Решение ФАС России от 20.09.2013 по делу N К-1583/13

Просмотров: 32

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА РЕШЕНИЕ от 20 сентября 2013 г. по делу N К-1583/13 О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе: ведущего заседание Комиссии - начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Башировой Д.М., членов Комиссии: главного специалиста-эксперта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Красильниковой М.А., старшего государственного инспектора отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Набатовой Е.Д., при участии представителей Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Т., представители НП «Д» на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, рассмотрев жалобу НП «Д» (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке системного проекта развития системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства на основе «облачных» технологий и сервисов (номер извещения 0173100006413000612) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила: В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчик: 1. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, установленное Заказчиком в Конкурсной документации, не соответствует требованиям Закона о размещении заказов. 2. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, лицензии Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России, аттестата Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России аккредитации испытательной лаборатории исследования функциональных свойств продукции на соответствие требованиям информационной безопасности. 3. В нарушение части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов «Заказчиком в пункте 3.2.2 раздела III «Технические требования» Конкурсной документации используется «сленг» про оптимизацию форм государственных субсидий с учетом трех основных видов поддержки («Зеленая», «Голубая» и «Желтая/Янтарная» корзины). 4. В Конкурсной документации отсутствуют порядок и срок отзыва заявок на участие в Конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки, формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам размещения заказа разъяснений положений Конкурсной документации. 5. Сведения, содержащиеся в Конкурсной документации не соответствуют сведениям, указанным в извещении о проведении Конкурса. 6. Пункт 1.2 проекта контракта Конкурсной документации противоречит требованиям Гражданского законодательства Российской Федерации. Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов. В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее. В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа: 1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 16.08.2013; 2) начальная (максимальная) цена контракта 25 262 500 рублей; 3) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников размещения заказа; 4) к участию в Конкурсе допущено 2 участника размещения заказа; 5) победителем Конкурса признано Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт проблем информатики Российской академии наук» с предложением о цене контракта 24 800 000 рублей. 1. В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети «Интернет» или иного указания. При этом если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию. Согласно извещению о проведении Конкурса начальная (максимальная) цена контракта составляет 25 262 500 рублей. На заседании Комиссии установлено, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта, указанное в пункте 3 информационной карты Конкурсной документации содержит реквизиты трех полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. Представители Заказчика пояснили, что начальная (максимальная) цена контракта установлена с учетом полученных от поставщиков ответов, а также лимитов федерального бюджета на 2013 год на разработку системного проекта развития государственной информационной системы сельскохозяйственной статистики, на основе «облачных» технологий и сервисов в размере 25 262 500 000 рублей. Таким образом, обоснование начальной (максимальной) цены контракта соответствует требованиям Конкурсной документации. 2. Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа кроме требований, указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов. Пунктом 1.5 Конкурсной документации установлено, что участники размещения заказа должны обладать лицензией Федеральной службы по техническому и экспортному контролю: - на деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации; - на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации; - на деятельность по технической защите конфиденциальной информации; лицензией Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России: - на осуществление разработки и производства средств защиты конфиденциальной информации; - на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств. Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат следующие виды деятельности: - разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); - разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации; - деятельность по технической защите конфиденциальной информации. На заседание Комиссии представитель Заказчика пояснил, что системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства (далее - СГИО СХ) в процессе выполнения своих функций взаимодействует с государственными автоматизированными системами и сетями передачи данных, в которых эксплуатируются сертифицированные в установленном порядке средства защиты информации от несанкционированного доступа (СЗИ НСД) и средства криптографической защиты информации (СКЗИ), во взаимодействии которых осуществляется обмен информации, содержащей коммерческую и служебную тайны. Отработка технологий по сбору данных, содержащих сведения о коммерческой и служебной тайне и предоставление пользователям информации, содержащей персональные данные, осуществляется в рамках макета, разрабатываемого в соответствии с пунктом 3.5 раздела II Конкурсной документации. В ходе работ по развитию СГИО СХ должна быть обеспечена корректность использования как СЗИ НСД и СКЗИ в составе самой СГИО СХ, так и корректность взаимодействия с СЗИ НСД и СКЗИ в составе указанных государственных автоматизированных систем и сетей передачи данных. В пункте 3.4.6 раздела III Конкурсной документации предусматривается уточнение требований к СГИО СХ. Требования должны содержать: требования к СЗИ НСД - в части обеспечения конфиденциальности и доступности обрабатываемой информации, требования к СЗНИ - в части обеспечения конфиденциальности (шифровальные средства), целостности и неизменности (средства квалифицированной усиленной электронной подписи). В ходе выполнения требований пункта 3.4.6 раздела III Конкурсной документации предполагается определить необходимость разработки новых СЗИ НСД и СКЗИ и (или) возможность использования готовых СЗИ НСД и СКЗИ. В ходе выполнения требований пункта 3.4.7 раздела III Конкурсной документации предполагается разработка архитектуры обеспечения информационной безопасности СГИО СХ, выработка принципов и общих требований ее обеспечения. Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, лицензии Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России, не нашел своего подтверждения. Согласно изменениям, внесенным в Конкурсную документацию, участники размещения заказа должны представить в составе заявки аттестат Центра по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России аккредитации испытательной лаборатории исследования функциональных свойств продукции на соответствие требованиям информационной безопасности (далее - Аттестат). Вместе с тем, указанный Аттестат не является документом, исключительно в соответствии с которым согласно законодательству Российской Федерации лицо вправе оказывать услуги. Таким образом, установление Заказчиком требования к участникам размещения заказа о предоставлении в составе заявки Аттестата, является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанное нарушение не повлияло на результаты размещения заказа, так как в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 18.09.2013 N 0173100006413000612-2 участнику размещения заказа ЗАО «ТЕХНОСЕРВЪ А/С» отказано в допуске к участию в Конкурсе на основании того, что в заявке, помимо Аттестата, отсутствует лицензия на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств. 3. Согласно части 2 статьи 12 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом в случае, если иное не предусмотрено конкурсной документацией, поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств). В соответствии с пунктом 3.2.2 раздела III Конкурсной документации необходимо провести анализ функциональных требований Минсельхоза России к СГИО СХ, включая оптимизацию форм государственных субсидий с учетом трех основных видов поддержки («Зеленая», «Голубая» и «Желтая/Янтарная» корзины). Указанное требование является требованием к составу работ. Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что используемые понятия («Зеленая», «Голубая» и «Желтая/Янтарная» корзины) являются терминологией ВТО для классификации конкретных форм поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и определения величины штрафов в случае осуществления мер протекционного характера. Таким образом, довод Заявителя о том, что в нарушение части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов «Заказчиком в пункте 3.2.2 раздела III «Технические требования» Конкурсной документации используется «сленг» про оптимизацию форм государственных субсидий с учетом трех основных видов поддержки («Зеленая», «Голубая» и «Желтая/Янтарная» корзины), не нашел своего подтверждения. 4. Согласно части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать порядок и срок отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки, формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам размещения заказа разъяснений положений конкурсной документации. На заседание Комиссии установлено, что пункт 4.2 Конкурсной документации содержит порядок и срок отзыва заявок на участие в конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки, пунктом 2.3.1 Конкурсной документации установлено, что «любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме Государственному заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации. Разъяснения положений конкурсной документации и внесение в нее изменений осуществляются Государственным заказчиком в соответствии со статьей 24 Закона». Пунктом 15 информационной карты Конкурсной документации установлено, что «заявки на участие в конкурсе, запросы на разъяснение конкурсной документации, изменение заявки и уведомление об отзыве заявки подаются по адресу: - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Т., тел. (495) 607 88 10 Время работы (по московскому времени): Понедельник - четверг - с 9:00 до 18:00, Пятница - с 9:00 до 16:45». Таким образом, довод заявителя о том, что в Конкурсной документации отсутствуют порядок и срок отзыва заявок на участие в Конкурсе, порядок внесения изменений в такие заявки, формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам размещения заказа разъяснений положений Конкурсной документации, не нашел своего подтверждения. 5. Частью 6 статьи 22 Закона о размещении заказов установлено, что сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса. Согласно доводам жалобы Заявителя, извещение о проведении Конкурса содержит информацию о классификации товаров, работ, услуг: «7240000 Автоматизированные информационные системы, системы для научных исследований, системы проектирования и управления на основе компьютерных баз данных», при этом в Конкурсной документации такой информации нет, что нарушает часть 6 статьи 22 Закона о размещении заказов. Закон о размещении заказов не содержит требования об указании в Конкурсной документации информации о классификации товаров, работ, услуг. Также на заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация не содержит сведений о классификации товаров, работ, услуг, несоответствующих сведениям, указанным в извещении о проведении Конкурса. Таким образом, довод Заявителя о том, что сведения, содержащиеся в Конкурсной документации не соответствуют сведениям, указанным в извещении о проведении Конкурса, не нашел своего подтверждения. 6. Согласно пункту 1.2 проекта контракта Конкурсной документации «все платежи по настоящему Государственному контракту осуществляются Государственным заказчиком за счет средств федерального бюджета по разделу 04, подразделу 05, целевой статье 2603800, виду расходов 242, КОСГУ 226, в пределах лимитов бюджетных обязательств». В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Таким образом, пункт 1.2 проекта контракта Конкурсной документации соответствует части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации. На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила: 1. Признать жалобу НП «Д» обоснованной в части установления Заказчиком требования к участникам размещения заказа о предоставлении в составе заявки Аттестата. 2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов. 3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты размещения заказа, предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов не выдавать. 4. Передать материалы дела от 20.09.2013 N К-1583/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке. Решение ФАС России от 20.09.2013 по делу N К-1583/13 Суть жалобы: Заказчиком в конкурсной документации неправомерно установлено требование к участникам размещения заказа о наличии аттестата центра по лицензированию.