Решение Курганского УФАС России от 04.02.2014 по жалобе № 05-02/18-14

Просмотров: 27

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕШЕНИЕ от 4 февраля 2014 г. по жалобе № 05-02/18-14 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) рассмотрев жалобу ОАО «А» (далее - Заявитель) на действия заказчика и конкурсной комиссии заказчика - ФГКУ «У» (извещение № 0143100010213000031) при размещении государственного заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности ФГКУ УВО УМВД России по Курганской области, как владельца транспортных средств, в 2014 г., руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 г. № 498, установила: Частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что указанный Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу. В Курганское УФАС России поступила жалоба ОАО «А» (вх. № 479 от 31.01.2014 г.) на действия заказчика и конкурсной комиссии заказчика - ФГКУ «У» при размещении государственного заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности ФГКУ УВО УМВД России по Курганской области, как владельца транспортных средств, в 2014 г. В жалобе заявитель указал, что ОАО «А» не согласно с допуском участников ООО «Р», ОСАО «И», ООО СК «А» к участию в указанном конкурсе. В ходе заседания комиссии представитель заявителя на доводах, изложенных в жалобе, настаивал. Представителями заказчика представлены письменные возражения на доводы жалобы, просили жалобу ОАО «А» признать необоснованной. Представителем заинтересованного лица ООО «Р» представлены письменные возражения на доводы жалобы, просил жалобу ОАО «А» признать необоснованной. В процессе проведения внеплановой проверки установлено, что 25.12.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (http://zakupki.gov.ru) опубликовано извещение № 0143100010213000031 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности «Ф», как владельца транспортных средств, в 2014 г. Начальная (максимальная) цена контракта 790 914,96 р. Заказчиком является ФГКУ «У». Согласно протоколу рассмотрения заявок № 0143100010213000031-П от 29.01.2014 г. на участие в открытом конкурсе подано 4 заявки: ООО «Р», ОСАО «И», ОАО «А», ООО СК «А». Все участники размещения заказа допущены к участию в открытом конкурсе. В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок № 0143100010213000031-П3 от 31.01.2014 г. победителем признано ООО «Р». На основании части 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) для участия в конкурсе участник размещения заказа должен подать заявку на участие в конкурсе (в срок и по форме, установленные конкурсной документацией), к которой приобщить необходимые сведения и документы, перечисленные в части 3 названной статьи. В силу части 6 этой же статьи участник размещения заказа вправе подать только одну заявку на участие в конкурсе в отношении каждого предмета конкурса (лота). В соответствии с частью 9 статьи 25 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе, вправе изменить или отозвать заявку на участие в конкурсе в любое время до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Как установлено комиссией Курганского УФАС России ООО «Р» подано 2 конверта с заявками на участие в конкурсе. На одном стоит отметка «оригинал», на другом - «копия». Содержимое данных конвертов идентичное. По смыслу части 6 статьи 25, части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов представление вместе с оригиналом заявки ее копии не является основанием для отказа в допуске к участию в торгах, поскольку не запрещено Законом о размещении заказов. Кроме того, представление оригинала заявки и ее копии не может рассматриваться как подача двух заявок по причине идентичности содержащихся в них данных и подписания одним и тем же лицом. 30.12.2013 г. заказчиком внесены изменения в конкурсную документацию (в части формы заявки). В связи с чем, ООО «Р» поданы изменения к заявке. В заявке ООО «Р» указан адрес филиала: <..., а не адрес юридического лица, как требует форма заявки. Закон о размещении заказов регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (часть 1 статьи 1 названного Закона). В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о размещении заказов для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. При рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае, помимо прочих, несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе (пункт 4 части 1 статьи 12 названного Закона). В силу части 1 статьи 27 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным статьей 11 Закона о размещении заказов. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 Закона (часть 2 статьи 27 Закона о размещении заказов). По смыслу приведенных нормативных положений правовое регулирование размещения заказов призвано исключить скорое и сугубо формальное отношение конкурсной комиссии к процессу рассмотрения заявок. Рассмотрение заявок на предмет соответствия отдельным пунктам конкурсной документации не может проходить в отрыве от системного и взаимосвязанного восприятия всей заявки (по совокупности всех ее слагаемых). Из содержания пункта 3 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов следует, что под сведениями, которые могут реально препятствовать участию в торгах, являются сведения о проведении ликвидации участника размещения заказа; о принятии арбитражным судом решения о признании такого участника банкротом и об открытии конкурсного производства; о приостановлении деятельности такого участника в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; о наличии задолженностей такого участника по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и в государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год. В каждом конкретном случае конкурсная комиссия вправе дать оценку фактам несообщения лицом, подавшим заявку, тех или иных сведений и определить, могло ли это повлиять на способность такого лица участвовать в торгах и выполнить государственный (муниципальный) заказ. При этом следует исходить из того, что основной целью проведения торгов является определение наиболее выгодных для государственного (муниципального) заказчика предложений по выполнению заказа, что обеспечивается участием в торгах максимально широкого круга исполнителей. Таким образом, поданную участником размещения заявку, следует оценивать в совокупности со всеми приложенными документами. Заявка ООО «Р» содержит документы и сведения о местонахождении юридического лица. Следовательно, конкурсная комиссия заказчика обоснованно допустила данного участника размещения заказа к участию в открытом конкурсе. Между тем, участником размещения заказа ОСАО «И» во исполнение требований конкурсной документации (в части изменения формы заявки) изменения к заявке поданы не были. В связи с чем конкурсная комиссия заказчика должна была отклонить данного участника от участия в конкурсе. Таким образом, конкурсная комиссия заказчика нарушила требования, предусмотренные частью 2 статьи 27 Закона о размещении заказов. Согласно ч. 1 ст. 21 Закона о размещении заказов извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. В соответствии с ч. 2 ст. 25 Закона о размещении заказов участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа. Заявка участника размещения заказа ООО СК «А» подана на участие в конкурсе в форме электронного документа. Как установлено комиссией Курганского УФАС России, не все документы заявки ООО СК «А» подписаны электронно-цифровой подписью. В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона об электронной подписи под электронной подписью следует понимать информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Согласно ч. 1 ст. 6 Закона об электронной подписи информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, когда федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью (ч. 3 ст. 6 Закона об электронной подписи). Как указано в статье 3 Закона об электронной подписи под электронной цифровой подписью понимается реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить искажения информации в электронном документе; сертификат ключа подписи - документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи. Подписание документа ЭЦП осуществляется только в том случае, когда он окончательно готов и не требует корректировок. Заверение электронного документа электронной цифровой подписью или аналогом собственноручной подписи обусловлено необходимостью удостоверить заявленные сведения (волю и волеизъявление конкретного лица) и подтвердить юридическую силу документа в полном объеме. Дополнение и изменение заявки после ее подписания ставит под сомнение фактическое волеизъявление стороны, ее направившей. Для избежания негативных последствий для стороны, направляющей заявку, на скриншотах в правом нижнем углу имеется примечание, что при внесении любых изменений в документ цифровые подписи становятся недействительными. Статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. Конкурсная заявка должна быть подписана лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени участника размещения заказа (руководителем) или лицом, имеющим доверенность на право подписи конкурсной заявки от имени участника размещения заказа. В случае если конкурсная заявка подписана лицом, действующим по доверенности, к конкурсной заявке должна быть приложена доверенность на право подписи или ее нотариально заверенная копия. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что заявка ООО СК «А» фактически была подписана электронной подписью руководителя филиала данного юридического лица. Конкурсная заявка в электронной форме будет признана поданной в надлежащей форме, если она подана в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью. В случае если поданная в электронной форме конкурсная заявка подписана представителем, действующим на основании доверенности, доверенность представителя также должна быть подписана электронной подписью лица, выдавшего доверенность. Поскольку в составе конкурсной заявки ООО СК «А», поданной в электронной форме, отсутствовала доверенность на имя руководителя филиала, подписанная электронной подписью руководителя юридического лица ООО СК «А», то действия конкурсной комиссии заказчика по допуску данной заявки к участию в конкурсе являются незаконными. Таким образом, конкурсная комиссия заказчика нарушила требования, предусмотренные частью 2 статьи 27 Закона о размещении заказов, допустив ООО СК «А» к участию в конкурсе. Частью 11 статьи 28 Закона о размещении заказов предусмотрено, что протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе размещается на официальном сайте заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола. При проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд указанный протокол также опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании в течение пяти рабочих дней после дня подписания указанного протокола. В нарушение указанной выше нормы протокол оценки и сопоставления заявок № 0143100010213000031-П3 от 31.01.2014 г. размещен заказчиком на официальном сайте 04.02.2014 г. Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 г. № 498, решила: 1. Признать жалобу ОАО «А» частично обоснованной. 2. Признать в действиях конкурсной комиссии заказчика нарушение части 2 статьи 27 Закона о размещении заказов, выразившееся в необоснованном допуске к участию в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности «Ф», как владельца транспортных средств, в 2014 г. ОСАО «И» и ООО СК «А». 3. Признать в действиях заказчика нарушение части 11 статьи 28 Закона о размещении заказов, выразившееся в несвоевременном опубликовании протокола оценки и сопоставления заявок № 0143100010213000031-П3 от 31.01.2014 г. 4. Выдать конкурсной комиссии заказчика предписание об устранении нарушения части 2 статьи 27 Закона о размещении заказов. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев. Обжалование решения и предписания Курганского УФАС России не приостанавливает действие предписания. Комиссия Курганского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 г. № 498, на основании своего решения от 04.02.2014 № 05-02/18-14. Предписывает: 1. Государственному заказчику - ФГКУ «У» устранить нарушение части 2 статьи 27 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для чего: - отменить протокол рассмотрения заявок № 0143100010213000031-П от 29.01.2014 г. - отменить протокол оценки и сопоставления заявок № 0143100010213000031-П3 от 31.01.2014 г. - пересмотреть протокол рассмотрения заявок № 0143100010213000031-П от 29.01.2014 г. в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов. - пересмотреть протокол оценки и сопоставления заявок № 0143100010213000031-П3 от 31.01.2014 г. в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов. 2. Выполнить настоящее предписание в срок не позднее 20.02.2014 года. 3. О выполнении настоящего предписания в письменном виде (с приложением документов, свидетельствующих о выполнении предписания) сообщить в Курганское УФАС России в срок не позднее 25.02.2014 года может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев. Комиссия Курганского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей. Обжалование предписания Курганского УФАС России не приостанавливает его действие. Решение Курганского УФАС России от 04.02.2014 по жалобе № 05-02/18-14 Суть жалобы: Необоснованный допуск заказчиком и конкурсной комиссией заказчика ООО к участию в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности.