Постановление ФАС Московского округа от 13.03.2014 № Ф05-494/2014

Просмотров: 64

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 марта 2014 г. по делу № А40-54035/13 Резолютивная часть постановления объявлена: 06 марта 2014 года Полный текст постановления изготовлен: 13 марта 2014 года Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи М.В. Борзыкина судей: Е.Ю. Ворониной, И.В. Туболец при участии в заседании: от заявителя - Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Центральная Россия» (ОГРН 1027700048551): Филиппова О.В., - доверенность от 20.02.2014 № 777; от заинтересованного лица - Федеральная антимонопольная служба (ОГРН 1047796269663): Горбачева А.А., - доверенность от 27.11.2013 № ИА/47485/13; от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - закрытое акционерное общество «ММВБ-Информационные технологии» (ОГРН 1087746762597): представитель не явился; закрытое акционерное общество «ТРАНСРЕСУРС»: представитель не явился; Волков В.Г.: не явился, рассмотрев 06 марта 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Центральная Россия» (заявитель) на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2013 года, принятое судьей Д.Г. Видгорчиком, на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2013 года, принятое судьями И.В. Бекетовой, В.А. Свиридовым, Э.В. Якутовым, по заявлению Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Центральная Россия» о признании незаконными решения Федеральной антимонопольной службы от 12.04.2013 и выданного на его основании предписания, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - закрытое акционерное общество «МММВБ-Информационные технологии», закрытое акционерное общество «ТРАНСРЕСУРС», Волков В.Г., установил: Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Центральная Россия» (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными решения Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 12.04.2013 и выданного на его основании предписания. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены закрытое акционерное общество «МММВБ-Информационные технологии», закрытое акционерное общество «ТРАНСРЕСУРС», Волков В.Г. Решением от 31.07.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2013 решение оставлено без изменения. Требования о проверке законности решения от 31.07.2013, постановления от 08.11.2013 в кассационной жалобе учреждения основаны на том, что нормы права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судом первой инстанции, апелляционным судом применены неправильно. Отзывы на кассационную жалобу не направлены. В судебное заседание суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы, состоявшееся 20.02.2014 в 15 часов 20 минут, явились представитель учреждения, представитель ФАС России. Каждый из них в отдельности заявил, что не возражает против рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле. Поскольку другие лица, участвующие в деле, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в данном судебном заседании не имелось. Относительно кассационной жалобы даны следующие объяснения: - представитель учреждения объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает; - представитель ФАС России объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, поскольку эти доводы неосновательны. В судебном заседании был объявлен перерыв до 27.02.2014 до 13 часов 40 минут, а затем судебное разбирательство по кассационной жалобе было отложено на 06.03.2014 на 13 часов 55 минут. В судебное заседание суда кассационной инстанции, состоявшееся 06.03.2014 в 13 часов 55 минут, явились представитель учреждения, представитель ФАС России. Поскольку в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в связи с болезнью) произведена замена судьи Кузнецова А.М. на судью Воронину Е.Ю., судебное разбирательство начато сначала. Представитель учреждения, представитель ФАС России, каждый в отдельности, заявил, что не возражает против рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле. Поскольку другие лица, участвующие в деле, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в данном судебном заседании не имелось. Относительно кассационной жалобы даны следующие объяснения: - представитель учреждения объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает; - представитель ФАС России объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, поскольку эти доводы неосновательны. Предметом судебных разбирательств в суде первой инстанции, апелляционном суде являлась законность решения ФАС России от 12.04.2013, которым учреждение при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта по выполнению работ, связанных с ремонтом действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: А-104 Москва - Дмитров - Дубна (км 82 + 000 - км 89 + 500, Московская область) и А-104 Москва - Дмитров - Дубна (км 109 + 000 - км 124 + 6500, Московская область) признано нарушившим положения части 7 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов). Антимонопольный орган исходил из того, что документация об аукционе в редакции от 26.02.2013 была размещена государственным заказчиком на электронной торговой площадке в режиме отсутствия программной возможности распознавания текста, что ввиду невозможности поиска фрагментов текста средствами веб-обозревателя, повлекло ограничение для ознакомления с ее содержанием. Предписанием учреждению предлагалось устранить нарушения законодательства о размещении заказов. Основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования послужили выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о соответствии оспариваемых решения, предписания закону, о доказанности ФАС России обстоятельств, послуживших основанием для их, соответственно, принятия и выдачи. Выводы основаны на применении положений части 6, части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов в совокупности с положениями части 1 статьи 41.6, части 1 статьи 34 того же закона, пунктов 3, 5, 10 Положения о пользовании официальными сайтами в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 147. Законность решения от 31.07.2013, постановления от 08.11.2013 проверена в пределах, установленных для рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, объяснений относительно кассационной жалобы. В обоснование принятого решения ФАС России сослалась на то обстоятельство, что размещенное заказчиком на официальном сайте «Техническое задание», являющееся частью документации об аукционе, содержит фоновый рисунок в формате PDF, который ограничивает возможность участников размещения заказа ознакомления с документацией об аукционе. Суд кассационной инстанции при принятии постановления исходит из следующего. Официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в силу части 1 статьи 16 Закона о размещении заказов является официальный сайт - www.zakupki.gov. Порядок регистрации на этом официальном сайте пользователей, осуществляющих размещение на официальном сайте информации о размещении заказов, в том числе сроки регистрации, а также порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа, порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом согласно части 7 статьи 16 Закона о размещении заказов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом установлены совместным зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 31.12.2010 за № 19489 приказом от 14.12.2010 Министерства экономического развития Российской Федерации № 646 и Федерального казначейства № 21 «Об утверждении положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к техническим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом» (далее - Положение). Согласно части 8 статьи 16 Закона о размещении заказов, пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 № 147 «Об утверждении Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами», пункту 3 Положения информация о размещении заказа, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы и иных ограничений. Файлы конкурсной документации согласно пункту 8 Положения документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств. Являющееся частью документации об аукционе «Техническое задание», как установлено антимонопольным органом и это обстоятельство нашло подтверждение при рассмотрении дела в суде первой инстанции, апелляционном суде, заказчиком размещено на официальном сайте размещении заказов www.zakupki.gov в сканированном варианте, в формате файла PDF. PDF - стандартный межплатформенный формат файлов, позволяющий осуществлять обмен готовыми для печати документами, который создается при сканировании бумажных форм документов сканерами различных производителей, в соответствии со спецификацией AdobePortableDocumentFormat; при сканировании PDF файл создается без защиты и не имеет ограничений на использование. В таком виде документы в формате PDF размещаются и позволяют осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами. Таким образом размещенная на сайте документация опубликована в общедоступных форматах, доступна для ознакомления и не зашифрована; фоновый рисунок в формате PDF возможность участников размещения заказа ознакомления с документацией об аукционе не ограничивает. Поскольку выводы судов о правомерности оспариваемых ненормативных правовых актов не основаны на законе, обжалуемые решение, постановление подлежат отмене. Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, суд кассационной инстанции полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о признании оспариваемых решения, предписания незаконными. Руководствуясь статьями 294, 286, 287, 288 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил: решение Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2013 года по делу № А40-54035/13, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2013 года отменить, признать незаконными решение Федеральной антимонопольной службы от 12.04.2013 по делу № П-322/13 и выданного на его основании предписания от 12.04.2013. Председательствующий судья М.В.БОРЗЫКИН Судья Е.Ю.ВОРОНИНА Судья И.В.ТУБОЛЕЦ Постановление ФАС Московского округа от 13.03.2014 № Ф05-494/2014 по делу № А40-54035/13.