Решение ФАС России от 05.12.2013 по делу № 223ФЗ-46/2013

Просмотров: 27

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА РЕШЕНИЕ от 5 декабря 2013 г. по делу № 223ФЗ-46/2013 Резолютивная часть оглашена 02.12.2013 В полном объеме изготовлено 05.12.2013 Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» . рассмотрев жалобу ОСАО «Р» от 21.11.2013 № 5767/08 на действия «В» (ЗАО) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по комбинированному страхованию: добровольное медицинское страхование (ДМС), страхование от несчастного случая (НС) работников территориальных подразделений «В» (ЗАО), за исключением территориальных подразделений г. Москвы, сроком на 3 года (извещение № 31300627134) в соответствии с Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденным приказом ФАС России от 18.01.2013 № 17/13 (далее - Порядок), установила: В ФАС России поступила жалоба ОСАО «Р» (далее - Заявитель) от 21.11.2013 № 5767/08 (вх. № 102072/13 от 21.11.2013) на действия «В» (ЗАО) (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по комбинированному страхованию: добровольное медицинское страхование (ДМС), страхование от несчастного случая (НС) работников территориальных подразделений «В» (ЗАО), за исключением территориальных подразделений г. Москвы, сроком на 3 года (извещение № 31300627134) (далее - Запрос предложений). Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг в «В» (ЗАО), утвержденным решением Наблюдательного совета «В» (ЗАО) (протокол от 04.10.2013 № 13/13з). В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (zakupki) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках. 23.10.2013 на официальном сайте размещено извещение о проведении Запроса предложений и документация о Запросе предложений (далее - Документация). Из жалобы следует, что при проведении Запроса предложений были нарушены законные права и интересы Заявителя в части установления Заказчиком требований к участникам Запроса предложений, ограничивающих участникам Запроса предложений доступ к участию в указанной закупочной процедуре, а именно: требование к размеру уставного капитала участника Запроса предложений на дату подачи заявки на участие в Запросе предложений, размеру чистой прибыли страховщика за последний отчетный год, объему сборов по добровольному личному страхованию за последний отчетный год, а также к наличию у участника Запроса предложений определенного уровня рейтинга страховщика. Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее. Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке. В соответствии с пунктами 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. При этом, из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. Пунктом 12 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью Документации (далее - Информационная карта), установлен перечень требований к участникам Запроса предложений, в состав которых не входят требования обжалуемые Заявителем. Согласно пункту 20 Информационной карты критериями оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений являются цена заявки и квалификация участника Запроса предложений. Совокупная значимость указанных критериев составляет 100%: значимость критерия «цена заявки» - 40%, значимость критерия «квалификация участника Запроса предложений» - 60%. При этом, критерий «квалификация участника Запроса предложений» включает в себя следующие подкритерии: 1) рейтинг страховщика (значимость подкритерия - 25%); 2) чистая прибыль страховщика за последний отчетный год (значимость подкритерия - 25%); 3) размер уставного капитала на дату подачи заявки (значимость подкритерия - 25%); 4) объем сборов по добровольному личному страхованию за последний отчетный год (значимость подкритерия - 25%). Порядок присвоения баллов по указанным и критериям и подкритериям установлен разделом 5 «Методика оценки заявок на участие в запросе предложений» Документации. Согласно пункту 3.12.1.1 Документации рассмотрение заявок осуществляется в следующем порядке: а) проведение отборочной стадии; б) проведение оценочной стадии. Из пункта 3.12.2.7 Документации следует, что по итогам отборочной стадии Запроса предложений участнику Запроса предложений может быть отказано в допуске к участию в Запросе предложений, в случае если заявка участника Запроса предложений, сам участник Запроса предложений, привлекаемые им соисполнители, предлагаемые к поставке услуги, договорные условия, указанные в заявке такого участника, не соответствуют требованиям пункта 3.12.2.3 Документации. При этом, согласно пункту 3.12.2.3 Документации критериями отбора являются: а) соответствие заявки требованиям документации по запросу предложений по существу по своему составу, согласно пункту 15 Информационной карты, содержанию и оформлению; б) достоверность сведений и действительность документов, приведенных в заявке; в) соответствие участника запроса предложений требованиям, установленным в пункте 12 Информационной карты; г) соответствие заявленных участником запроса предложений соисполнителей (в случае установления требований), требованиям, установленным в пункте 16 Информационной карты; д) соответствие предлагаемых участником запроса предложений товаров, работ, услуг требованиям, установленным в пункте 13 Информационной карты; е) соответствие предлагаемых участником запроса предложений договорных условий (в том числе непревышения объявленной начальной (максимальной) цены договора) требованиям, установленным в пунктах 4, 5, 9 Информационной карты, в разделе 6 Документации. Таким образом, недостижение участником Запроса предложений указанных в разделе 5 «Методика оценки заявок на участие в запросе предложений» Документации пороговых значений показателей по подкритериям «чистая прибыль страховщика за последний отчетный год», «размер уставного капитала на дату подачи заявки», «объем сборов по добровольному личному страхованию за последний отчетный год», а также отсутствие рейтинга страховщика не является в соответствии с пунктом 3.12.2.7 Документации основанием для отказа в допуске к участию в Запросе предложений и не может ограничить круг потенциальных участников Запроса предложений. Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что установленные пунктом 12 Информационной карты требования к участникам Запроса предложений не помешали Заявителю подать заявочные материалы на участие в Запросе предложений. Законом о закупках, иными нормативными правовыми актами, принятыми в его реализацию, не установлены требования к формированию заказчиком критериев и порядка оценки и сопоставления заявок. Таким образом, заказчик в документации о закупке самостоятельно устанавливает критерии оценки и сопоставления заявок, а также порядок оценки и сопоставления заявок, позволяющий заказчику осуществить выбор победителя закупочной процедуры для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, с учетом особенностей осуществляемой заказчиком закупочной процедуры, характеристик закупаемых товаров, работ, услуг. На основании вышеизложенного и в соответствии с пунктом 21 Порядка Комиссия ФАС России решила: Признать жалобу ОСАО «Р» от 21.11.2013 № 5767/08 (вх. № 102072/13 от 21.11.2013) на действия «В» (ЗАО) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по комбинированному страхованию: добровольное медицинское страхование (ДМС), страхование от несчастного случая (НС) работников территориальных подразделений «В» (ЗАО), за исключением территориальных подразделений г. Москвы, сроком на 3 года (извещение № 31300627134) необоснованной. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. Решение ФАС России от 05.12.2013 по делу № 223ФЗ-46/2013.