Нормативно-правовое регулирование организации закупок для муниципальных нужд
Организация закупок для муниципальных нужд имеет нормативно-правовое регулирование на международном, федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) 1 июля 2011 г. принят Типовой закон о публичных закупках [1], который заменил Типовой закон о закупках товаров (работ) и услуг 1994 г.
Российская Федерация является участником международных соглашений, касающихся публичных закупок. К сожалению, попытки заключения международного соглашения в рассматриваемой сфере в рамках группы стран, находящихся на постсоветском пространстве, не сразу увенчались успехом. 9 декабря 2010 г. было заключено межправительственное Соглашение о государственных (муниципальных) закупках, участниками которого стали Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация [2], которое направлено на развитие торгово-экономического сотрудничества и расширение торгово-экономических связей, гармонизацию законодательства, проведение согласованной политики в области государственных и муниципальных закупок. Соглашением установлены требования к сфере закупок, поставщикам (потенциальным поставщикам), товарам (работам, услугам), членам комиссий, особенности обеспечения национального режима, способы проведения закупок и т.д.
В связи с тем, что Российская Федерация принята во Всемирную торговую организацию, в рамках которой осуществляется активное взаимодействие государств-участников в сфере публичных закупок, можно ожидать, что наша страна сделает еще один шаг по пути интеграции в сфере публичных закупок, присоединившись к Соглашению о государственных закупках, действующему в рамках этой международной организации. Если это произойдет, отечественный рынок публичных закупок будет окончательно открыт для иностранных поставщиков [3].
Следует отметить, что ст. 13 Закона о размещении заказов предусмотрены некоторые возможности ограничения участия иностранных поставщиков (товаров, работ, услуг) на отечественном рынке публичных закупок. Речь идет о возможности ограничения допуска к участию в торгах иностранных товаров (работ, услуг) в сфере государственного оборонного заказа [4]. Во исполнение данного Закона принято Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 56 «Об установлении запретов и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, в рамках размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства» [5]. Иными словами, в нормативном порядке меры по защите отечественного товаропроизводителя в сфере государственного оборонного заказа предусмотрены.
Развитию конкуренции способствует тот факт, что ФЗ № 94 четко обозначил требования к участникам процедуры размещения заказа (благодаря этому увеличилось среднее их количество с 2 до 3). Кроме того, закон прописал преференции учреждениям исправительной системы и организациям инвалидов. Введены условия участия в муниципальных закупках субъектов малого предпринимательства. Сняты ограничения для участия иностранных поставщиков (подрядчиков / исполнителей) в процессе муниципальных закупок.
Реестр закупок и реестр недобросовестных поставщиков позволяют, с одной стороны, обеспечить доступ заказчиков к информации о поставщиках, с другой стороны, стимулировать поставщиков к обязательному исполнению муниципальных контрактов.
Можно выделить ряд существенных новаций: введение единой системы закупок, повышение прозрачности и открытости информации и связанное с этим снижение коррупции, повышение квалификации участников процедуры размещения муниципального заказа и муниципальных заказчиков [6].
С целью обеспечения прозрачности процедур, размещения муниципального заказа на официальных сайтах по закупкам в сети Интернет в обязательном порядке должна размещаться вся информация о проведении торгов и сведения о заключенных контрактах. В настоящее время работает Единый федеральный реестр государственных закупок и контрактов, который содержит сведения о наименовании заказчика, источнике финансирования, процедуре размещения заказа, наименовании и местонахождении поставщика, номенклатуре и цене закупаемой продукции, информацию о заключении контракта. Органом, уполномоченным по ведению федерального реестра контрактов, с 2007 года является Федеральное казначейство. Федеральным контрольным органом в сфере размещения заказов с 2006 года является Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России.
Усиление контроля в системе муниципальных закупок предусматривает и реализацию комплекса мер по повышению ответственности должностных лиц за нарушение контрактов (срыв сроков поставки, недопоставка), неэффективное расходование бюджетных средств (закупка некачественного или несоответствующего реальным потребностям товара) [7].
Среди ключевых постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, регулирующих сферу закупок продукции для муниципальных нужд, следует назвать следующие:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 №631 «Об утверждении положения и взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов» [8];
- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 №642 «О перечне товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (цена лотов)» [9];
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 №292 «Об утверждении положения о ведении Реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения Реестра недобросовестных поставщиков» [10];
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2008 №175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [11];
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2009 №237 «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесение изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» [12];
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2010 №1191 «Об утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров, бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр» [13];
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 №881 [14] «О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 №236-р «О перечне товаров (работ, услуг) размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона» [15];
- Приказ ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» [16].
Реформа системы муниципального заказа позволяет устранить или уменьшить неоправданные расходы муниципального образования на закупки по завышенным ценам и сократить коррупционные финансовые потоки. В странах с развитой рыночной инфраструктурой система муниципальных закупок стала одним из естественных механизмов поддержания конкуренции. Эта система требует достаточно сложной и тщательной организации в плане совершенствования нормативно-правовой базы, информационного обеспечения, развития кадрового потенциала.
С 1 января 2011 года информация о размещении заказов на закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд размещается на едином Общероссийском официальном сайте, в том числе и реестр контрактов, ведение которого с 1 января 2011 года осуществляется Федеральным казначейством. Это огромный прорыв в информационной открытости и прозрачности государственных и муниципальных закупок, создании единого экономического пространства и борьбе с коррупцией.
7 мая 2012 г. в Госдуму был внесен законопроект № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» [17]. 5 апреля 2013 года принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который призван урегулировать отношения по осуществлению закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. После вступления в силу с 1 января 2014 год новый закон заменит Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [18].
Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрены существенные изменения правил осуществления муниципальных закупок, начиная от этапа планирования и заканчивая этапом контроля деятельности муниципальных заказчиков и их должностных лиц. В нашей стране будет создана федеральная контрактная система, которая заменит существующий порядок муниципальных закупок. Тем не менее, значительная часть положений Закона № 94-ФЗ сохранится в новой системе в той или иной форме.
Федеральная контрактная система предусматривает осуществление деятельности заказчика преимущественно на профессиональной основе с привлечением к работе квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями, опытом и навыками в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.
Так, в частности, ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что для выполнения функций по планированию и осуществлению закупок заказчики создают специальные структурные подразделения - контрактные службы. Создание контрактной службы заказчика позволит существенно повысить качество обеспечения муниципальных нужд за счет реализации системного подхода к формированию и размещению муниципальных контрактов.
[18] О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. 1) . Ст. 3105.