Решение ФАС России от 19.02.2014 № К-315/14

Просмотров: 40

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 31 марта 2014 года 1. Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) признала необоснованной жалобу заявителя, мотивированную тем, что аукционная комиссия неправомерно признала вторую часть его заявки не соответствующей требованиям документации. Комиссией установлено, что заявителем в составе заявки представлена копия устава заявителя в недействующей редакции, без учета изменений, внесенных 27.12.2013. Изучив копию заявки заявителя, представленную представителем заказчика, Комиссия установила, что заявитель в составе заявки в качестве учредительных документов представил устав организации в редакции изменений от 03.07.2012. Вместе с тем, как следует из пояснений заказчика и информации, размещенной на сайте http://egrul.nalog.ru, заявитель вносил изменения в учредительные документы 10.09.2012 и 27.12.2013. При этом следует учесть, что положениями законодательства Российской Федерации о размещении заказов предусмотрено, что в случае внесения изменений в учредительные документы участника размещения заказа такой участник обязан незамедлительно направить оператору электронной площадки новые документы и сведения, а также уведомление о прекращении действия указанных документов. Указанное требование заявителем не выполнено. Всесторонне изучив обстоятельства дела, Комиссия решила признать жалобу необоснованной. В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии при проведении заказчиком, оператором электронной площадки аукциона. По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии, принявшей неправомерное решение о признании второй части заявки заявителя на участие в аукционе не соответствующей требованиям, установленным в документации об аукционе. Представитель заказчика не согласился с доводом заявителя и сообщил, что при проведении аукциона заказчик, аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов). В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее. Извещение о проведении аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 19.12.2013. В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе указанный Закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу. Следовательно, проведение аукциона осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов. В соответствии с частью 1 статьи 41.11 Закона о размещении заказов аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 20 статьи 41.10 Закона о размещении заказов, на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме. В соответствии с частью 20 статьи 41.10 Закона о размещении заказов в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 19 статьи 41.10 Закона о размещении заказов, оператор электронной площадки обязан направить заказчику такой протокол и вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, поданных участниками открытого аукциона в электронной форме, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 19 статьи 41.10 Закона о размещении заказов получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в открытом аукционе в электронной форме принимали участие менее десяти участников открытого аукциона, вторые части заявок на участие в открытом аукционе, поданных такими участниками открытого аукциона, а также документы указанных участников, предусмотренные пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого же срока оператор электронной площадки обязан направить также уведомление указанным участникам открытого аукциона. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении каждого участника размещения заказа должны содержаться копии учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц), копия документа. В соответствии с частью 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа. Отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов, или их несоответствие требованиям документации об открытом аукционе, а также наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа определяется на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 17.02.2014 № 0173100003013000031-ПЗ (далее - протокол подведения итогов) аукционная комиссия признала вторую часть заявки заявителя на участие в аукционе несоответствующей требованиям документации об аукционе на основании следующего: «В документах заявки на участие в аукционе закрытого акционерного общества «Союзинформ» (далее - ЗАО «Союзинформ»), направленных оператором электронной площадки согласно пункту 6.20 аукционной документации и части 20 статьи 41.10 Федерального закона, содержатся недостоверные сведения, а именно: 1. Копия учредительного документа (устав) участника размещения заказа ЗАО «Союзинформ» предоставлена в недействующей редакции, без учета изменений, внесенных 27.12.2013 согласно данным (сведения, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц), полученным с официального сайта Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru)». Изучив копию заявки заявителя, представленную представителем заказчика, Комиссия установила, что заявитель в составе заявки в качестве учредительных документов представил устав организации в редакции изменений от 03.07.2012. Вместе с тем, как следует из пояснений заказчика и информации, размещенной на сайте http://egrul.nalog.ru, заявитель вносил изменения в учредительные документы 10.09.2012 и 27.12.2013. В соответствии с частью 10 статьи 41.3 Закона о размещении заказов в случае внесения изменений в учредительные документы участника размещения заказа такой участник обязан незамедлительно направить оператору электронной площадки новые документы и сведения, а также уведомление о прекращении действия указанных документов. При этом согласно части 11 статьи 41.3 Закона о размещении заказов ответственность за достоверность информации, содержащейся в документах и сведениях, представляемых в соответствии с частями 2, 10 статьи 41.3 Закона о размещении заказов, в том числе за действия, совершенные на основании указанных документов и сведений, несет участник размещения заказа, представивший такие документы и сведения. На заседании Комиссии установлено, что заявитель в установленные сроки не направил оператору электронной площадки новые документы и сведения, а также уведомление о прекращении действия старых учредительных документов. Таким образом, действия аукционной комиссии, принявшей решение о несоответствии второй части заявки заявителя требованиям, установленным в документации об аукционе, являются правомерными. На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу необоснованной. (Решение ФАС России от 27.02.2014 № К-382/14) 2. Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что требования технического задания документации об аукционе содержат противоречия. Комиссия сочла довод заявителя о том, что ряд положений документации содержат противоречия, обоснованным. Комиссией выявлено, что некоторые позиции технического задания содержат взаимоисключающие требования. Выдано предписание об устранении выявленного нарушения путем рассмотрения заявок, поданных на участие в аукционе без учета противоречивых требований, установленных в документации об аукционе. В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении оператором электронной площадки аукциона. По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями заказчика, уполномоченного органа. 1. Заказчиком, уполномоченным органом не даны разъяснения по существу запроса заявителя о разъяснении положений документации об аукционе. 2. В нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов заказчиком, уполномоченным органом в пунктах 3, 53, 63 приложения № 1 к документации об аукционе (далее - техническое задание) установлены противоречивые требования к характеристикам используемых при выполнении работ товаров. Представители заказчика, уполномоченного органа не согласились с доводами заявителя и сообщили, что при проведении аукциона заказчик, уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов). В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее. В соответствии с извещением о проведении аукциона, документацией об аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа: Извещение о проведении аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг 31.12.2013. В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе указанный Закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу. Следовательно, проведение аукциона осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов. 1. В соответствии с частью 3 статьи 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. В соответствии с частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе. На заседании Комиссии заявитель пояснил, что им направлен запрос о разъяснении положений документации об аукционе 06.02.2014. 07.02.2014 на официальном сайте размещено разъяснение положений документации об аукционе на указанный запрос. Вместе с тем Комиссия ФАС России, рассмотрев представленный на заседание Комиссии запрос о разъяснении положений документации и соответствующий ответ, размещенный заказчиком на официальном сайте, не обладает специальными знаниями в области выполнения работ по реконструкции автомобильной дороги для того, чтобы сделать вывод о полноте ответа заказчика, уполномоченного органа на поставленный заявителем в запросе о разъяснении положений документации об аукционе вопрос. Таким образом, довод заявителя о том, что заказчиком, уполномоченным органом не даны разъяснения по существу запроса заявителя о разъяснении положений документации об аукционе, не нашел своего подтверждения. 2. Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе в электронной форме должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Пунктом 3 технического задания установлены требования к «щебню из природного камня для строительных работ» - группы щебня 1 - 4; содержание зерен пластинчатой и игловатой формы до 10% по массе. Также установлено требование о соответствии указанного щебня ГОСТ 8267-93. Согласно таблице 2 ГОСТ 8267-93 только 1 группа щебня содержит зерна пластинчатой и игловатой формы до 10% по массе. Следовательно, предложение участником размещения заказа групп щебня 2 - 4 не будет соответствовать требованиям заказчика, а также ГОСТ 8267-93. Таким образом, установление заказчиком в документации об аукционе взаимоисключающих требований не позволяет участнику размещения заказа надлежащим образом подготовить заявку на участие в аукционе. Пунктом 39 технического задания установлены требования к товару «грунтовка», в том числе «эластичность пленки при изгибе должна превосходить 2 мм», а также требование о соответствии грунтовки ГОСТ 25129-82. Таблицей 1 ГОСТ 25129-82 установлены требования к грунтовке, в том числе эластичность пленки при изгибе не более 1 мм. Пунктом 52 технического задания установлены требования к эмали, в том числе эластичность пленки при изгибе должна превосходить 2 мм, также требование о соответствии эмали ГОСТ 6465-76. Таблицей 1 ГОСТ 6465-76 установлены требования к эмали, в том числе эластичность пленки при изгибе не более 1 мм. Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом в пунктах 39, 52 технического задания, установлены противоречивые требования к эластичности пленки при изгибе, что не позволяет участнику размещения заказа надлежащим образом подготовить заявку на участие в аукционе. Пунктом 63 технического задания установлены требования к товару «асбест хризолитовый», в том числе необходимость его соответствия требованиям ГОСТ 12871-93. Вместе с тем ГОСТ 12871-93 устанавливает требования к асбесту хризотиловому, понятие «асбест хризолитовый» в указанном ГОСТе отсутствует. Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению. В соответствии с техническим заданием установлена следующая инструкция по заполнению первой части заявки: «В случае перечисления характеристик через запятую означает, что при производстве работ используются товары со всеми перечисленными характеристиками, кроме п. 23 характеристик количества компонентов, где участник размещения заказа должен предоставить одно конкретное значение. Перечисление характеристики через «/» означает, что участник должен указать любое значение по своему выбору, кроме п. 57 характеристик разрывной силы и п. 75 характеристик сечения, где участник размещения заказа должен указать все требуемые значения. В случае перечисления характеристик через точку с запятой означает, что участник должен указать любое значение по своему выбору». Пунктом 53 технического задания установлены требования к «фанере бакелизированной»: «Габаритные размеры листов не должны быть (Д x Ш x Т), мм: длина < 5500 мм, 5600; ширина > 1250 мм, 1250; толщина > 16 мм. 16». Из установленных требований, а также инструкции по заполнению первой части заявки не представляется возможным определить, к одному или обоим показателям габаритного размера относится знаки «<«, «>«. Таким образом, действия заказчика, уполномоченного органа, не установивших надлежащих требований к показателям товаров, используемых при выполнении работ, а также надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки, нарушают пункт 1 части 3, пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу обоснованной в части неустановления надлежащих требований к показателям товаров, используемых при выполнении работ, признать в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 3, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, выдать заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок путем рассмотрения заявок, поданных на участие в аукционе без учета противоречивых требований, установленных в пунктах 3, 39, 52, 53, 63 приложения № 1 к документации об аукционе. (Решение ФАС России от 19.02.2014 № К-315/14) А.В.Гриненко Заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России