Решение ФАС России от 21.07.2014 № 223ФЗ-88/14

Просмотров: 39

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА РЕШЕНИЕ от 21 июля 2014 г. № 223ФЗ-88/14 ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО «С» НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 № 223-ФЗ «О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», рассмотрев жалобу ООО «С» б/н, б/д (на действия ГУП города Москвы «С» при проведении открытого конкурса № 21/2014 на право заключения договора на выполнение подрядных работ «Реконструкция производственного корпуса № 24, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 42, корп. 24» (извещение 31401287184) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), установила: В ФАС России поступила жалоба ООО «С» (далее - Заявитель) б/н, б/д (вх. № 64179/14 от 11.07.2014, № 66882/14 от 21.07.2014) на действия ГУП города Москвы «Строительство и эксплуатация промышленных объектов» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса № 21/2014 на право заключения договора на выполнение подрядных работ «Реконструкция производственного корпуса № 24, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 42, корп. 24» (извещение 31401287184) (далее - Конкурс, Жалоба). Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «С», утвержденным приказом Генерального директора ГУП «С» № 02-ПР от 12.01.2012 (далее - Положение о закупке). 26.06.2014 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг () (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении Конкурса, а также Конкурсная документация (далее - Документация). Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя в части установления в Документации требования о представлении в составе заявки на участие в Конкурсе документов, не указанных в Положении о закупке, а также в части формирования начальной (максимальной) цены договора на основании сводного сметного расчета стоимости строительства, что не позволяет участникам Конкурса рассчитать расходы, необходимые для выполнения требований договора. Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее. 1. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные положением о закупке требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. По мнению Заявителя, Положением о закупке не предусмотрено право Заказчика устанавливать в Документации требование о представлении в составе заявки на участие в Конкурсе документов, перечисленных в подпунктах 13 - 15 пункта 8.16 Информационной карты. В соответствии с пунктом 3.4.1 Документации заявка на участие в Конкурсе должна содержать документы, указанные в пункте 8.16. части III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА» Документации (далее - Информационная карта). Подпунктом 13 пункта 8.16 Информационной карты установлено, что заявка на участие в Конкурсе должна включать свидетельство/свидетельства СРО (копии), действующие до окончания выполнения работ по договору, о допуске участника процедуры закупки к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с частью V «ПРОЕКТ ДОГОВОРА НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ» и частью VI «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ» Документации. Пунктом 10.3.2 Положения о закупке установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки. Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ. Работы, являющиеся предметом Конкурса, входят в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее - Перечень). Таким образом, документы, указанные в подпункте 13 пункта 8.16 Информационной карты, представляются участниками Конкурса в подтверждение своего соответствия требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом Конкурса, что соответствует пункту 10.3.2 Положения о закупке. В соответствии с подпунктами 14, 15 пункта 8.16 Информационной карты заявка на участие в Конкурсе должна включать копию бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках участника процедуры закупки за последний отчетный период или копии налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за аналогичный период (в случае, если участник применяет упрощенную систему налогообложения, с предоставлением документов, подтверждающих применение УСН) с отметкой уполномоченного налогового органа, заверенные печатью и подписью уполномоченного лица, а также справку (копию) об отсутствии задолженности по налогам и сборам, полученная не ранее чем за 1 (один) месяц до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе, указанной в пункте 8.15. части III Информационной карты, заверенная печатью и подписью уполномоченного лица. Согласно пункту 10.3.5 Положения о закупке участник закупки должен не иметь задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% (двадцать пять процентов) балансовой стоимости активов участника процедуры закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период Участник процедуры закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в аукционе не принято. Учитывая изложенное, представление в составе заявки на участие в Конкурсе документов, предусмотренных подпунктами 14, 15 пункта 8.16 Информационной карты, необходимо для подтверждения отсутствия у участника Конкурса задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год либо при наличии такой задолженности для определения ее размера. Таким образом, довод Заявитель об установлении в Документации требования о представлении в составе заявки на участие в Конкурсе документов, не указанных в Положении о закупке, не нашел своего подтверждения. 2. Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) (пункт 5 части 10 статьи 4 Закона о закупах), порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) (пункт 7 части 10 статьи 4 Закона о закупах). Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией. При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства. Таким образом, строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчик. Пунктом 8.7 Информационной карты установлено, что объем выполняемых работ определяется в соответствии с частью V «ПРОЕКТ ДОГОВОРА НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ» Документации (далее - Проект договора) и часть VI «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ» Документации. Согласно пункту 1.3 части VI «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ» Документации объем выполняемых работ определяется в соответствии с проектной документацией. В соответствии с пунктом 8.9 Информационной карты начальная (максимальная) цена включает, в том числе, все расходы и затраты участника процедуры закупки, связанные с исполнением им обязательств по договору, включая все комиссии, консультационные и иные расходы по привлечению и/или организации кредитования. Порядок формирования цены договора (лота) указан в протоколе формирования начальной (максимальной) цены договора (Приложение № 1 к Информационной карте). Из Приложения № 1 к Информационной карте следует, что начальная (максимальная) цена договора сформирована на основании Сводного сметного расчета стоимости строительства (Приложение № 1 к Проекту договора), прошедшего в составе проектной документации «Реконструкция производственного корпуса № 24, модернизация и техническое переустройство инженерных сетей корпуса № 24, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 42, корп. 24» государственную экспертизу, по результатам которой выдано «Положительное заключение государственной экспертизы. Рег. № 77-1-5-0305-14». При этом, согласно пункту 8.7 Информационной карты, пункту 1.3 части VI «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ» Документации участники Конкурса могут ознакомиться с проектной документацией в рабочие дни с 10.00 до 14.00 (время московское) по предварительной договоренности, при предоставлении официального письменного запроса (с указанием разделов проекта), заверенного печатью и подписью уполномоченного лица. На официальном сайте в составе Документации указанная проектная документация не размещена. Учитывая изложенное, отсутствие в Документации в полном объеме сведений об объеме, технических характеристиках работ, являющихся предметом Конкурса, приводит к невозможности формирования участником Конкурса заявки на участие в Конкурсе, в том числе в части формирования ценового предложения, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила: 1. Признать жалобу ООО «С» б/н, б/д (вх. № 64179/14 от 11.07.2014, № 66882/14 от 21.07.2014) на действия ГУП города Москвы «Строительство и эксплуатация промышленных объектов» при проведении открытого конкурса № 21/2014 на право заключения договора на выполнение подрядных работ «Реконструкция производственного корпуса № 24, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 42, корп. 24» (извещение 31401287184) в части установления в документации о данной закупочной процедуре требования о представлении в составе заявки на участие в указанной закупке документов, не указанных в Положении о закупках товаров, работ, услуг ГУП «С», утвержденном приказом Генерального директора ГУП «С» № 02-ПР от 12.01.2012, необоснованной. 2. Признать жалобу ООО «С» б/н, б/д (вх. № 64179/14 от 11.07.2014, № 66882/14 от 21.07.2014) на действия ГУП города Москвы «Строительство и эксплуатация промышленных объектов» при проведении открытого конкурса № 21/2014 на право заключения договора на выполнение подрядных работ «Реконструкция производственного корпуса № 24, расположенного по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект, д. 42, корп. 24» (извещение 31401287184) в части формирования начальной (максимальной) цены договора на основании сводного сметного расчета стоимости строительства, что не позволяет участникам закупки рассчитать расходы, необходимые для выполнения требований договора, обоснованной. 3. Признать ГУП города Москвы «Строительство и эксплуатация промышленных объектов» нарушившим пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». 4. Передать соответствующему должностному Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 21.07.2014 № 223ФЗ-88/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. 5. Выдать ГУП города Москвы «Строительство и эксплуатация промышленных объектов» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранении выявленных нарушений. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. Решение ФАС России от 21.07.2014 № 223ФЗ-88/14.