1/415-2014

Просмотров: 33

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ РЕШЕНИЕ от 7 августа 2014 г. № 03-10.1/415-2014 О ПРИЗНАНИИ ЖАЛОБЫ ОБОСНОВАННОЙ Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе: - и.о. заместителя руководителя управления, заместителя Председателя Комиссии, - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии, - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии, рассмотрев жалобу ООО «К» (далее - заявитель, Общество) на действия Департамента строительства Администрации города Омска (далее - заказчик) и Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее - уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса «Выполнение работ по строительству объекта «Строительство дошкольного учреждения по проспекту Космический, г. Омск» (извещение № 0152300011914000951) (далее - открытый конкурс), в присутствии представителей: заказчика - (доверенность от 10.01.2014 № 2), (доверенность № 9 от 02.04.2014); уполномоченного органа - (доверенность № ИСХ-УМЗОТ/15 от 20.01.2014); в отсутствии представителей заявителя, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, установила: 1. В Омское УФАС России по подведомственности из Федеральной антимонопольной службы России поступила жалоба заявителя (вх. № 8228э от 31.07.2014) на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении открытого конкурса. Заявитель полагает, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе) и части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции») заказчиком и уполномоченным органом в конкурсную документацию включена поставка товаров технологически и функционально не связанных между собой. В своей жалобе заявитель указывает: «Согласно Документации, в рамках Конкурса необходимо выполнить ряд общестроительных работ. Выполнение работ, относящихся к сфере строительства, требует особых навыков, знаний и опыта со стороны исполнителя. Однако согласно представленной документации, наравне со строительными работами, заказчиком, уполномоченным органом в объект закупки включена поставка некоего оборудования, что следует из Локального сметного расчета № 02-01-06. В соответствии с указанным расчетом к поставке подлежат: 1. Оборудование для пищеблока: шкаф жарочный, машина для очистки картофеля, мясорубка, овощерезка, хлеборезательная машина, электроплита, пароконвекционная печь, ванна моечная, шкаф холодильный, машина тестомесильная. 2. Оборудование прачечной: машина стирально-отжимная, сушильный барабан, тележка для белья, промышленная гладильная машина, 3. Спортивное оборудование: стенка гимнастическая и т.д.». Кроме того, заявитель отмечает, что объединение в один предмет закупки строительных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, не допускается, поскольку такое объединение приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, так как лица, занимающиеся только строительными работами, либо только поставкой вышеуказанного оборудования, по условиям, установленным заказчиком, уполномоченным органом не могут участвовать в открытом конкурсе. С учетом изложенного, заявитель в своей жалобе просит приостановить определение поставщика, признать незаконными действия заказчика и уполномоченного органа, обязать заказчика внести изменения в конкурсную документацию, привлечь виновных лиц к установленной законом ответственности. Одновременно, Комиссия отмечает, что жалоба заявителя подана по процедуре Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области, осуществляющая свои полномочия исключительно в рамках норм Федерального закона о контрактной системе, не вправе давать оценку действиям заказчика, уполномоченного органа и квалифицировать нарушения Федерального закона «О защите конкуренции». 2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-6905 от 01.08.2014) уполномоченным органом были представлены материалы открытого конкурса, из которых следует, что 07.07.2014 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» zakupki.gov (далее - официальный сайт) были размещены извещение № 0152300011914000951 и конкурсная документация с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 169 344 904 руб. 04 коп. Согласно извещению о проведении открытого конкурса (далее - извещение), дата окончания срока подачи заявок установлена 29.07.2014. 3. В результате рассмотрения жалобы Общества, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего. Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. В извещении и в Разделе II «Наименование и описание объекта закупки» конкурсной документации (далее - Раздел II) заказчиком установлены требования к объекту закупки. Как следует из извещения и конкурсной документации, объектом закупки является «Выполнение работ по строительству объекта «Строительство дошкольного учреждения по проспекту Космический, г. Омск» (далее - работы). В Разделе II указано: «Требования к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполненных работ потребностям Муниципального заказчика определяются в соответствии с проектной документацией, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», действующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также нормативными документами в области строительства; к объему - в соответствии с локальными сметными расчетами (Приложения к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта)». Приложением № 10 к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта является Локальный сметный расчет № 02-01-06 изм. 1 «Технологическое оборудование». Как следует из указанного локального сметного расчета, при выполнении работ требуется поставить, в частности, следующие товары: шкаф жарочный ШЖЭ-2, машина для очистки картофеля МОК-150, мясорубка Fimar, овощерезка GL 50E Ultra Robot Coupe, хлеборезательная машина АХМ-300Е, электроплита, электроплита 4-конфорочная с жарочным шкафом ПЭ-724ШК, пароконвекционная печь, ванна моечная (с сифоном) ВСМ-1/600, ванна моечная (с сифоном) ВСМ-1/530, ванна моечная (с сифоном) ВСМ-1/430, рукомойник настенный, шкаф холодильный ШХ-0,5, шкаф холодильный бытовой Бирюса-153, стол-тумба с пластиковым покрытием со встроенной мойкой, шкаф сушильно-вытяжной, зонт вытяжной пристенный с подсветкой, сковорода электрическая СЭЧ-8/7Н, электросушитель для рук, облучатель бактерицидный настенный, стенка гимнастическая детская, машина гладильная и пр. На заседании Комиссии представители заказчика возражали против доводов жалобы заявителя и указали, что в предмет конкурса входит только оборудование, технологически и функционально связанное со строительством, требующее монтажных и пусконаладочных работ. Представители уполномоченного органа поддержали позицию заказчика и возражали против удовлетворения жалобы заявителя. Изучив конкурсную документацию, доводы жалобы, а также возражения заказчика и уполномоченного органа, Комиссия пришла к следующим выводам. Конкурсной документацией обозначен предмет закупки - «Выполнение работ по строительству объекта «Строительство дошкольного учреждения по проспекту Космический, г. Омск». Вместе с тем, в объект закупки включена также поставка оборудования - техника бытового и промышленного назначения для оснащения пищеблока и прачечной, а также стенка гимнастическая. Комиссия считает, что объединение в один объект закупки строительных работ с поставкой вышеуказанных товаров, технологически и функционально не связанных с процессом строительства (в Локальном сметном расчете № 02-01-06 изм. 1 «Технологическое оборудование»), влечет за собой ограничение количества участников закупки из числа, в частности поставщиков и (или) производителей специализированного оборудования, относящихся к иным товарным рынкам, нежели строительство. Таким образом, Комиссия считает, что заказчиком нарушены требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем, признает обоснованным довод жалобы заявителя о неправомерном включении в конкурсную документацию вышеуказанного оборудования. На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 № 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 № 20204, Комиссия решила: 1. Признать обоснованной жалобу ООО «К» на действия заказчика - Департамента строительства Администрации города Омска и уполномоченного органа - Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объекта «Выполнение работ по строительству объекта «Строительство дошкольного учреждения по проспекту Космический, г. Омск» (извещение № 0152300011914000951). 2. Признать в действиях Департамента строительства Администрации города Омска и Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска нарушение требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе. 3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Департаменту строительства Администрации города Омска и Департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение Омского УФАС России от 07.08.2014 № 03-10.1/415-2014.