Решение Новгородского УФАС России от 04.06.2014 N 3183/03

Просмотров: 39

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе: Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления; Иванов А.Т. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления; Терентьева А.В. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления, в присутствии представителей: заказчика - Муниципального бюджетного учреждения Великого Новгорода «Г» (далее - МБУ «Г», Заказчик) - Ф. (доверенность N 4 от 04.06.2014), Б. (доверенность N 5 от 04.06.2014) и И. (доверенность N 6 от 04.06.2014); подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью «К» (далее - ООО «Константа») - С. (доверенность N б/н от 04.06.2014), рассмотрев жалобу участника закупки - ООО «К» () на действия заказчика - Муниципального бюджетного учреждения «С» (; далее - МБУ «С») при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта (договора) на выполнение работ по реализации «под ключ» проекта «Объект капитального строительства: Детские ясли - сад на 220 мест, «, извещение N 0350300006914000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 22.05.2014, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика), установила: 02.06.2014 в Новгородское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы России (вх. N 4700 э, от 28.05.2014) поступила жалоба от ООО «К» на действия Заказчика - МБУ «С» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта (договора) на выполнение работ по реализации «под ключ» проекта «Объект капитального строительства: Детские ясли - сад на 220 мест, «, извещение N 0350300006914000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 22.05.2014 (далее - Жалоба). Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе. В своей Жалобе ООО «К» указывает на следующие неправомерные действия (бездействия) Заказчика. 1. В проекте муниципального контракта (пункт 3.2), являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, Заказчик устанавливает срок выполнения работ - 7 (семь) месяцев (при работе в две смены), тогда как в проектной документации по строительству данного объекта капитального строительства определен срок выполнения работ - 14 месяцев. 2. В пункте 1.6 проекта контракта Заказчик перекладывает на Подрядчика «функции технического заказчика в соответствии со статьями 51, 52, 53, 54, 55 Градостроительного кодекса РФ». 3. В пункте. 4.3.6 проекта контракта Заказчик вменяет Подрядчику в обязанность осуществление строительного контроля за выполнением Работ на Объекте в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске саморегулируемой организации (СРО) к работам по осуществлению строительного контроля в документации об аукционе установлено не было. 4. В пункте 4.3.1 проекта контракта Заказчик обязывает подрядчика «В течение 7 (семи) календарных дней после заключения контракта обратиться в комитет по управлению имуществом Маловишерского муниципального района с заявлением о предоставлении в безвозмездное (срочное) пользование земельного участка по адресу: «, а также получить разрешение на строительство. 5. В пункте 4.3.2 проекта контракта Заказчик обязывает Подрядчика до начала работ получить разрешение на строительство в Администрации Маловишерского муниципального района. ООО «К» считает, что данными требованиями Заказчик: - неправомочно передает функции технического заказчика Подрядчику, а также вытекающую из этого обязанность осуществлять строительный контроль за самим собой. - устанавливает заведомо невыполнимые условия исполнения контракта. Так, согласно пункту 1 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством РФ, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергетике «Р», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение; Частью 19 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определено, что разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. То есть, исходя из смысла статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство объекта должен получать Заказчик - застройщик, а не Подрядчик. В разделе 1 «Пояснительная записка» и разделе 6 «Проект организации строительства» Проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы ГАУ «Г» от 18.11.2013 г. и размещенном в составе документации об аукционе, определен срок строительства - 14 месяцев, в том числе подготовительный период - 5 месяцев. При этом в подготовительный период входит в том числе освобождение строительной площадки для производства строительно-монтажных работ. «Проект организации строительства» содержит обоснование принятой продолжительности строительства, потребность в строительных машинах и механизмах, методы производства основных видов работ и технологию производства работ в соответствии с утвержденными техническими регламентами, в том числе показатели нормативной трудоемкости строительства. Данным документом определено, что шумовое воздействие предусматривает работу на строительной площадке только днем и вечером (до 23 часов). Муниципальный заказчик установил в проекте контракта обязанность Подрядчика: «4.3.4. начиная со дня заключения Сторонами Договора, приступить к Работам». При этом в силу вышеуказанного начать работу подрядчик может только после получения участка в безвозмездное (срочное) пользование и разрешения на строительство. При этом он должен совершить указанные действия последовательно. Постановление Администрации Маловишерского муниципального района от 31.03.2014 N 232 «О внесении изменении в административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешении на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию» определяет срок рассмотрения заявлении на выдачу не более 30 дней. Столько же отводится на рассмотрение заявлений о предоставлении участка в безвозмездное (срочное) пользование. По мнению ООО «К» данные документы Подрядчик должен либо получить до подписания контракта, чтобы сразу приступить к работам. Согласно части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условии контракта при его исполнении не допускается. Срок выполнения работ также относится к существенным условиям контракта. Следовательно, Заказчик включил заведомо невыполнимые требования в проект контракта, что влечет за собой ограничение конкуренции и количество участников закупки, что не соответствует статье 8 Закона о контрактной системе. На рассмотрении Жалобы представитель ООО «К» поддержал ее доводы в полном объеме. Заказчик - МБУ «С» считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в возражениях на нее (исх. N 36 от 04.06.2014). 1. В соответствии с частью 2 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Таким образом, строительный контроль проводится: - лицом, осуществляющим строительство (генподрядчик); - застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Проект контракта не противоречит данной норме Градостроительного кодекса РФ, что подтверждается положениями контракта, например: «4.2 Заказчик имеет право: 4.2.1. контролировать качество применяемых при проведении Работ строительных материалов, готовых строительных конструкции на соответствие условиям проектно-сметной документации и Договора; 4.2.2. контролировать процесс выполнения Работ, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика; 4.2.13 организовывать или осуществлять самостоятельно контроль выполнения Работ по Объекту (объемами, качеством, стоимостью и сроками выполнения Работ) в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, условиями Договора, техническим заданием и требованиями законодательства РФ; 4.2.15 в ходе ведения контроля на Объекте производить записи в журнале производства работ, в которых отображать все факты и обстоятельства, происходящие в процессе выполнения Работ на Объекте: даты начала и окончания Работ, факты выявления некачественного выполнения Работ по Договору и иную информацию в соответствии с действующими нормативными документами. 4.3 Подрядчик обязан: 4.3.17 выполнять требования, предъявляемые Заказчиком при осуществлении контроля за ходом выполнения и качеством Работ, а также специалистов (инженеров), ведущих авторский надзор и строительный контроль за выполнением Работ на объекте, также уполномоченных представителей других контролирующих и надзорных органов». Данные положения контракта говорят о том, что генподрядчик выполняет функции технического заказчика и строительного контроля в той части, которая не противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ и требованиям иных нормативных правовых актов РФ. Кроме того указывается, что кроме генподрядчика контроль осуществляет Заказчик, а также специалисты (инженеры), ведущие строительный контроль, что не противоречит требованиям Градостроительного кодекса РФ. Работы по строительному контролю, на выполнение которых требуется наличие допуска СРО, в рамках данного контракта будут осуществляться на основании договора физическим или юридическим лицом. Кроме того, следует отметить, что обжалуемые положения проекта контракта не ограничивают права участников при проведении электронного аукциона, не влияют на проведение процедуры закупки, не оказывают влияние на возможность подать заявку на участие в таком аукционе и не содержат нарушений Закона о контрактной системе. 2. Срок выполнения работ, кроме выполнения работ в две смены, может также значительно минимизироваться, например, за счет применения современных строительной техники и оборудования и достаточного количества высококвалифицированных рабочих. Довод о том, что работы в две смены не могут проводиться по той причине, что шумовое воздействие допустимо до 23:00, является необоснованным ввиду следующего: - двусменный режим не означает, что работы будут обязательно вестись на протяжении полных суток; - многие работы не оказывают шумового воздействия (например, окраска, работы по внутренней отделке). 3. В соответствии с пунктом 4.3.2 проекта контракта до начала работ подрядчик должен получить разрешение на строительство в Администрации Маловишерского муниципального района. При этом, пункт 4.1.2 указывает, что Заказчик обязан организовать совместно с Подрядчиком решение возникающих в ходе выполнения Работ вопросов организационного или административного характера. В силу данных положений проекта контракта разрешение на строительство получает подрядчик на основании доверенности, выданной Заказчиком. Согласно пункту 1.1 проекта контракта, предметом контракта являются работы по реализации «под ключ» проекта «Объект капитального строительства: Детские ясли-сад на 220 мест, . Очевидно, что работы по реализации «под ключ» проекта объекта капитального строительства включают в себя не только строительно-монтажные работы, но и организационную часть - например, оформление/получение разрешительных документов. Таким образом, пункт 4.3.4 проекта контракта о том, что подрядчик должен, начиная со дня его заключения, приступить к Работам, является правомерным, поскольку означает, что к работам относится в том числе получение разрешения на строительство. Согласно Административному регламенту по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешении на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию» (в. ред. Постановления администрации Маловишерского муниципального района от 31.03.2014 N 232) срок рассмотрения заявления не превышает 10 дней, а не 30 дней как указывает податель Жалобы. На рассмотрении Жалобы представители Заказчика - МБУ «С» поддержали доводы возражений на Жалобу в полном объеме, а также дополнительно пояснили, что установление в документации срока выполнения работ, равного 7 месяцам, связано с большой социальной значимостью объекта закупки для района и острой необходимостью в его скорейшем возведении для снятия напряженности, вызванной большой очередью в детские сады. В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона. В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее. 1. В соответствии с частями 1, 2 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации. Положения проекта контракта не противоречат данной норме Градостроительного кодекса РФ и предусматривают строительный контроль со стороны Заказчика (пункты 4.2, 4.3, 4.3.17) либо привлекаемой им организацией. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе одним из обязательных требований к участникам закупки является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, согласно которым вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов. В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Частью 3 статьи 52 Градостроительного Кодекса определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Учитывая вышеизложенное, работы по организации строительства включают в себя целый комплекс работ: - организацию и координацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства; - обеспечение соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ; - осуществление строительного контроля; - выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства собственными силами или с привлечением иных лиц. Таким образом, лицо, осуществляющее строительство, выполняет весь комплекс работ по организации строительства. В соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, а также застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора физическим или юридическим лицом. При этом свидетельство о допуске требуется только лицу, привлекаемому застройщиком или заказчиком для осуществления строительного контроля на основании договора. В связи с вышеизложенным, и согласно Письму Министерства регионального развития РФ от 06.12.2010 N 40915-ИП/08 лицу, имеющему свидетельство о допуске к работам по организации строительства, не требуется получения свидетельства о допуске к работам по осуществлению строительного контроля. Свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля должно иметь лицо, привлеченное по договору с застройщиком или заказчиком для выполнения указанного вида работ, а не организация, выполняющая строительные работы. Таким образом, довод Жалобы о непредъявлении к участникам закупки требования о наличии допуска СРО на строительный контроль необоснован. 2. В силу пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении и документации об электронном аукционе должен быть указан срок завершения работ, являющихся объектом закупки. В извещении о проведении рассматриваемого аукциона и пункте 3.2 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, установлен срок выполнения работ - 7 месяцев с момента заключения контракта (при работе в 2 смены), при этом проектной документацией по строительству данного объекта капитального строительства предусмотрен срок выполнения работ - 14 месяцев. Вместе с тем указанный в проектной документации срок выполнения работ рассчитан исходя из режима работы в одну смену. Выполнение работ в 7-месячный срок и в две смены обусловлены большой социальной значимостью возводимого объекта (большие очереди в детские сады) и необходимостью завершения его строительства в насколько это возможно короткие сроки. При этом срок получения разрешения на строительство составляет не 30 дней как указывает податель Жалобы, а 10 (Административной регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешении на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию» (в. ред. Постановления администрации Маловишерского муниципального района от 31.03.2014 N 232)). Получение разрешения на строительство относится к работам в рамках исполнения контракта, в связи с чем довод Жалобы о том, что получение данного документа требуется до заключения контракта несостоятелен. Так, в заявлении о выдаче разрешения на строительство необходимо указать реквизиты заключенного контракта и контактные данные подрядчика (Приложение N 1 к Приказу Минрегиона РФ от 02.07.2009 N 251), а значит получение разрешения на строительство до момента заключения контракта и без участия победителя аукциона невозможно. Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Вместе с тем доказательств того, что установленные заказчиком требования к сроку выполнения работ не соответствуют его действительным потребностям и нуждам муниципального района, а направлены исключительно на ограничение числа участников закупки, не имеется. В данном случае на участие в электронном аукционе было подано две заявки, то есть как минимум два участника закупки готовы были исполнить условия контракта в указанные в нем сроки. Таким образом, в результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки осуществления закупки в действиях заказчика - МБУ «С», нарушений Закона о контрактной системе не установлено. Руководствуясь статьями 8, 42, 64, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила: Признать жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью «К» () на действия заказчика - Муниципального бюджетного учреждения «С» () при осуществлении им закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта (договора) на выполнение работ по реализации «под ключ» проекта «Объект капитального строительства: Детские ясли-сад на 220 мест, «, извещение N 0350300006914000002 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 22.05.2014, необоснованной. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель Комиссии И.А.КУРИКОВ Члены Комиссии А.Т.ИВАНОВ А.В.ТЕРЕНТЬЕВА Решение Новгородского УФАС России от 04.06.2014 N 3183/03 Суть жалобы: Функции технического заказчика неправомерно переданы подрядчику, установлены заведомо невыполнимые условия исполнения контракта, неверно установлен срок выполнения работ.