Решение Челябинского УФАС России от 18.07.2014 № 419-ж/2014

Просмотров: 29

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕШЕНИЕ от 18 июля 2014 г. № 419-ж/2014 Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе: Председателя Комиссии: Ливончик В.А. - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Членов Комиссии: Гареевой Д.Ф. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Воронковой Д.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «Д» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку «Антибактериальных средств. Меропенем» для учреждений здравоохранения Челябинской области на II полугодие 2014 года (изв. № 0369300019214000360) в присутствии: - представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «О», действующего на основании доверенности от 16.07.14; - представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «О», действующего на основании доверенности б/н; в отсутствие представителя ООО «Д», надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии, установила: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Д» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку «Антибактериальных средств. Меропенем» для учреждений здравоохранения Челябинской области на II полугодие 2014 года (изв. № 0369300019214000360) (далее - закупка). Согласно представленным документам 07.07.2014 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «О» (далее - организатор совместных торгов) объявило о проведении аукциона в форме совместных торгов путем опубликования извещения № 0369300019214000360 на официальном сайте zakupki.gov. В соответствии с соглашением о проведении совместных торгов от 19.05.2014 года заказчиками выступили: Бюджетное муниципальное медицинское лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения «К», Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Областной онкологический диспансер № , Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «О», Муниципальное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение «Г» Еманжелинского муниципального района Челябинской области, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Е», Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Городская клиническая больница № , Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Детская городская клиническая больница № , Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Детская городская клиническая больница № , Муниципальное учреждение здравоохранения «К», Муниципальное учреждение здравоохранения «Г», Муниципальное учреждение здравоохранения «Д» города Магнитогорска, Муниципальное учреждение здравоохранения «Ч», Муниципальное учреждение здравоохранения «А» (далее - заказчики). Начальная (максимальная) цена контрактов - 2022835,20 рублей. Срок окончания подачи заявок на участие в закупке - 02.07.2014 в 09:00. На дату рассмотрения жалобы контракты на поставку «Антибактериальных средств. Меропенем» для учреждений здравоохранения Челябинской области на II полугодие 2014 года не заключены. Согласно доводам, изложенным в жалобе заявитель считает, что участие в закупке ограничено, поскольку на территории Российской Федерации зарегистрировано 1 лекарственное средство с МНН Меропенем, позволяющее хранить препарат при температуре 30 C°. Представители организатора совместных торгов с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили, что участие в закупке не ограничено, так как лекарственное средство с МНН Меропенем с температурой хранения до 30 C° находится в свободной продаже на рынке и приобрести его может любой потенциальный участник закупки. При этом заказчик отметил, что требования заказчиков обусловлены их потребностью в поставке препарата с указанными в документации о закупке характеристиками. Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам. 1. В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе. Согласно подпункту б пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при поставке товара первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя. Данные требования продублированы и пунктом 18 информационной карты. Требования к товару установлены в приложении № 1 к информационной карте. Согласно указанному приложению заказчикам необходимо к поставке лекарственное средство с МНН Меропенем, дозировкой 1,0 г и 500 мг. При этом одним из требований к препарату является возможность его хранения при температуре 30 C°. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 07.07.2014 года участнику с заявкой под порядковым номером 5 (заявка заявителя) отказано в допуске к участию в закупке, поскольку его заявка не соответствует требованиям документации о закупке, а именно: участник предлагает к поставке препарат с возможностью его хранения при температуре 25 C°, а заказчикам требовалось 30 C°. Заявка заявителя предлагает к поставке препарат с торговым наименованием Меропенем Джожас. Вместе с тем, заявитель указывает, что хранить данное лекарственное средство можно при температуре не выше 25 C°, что не соответствует требованиям, установленным заказчиками. Таким образом, принимая во внимание, что заявитель предлагает к поставке товар, не соответствующий требованиям документации о закупке, о чем прямо указывает в заявке и не отрицает в своей жалобе, Комиссия приходит к выводу о правомерности действий аукционной комиссии по отказу в допуске к участию в аукционе заявителя. 2. Согласно части 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Как уже отмечалось ранее, заказчики установили требование к необходимому к поставке лекарственному средству о возможности его хранения при температуре 30 C°. Согласно государственному реестру лекарственных средств данному требованию соответствует только препарат с торговым наименование Меронем. Данный факт не отрицается и представителями организатора совместных торгов. На заседание Комиссии представители организатора совместных торгов пояснили, что данный препарат приобретается в целях эффективного его использования для тяжелых больных в реанимационных, родовых и других отделениях, где температура, как правило, превышает 25 C°. Вместе с тем, данный довод не находит своего подтверждения. Так, на заседание Комиссии представители организатора совместных торгов представили таблицы заказчиков со сведениями о количестве необходимого к поставке препарата с МНН Меропенем с возможностью температуры хранения как при температуре 25 C°, так и при температуре хранения 30 C°. Изучив данные сведения, Комиссия приходит к выводу, что у некоторых из лечебных учреждениях сформирована потребность только на препарат с торговым наименованием Меронем. Однако, необходимо отметить, что заказчики помимо реанимационных, родовых отделений имеют иные отделения, где средняя температура не превышает 25 C°. Следовательно, при данных условиях возможно использование лекарственного средства с МНН Меропенем с возможностью хранения при температуре 25 C°. При этом требование о поставке препарата с МНН Меропенем при возможности его хранения при температуре 30 C°, ограничивает число участников закупки, имеющих возможность поставить препарат с МНН Меропенем с возможностью хранения при температуре 25 C°, что не соответствует требованиям части 1 статьи 27, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. 3. В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом данные требования должны носить четкий и прозрачный характер. Документация о закупке (пункт 18 информационной карты) обязывает участника предоставить в составе заявки декларацию о соответствии участника требованиям пункта 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Однако по условиям исполнения контракта заказчик не приобретает права на результаты интеллектуальной деятельности. Кроме того, требование об обладание участником закупки исключительными правами на такие результаты документация о закупке не содержит. Таким образом, заказчик в нарушение положений пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установил излишние требования к составу заявки, не соответствующие предмету закупки. 4. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. Согласно части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе. При этом, следует отметь, что в соответствии с соглашением о проведении совместного аукциона № 127/II/2014 от 19.05.2014 года заказчиками по рассматриваемой закупки выступило 14 организаций. В соответствии с приложением № 1 к информационной карте различным заказчикам необходимо лекарственное средство с МНН Меропенем с различной дозировкой и количеством. Однако в составе документации о закупке приложен один проект контракта. Более того, в спецификации к проекту контракта заказчик не указал виды и объемы необходимого к поставке товара, определяющих предмет контракта, по каждому из заказчиков, что может привести к заключению контракта не на условиях документации о закупке в нарушение части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе. 4. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривают особый порядок расчета пени, штрафов. Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее - Постановление Правительства). Вместе с тем, организатор совместных торгов наряду с ответственностью, предусмотренной законодательством о контрактной системе, предусмотрел в пункта 6.8 - 6.13 проекта контракта иные санкции в случае просрочки исполнения поставщиков различных обязательств по контракту. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление ответственности, не предусмотренной частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063, может привести к заключению государственного контракта, не соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе. 5. В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 02.07.2013) «О защите прав потребителей» на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. Согласно пункту 4.1 проекта контракта остаточный срок годности лекарственного средства должен составлять не менее 75% от общего срока годности. Вместе с тем, согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами, а не процентным соотношением. Таким образом, из содержания документации о закупке невозможно установить требования заказчика к сроку годности, что не соответствует требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе. 6. В соответствии с частью 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона. В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта. Таким образом, заказчик в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке наряду со сроком и порядком предоставления обеспечения исполнения контракта должен указать требования к самому обеспечению, в том числе к его минимальному сроку действия. Однако из положений извещения об осуществлении закупки, документации о закупке невозможно сделать вывод о минимальном сроке действия обеспечения исполнения контракта. Так, согласно пункту 24 информационной карты требования к сроку действия банковской гарантии установлены с учетом требований статей 43 и 96 Закона о контрактной системе. В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия контракта должен превышать срок действия банковской гарантии не менее чем на 1 месяц. Проект контракта в свою очередь устанавливает двойной срок его действия, а именно: «Контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 31 декабря 2014 года, а в части расчетов по контракту - до полного исполнения сторонами обязательств по настоящему контракту». Вследствие чего, невозможно установить минимальные требования заказчика к сроку действия обеспечения исполнения контракта, что не соответствует требованиям части 8 статьи 42, пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Комиссия, руководствуясь статьей 60 Закона о размещении заказов и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года № 498 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений», решила: 1. Признать доводы жалобы ООО «Д» на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку «Антибактериальных средств. Меропенем» для учреждений здравоохранения Челябинской области на II полугодие 2014 года (изв. № 0369300019214000360) необоснованными. 2. Признать в действиях заказчика нарушения части 8 статьи 42, пунктов 2, 8 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, части 1 статьи 27, пункта 2 части 5 статьи 66, частей 4, 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе. 3. По результатам рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки выдать заказчикам, организатору совместных торгов, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель Комиссии В.А.ЛИВОНЧИК Члены Комиссии Д.Ф.ГАРЕЕВА Д.А.ВОРОНКОВА Решение Челябинского УФАС России от 18.07.2014 № 419-ж/2014.