О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг

Просмотров: 31

Беспалов М. О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2012. N 4. С. 21, 38 - 46.

(Комментарий к проекту федерального закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг")

Дискуссии о практике применения Закона N 94-ФЗ, регулирующего порядок проведения закупок государственными и муниципальными учреждениями, в последние годы не прекращаются. Многие специалисты отмечают, что Закон, призванный бороться с коррупционными схемами осуществления государственных закупок, фактически лишь усложняет, бюрократизирует и замедляет этот процесс. Необходимость изменения механизма государственных закупок давно назрела, и первым этапом этих изменений должно стать принятие нового закона о государственных контрактах. Проект такого закона уже разработан Министерством экономического развития РФ и представлен на его сайте.

Основные параметры закона

Рассмотрим более подробно основные параметры проекта закона, предложенного Минэкономразвития России. Во-первых, он распространятся на деятельность государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственные казенные учреждения, а также на органы местного самоуправления, муниципальные казенные учреждения и на бюджетные учреждения. При этом бюджетные учреждения осуществляют деятельность по закупке товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями закона только в рамках выполнения государственного (муниципального) задания. Важно подчеркнуть, что требования закона не распространяются на деятельность бюджетных учреждений по привлечению ими третьих лиц для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в ходе исполнения бюджетными учреждениями контрактов и гражданско-правовых договоров, т.е. на закупки, осуществляемые за счет внебюджетных источников. Требования закона также не распространяются на деятельность бюджетных учреждений по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в т.ч. иностранными гражданами и юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории России, грантов (субсидий на конкурсной основе), предоставляемых из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, предложенными грантодателями, не установлено иное. Во-вторых, в законе указано, что начальная (максимальная) цена государственного контракта определяется расчетным способом с помощью следующих методов: - нормативный метод, под которым понимается расчет цены контракта на основе нормативов. Данный метод в обязательном порядке применяется заказчиком в случае, если правовыми актами установлены нормативы в отношении товаров, работ, услуг (в т.ч. их предельная стоимость, количество (объем), качество), которые предполагается закупать; - метод одной цены, согласно которому цена контракта определяется по цене, установленной организацией, являющейся единственным производителем (поставщиком) товаров (исполнителем работ, услуг) либо обладающей исключительным правом на товар, работу, услугу. Данный метод применяется заказчиком в случае, если предполагается осуществление закупки товаров, работ, услуг, производимых (поставляемых, исполняемых, оказываемых) одной организацией; - тарифный метод в обязательном порядке применяется заказчиком, если цена контракта определяется в соответствии с установленным тарифом (ценой) товара (работы, услуги); - метод индексации. Расчет цены контракта производится путем индексации цены аналогичных в сопоставимых условиях товаров (работ, услуг), закупленных (закупаемых) заказчиком в предыдущем (текущем) году, на индекс потребительских цен (иной обоснованный заказчиком коэффициент). Данный метод применяется в случае, если предполагается осуществление закупки товаров, работ, услуг, аналогичных закупленным (закупаемым) заказчиком в предыдущем (текущем) году (в т.ч. на основании утвержденной проектно-сметной документации). В случае применения данного метода в документации должны быть указаны сведения, на основании которых заказчик произвел расчет, в т.ч. информация о предшествующих процедурах закупок, их количестве. Количество предшествующих процедур закупок, учитываемых заказчиком в целях расчета, не может быть менее 3; - запросный метод, который заказчик вправе использовать в дополнение к методу индексации или в иных случаях. При этом заказчик обязан применять этот метод, когда имеется конкурентный рынок поставщиков (исполнителей, подрядчиков) необходимых товаров (работ, услуг) и невозможно применить методы, указанные выше. При использовании данного метода стоимость товаров, работ, услуг определяется путем изучения ценовых предложений, включая структуру цены, не менее трех субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих поставку таких товаров, выполнение работ, оказание услуг, и проведения расчетов начальной (максимальной) цены контракта на основе полученной информации. В случае применения данного метода в документации должны быть указаны сведения, на основании которых заказчиком был произведен расчет, в т.ч. источник получения информации о ценах, наименование субъекта предпринимательской деятельности, чье ценовое предложение подлежало изучению, сами ценовые предложения, а также порядок расчета; - проектно-сметный метод, согласно которому цена контракта на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт определяется на основании разработанной проектной документации. При этом сметная стоимость строительных работ пересчитывается в текущий уровень цен на дату осуществления процедур определения подрядчиков, исполнителей по соответствующим индексам цен на строительные и монтажные работы по основным калькуляционным статьям прямых затрат (оплата труда, затраты на эксплуатацию машин и механизмов, стоимость материалов); - метод расчета удельной цены основного параметра. При использовании данного метода цена контракта товаров (работ, услуг) определяется путем изучения ценовых предложений не менее трех субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, уровень цен на которые предопределяется одним основным параметром, существенным для заказчика. Данный метод может использоваться в тех случаях, когда изменение основного параметра не влечет за собой принципиальных конструкционных изменений иных параметров с соответствующим увеличением либо снижением его стоимости; - в случае невозможности использования для определения начальной (максимальной) цены контракта первых пяти методов заказчик вправе самостоятельно рассчитать начальную (максимальную) цену контракта. В этом случае в документации заказчик обязан указать обоснование невозможности использования таких методов, а также сведения и их источник, которые он использовал в целях расчета начальной (максимальной) цены контракта. При этом к источникам информации о ценах товаров (работ, услуг), которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, относятся данные государственной статистической отчетности, сведения, содержащиеся в единой информационной системе, реестре контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в т.ч. по контракту или гражданско-правовому договору, и иные достоверные источники информации.

Способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей

Согласно правилам нового закона заказчики при осуществлении закупок вправе использовать следующие способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей: - открытый конкурс; - конкурс с ограниченным участием; - двухэтапный конкурс; - электронный аукцион; - запрос котировок; - запрос предложений; - закрытые способы определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей; - из единственного источника. Кроме того, законом предусмотрено, что заказчики, за исключением случаев осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять закупки товаров (работ и услуг) у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% от общего годового объема таких закупок (причем начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 15 млн руб.) путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, в которых участвуют данные субъекты.

Требования к участникам процедур государственных закупок

В проекте закона, предложенном Минэкономразвития России, сформулированы следующие единые требования к участникам процедур государственных закупок: - непроведение ликвидации участника процедуры закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника процедуры закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства; - неприостановление деятельности участника процедуры закупки в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в процедурах закупок; - отсутствие у участника процедур закупок задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника процедур закупок, по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период; - отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике процедуры закупки; - отсутствие у физического лица - участника процедуры закупки либо у руководителя, главного бухгалтера юридического лица - участника процедуры закупки судимости за преступления, связанные с их профессиональной деятельностью или представлением заведомо ложных или недостоверных сведений, а также неприменение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административного наказания в виде дисквалификации; - обладание участниками процедур закупок исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты; - Правительство РФ вправе устанавливать в отношении отдельных видов закупок дополнительные квалификационные требования к участникам процедур закупок, в т.ч. наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, управленческая компетентность, опыт и деловая репутация, трудовые ресурсы для исполнения контракта.

Правила закупок

В законопроекте предложены следующие критерии оценки заявок (предложений) участников процедур закупок: - цена контракта; - расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ; - сроки поставки товаров, завершения работ, предоставления услуг; - качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок; - условия гарантии в отношении объекта закупок; - квалификация участников процедур закупок (включая наличие у участника процедур закупки необходимой профессиональной и технической квалификации, трудовых и финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, управленческая компетентность, опыт) в случае, если возможность использования такого критерия при осуществлении закупок предусмотрена законом. Таким образом, по новым правилам при проведении государственных закупок оценка заявок будет проводиться исходя не только из цены контракта, но и из других критериев, что должно повысить объективность итогов данной процедуры. При этом в документации об осуществлении закупки заказчик обязан указать критерии, используемые для определения победителя, и величины значимости этих критериев. Важно подчеркнуть, что при описании объекта закупок заказчик должен руководствоваться следующими правилами: - любое описание объекта закупок должно носить объективный характер. В описании объекта указываются предусмотренные планом-графиком функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупок. В описание объекта закупок не должны включаться никакие требования или указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, за исключением случаев, когда не имеется другого достаточно точного или четкого способа описания характеристик объекта закупок. При этом обязательным условием является включение в описание объекта слов "или эквивалент", за исключением случаев закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; - при составлении описания объекта закупок должны использоваться, где это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупок. Если заказчик при описании объекта закупок не использует такие стандартные показатели, то в документации об осуществлении закупки должно содержаться обоснование необходимости использования иных показателей, требований, обозначений и терминологии. Кроме того, по новым правилам в государственный контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товаров (работ, услуг), о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте, а также о порядке и сроках оформления результатов приемки.

Демпинг

В новом законе о госзакупках появляется понятие "демпинг", а также способы борьбы с ним. Так, при представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта ниже на 25% и более, чем начальная (максимальная) цена контракта, указанная заказчиком в извещении об осуществлении закупки, участник, представивший такую заявку, обязан в составе такой заявки: - по контракту на поставки товаров представить расчет предлагаемой цены контракта, а также гарантийное письмо от производителя, подтверждающее возможность поставить товар по цене, указанной в заявке, в качестве обоснования предлагаемой цены контракта; - по контракту на выполнение работ, оказание услуг представить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование. Важно отметить, что комиссия по осуществлению закупок отклонит заявку, если установит, что предложенная цена занижена на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, указанной заказчиком в извещении об осуществлении закупки, и в составе заявки отсутствует расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование; либо по итогам проведенного анализа представленных в составе заявки расчета и обоснования цены контракта комиссия придет к выводу, что снижение цены контракта достигается за счет сокращения налогов и сборов, в т.ч. налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, а также за счет невыполнения минимально необходимых требований, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Извещение об осуществлении закупки

В разработанном Минэкономразвития России проекте закона указано, что заказчик обязан размещать извещения об осуществлении закупок в единой информационной системе. При этом в извещении об осуществлении закупки должна содержаться следующая информация: - наименование и место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика, ответственное должностное лицо заказчика; - краткое изложение условий контракта, включая описание объекта закупки, количество и место доставки товаров, являющихся предметом контракта, место выполнения работ, являющихся предметом контракта, место оказания услуг, а также сроки поставки товаров или завершения работ или график предоставления услуг, начальная (максимальная) цена контракта; - ограничения по участию в процедурах закупок; - используемый способ закупок; - срок, место и порядок предоставления заявок (предложений) участников процедур закупок; - форма, размер и условия обеспечения заявок на участие в процедуре закупки (если такое обеспечение устанавливается); - форма, размер и условия обеспечения исполнения контракта. Следует также отметить, что размер обеспечения заявок не может превышать 5% от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Заявка на участие в конкурсе

В законопроекте о государственной контрактной системе подчеркивается, что заявка на участие в конкурсе должна содержать все сведения, указанные заказчиком в конкурсной документации, а именно: 1) сведения и документы об участнике конкурса, подавшем заявку: - фирменное наименование, сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона; - полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально заверенную копию (для юридических лиц), выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или ее нотариально заверенную копию (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц); - документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника конкурса - юридического лица (копию решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника конкурса без доверенности (руководитель компании)). Если от имени участника конкурса действует иное лицо, конкурсная заявка должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника конкурса, заверенную печатью и подписанную руководителем, либо нотариально заверенную копию такой доверенности; - копии учредительных документов участника конкурса (для юридических лиц); - решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо его копию, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено российским законодательством, учредительными документами юридического лица и если для участника конкурса поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой; 2) предложение участника в отношении объекта закупки с приложением расчета и обоснования цены контракта, если предложенная участником цена контракта ниже на 25% и более, чем начальная цена контракта, а также в случае закупки товаров - предлагаемую цену единицы товара, информацию о стране происхождения и производителе товара; 3) документы, подтверждающие внесение обеспечения конкурсной заявки, если в конкурсной документации содержится указание на требование обеспечения такой заявки; 4) план-график исполнения контракта в случае закупки долгосрочных, дорогостоящих (стоимостью более 100 млн руб.) и особо важных комплексных контрактов. Подчеркнем, что если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна или ни одной заявки, конкурс признается несостоявшимся. Кроме того, в предлагаемом нормативном документе определено, что победившей является конкурсная заявка, которая содержит наилучшее предложение об условиях исполнения контракта на основе критериев и процедур оценки, указанных в конкурсной документации, и которой присвоен первый номер. Если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других, содержащих такие условия. При этом протоколы, составленные в ходе проведения конкурса, заявки на участие в конкурсе, конкурсная документация, изменения, внесенные в конкурсную документацию, и разъяснения положений конкурсной документации, а также аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе хранятся заказчиком не менее трех лет.

Заключение контракта по результатам проведенного конкурса

Особое внимание в законопроекте уделено процедуре заключения контракта по результатам проведенного конкурса. Так, контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать пять дней со дня размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а при проведении закрытого конкурса - со дня подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения его исполнения в объеме, предусмотренном конкурсной документацией. Еще одним принципиальным моментом законопроекта о госзакупках является определение механизма проведения электронного аукциона. Так, под электронным аукционом на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в Интернете. В свою очередь оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение электронных аукционов. Для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников электронного аукциона. Для получения аккредитации участник представляет оператору электронной площадки следующие документы и сведения: - заявление участника электронного аукциона о его аккредитации на электронной площадке; - копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц); - копию учредительных документов участника электронного аукциона (для юридических лиц), копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц); - копии документов, подтверждающих полномочия руководителя на получение аккредитации от имени участника электронного аукциона - юридического лица. Если от имени участника электронного аукциона действует иное лицо, также должна представляться доверенность на осуществление действий от имени этого участника, заверенная печатью и подписанная руководителем; - идентификационный номер налогоплательщика участника электронного аукциона для юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуального предпринимателя; - адрес электронной почты участника электронного аукциона. Аккредитация участника электронного аукциона на электронной площадке осуществляется сроком на три года с даты направления оператором электронной площадки участнику электронного аукциона уведомления о принятии решения о его аккредитации. Следует подчеркнуть, что участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке и представивший обеспечение заявки, вправе участвовать во всех электронных аукционах, проводимых на такой электронной площадке. Обеспечение заявок не требуется при проведении электронных аукционов для заключения контрактов, начальная (максимальная) цена которых составляет не более 1 млн руб. В целом извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе. При этом в извещении о проведении электронного аукциона указываются: - адрес электронной площадки в Интернете; - дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе; - дата проведения электронного аукциона. Если дата проведения электронного аукциона приходится на нерабочий день, то день проведения такого аукциона устанавливается на ближайший следующий за ним рабочий день; - реквизиты счета заказчика в Управлении Федерального казначейства (УФК) для внесения денежных средств в счет обеспечения заявок участников электронного аукциона и размер обеспечения заявок или указание о том, что обеспечение заявок не требуется; - предъявляемые к участникам электронного аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие таким требованиям, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в составе заявки. Сам электронный аукцион проводится на электронной площадке в день, указанный в извещении о проведении электронного аукциона. Время начала проведения электронного аукциона устанавливается оператором электронной площадки по местному времени заказчика. При этом электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона. При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников электронного аукциона о цене контракта, составляющее 10 минут от начала проведения электронного аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта, обновляется автоматически с помощью программных и технических средств, обеспечивающих проведение электронного аукциона, после снижения начальной (максимальной) цены контракта или текущего минимального предложения о цене контракта на аукционе. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, электронный аукцион автоматически при помощи программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается. Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям документации об электронном аукционе, признается победителем. Таким образом, главным критерием для победы в аукционе остается предложенная минимальная цена. По результатам электронного аукциона с победителем заключается контракт. Заказчик в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке протокола о результатах аукциона направляет победителю без подписи заказчика проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, сведений о товаре (товарный знак или конкретные показатели товара), указанных в его заявке на участие в электронном аукционе. Затем в течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник электронного аукциона направляет заказчику подписанный проект контракта, а также обеспечение исполнения контракта, а в случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на 25% и более от начальной (максимальной) цены, - обоснования такой цены контракта. В свою очередь заказчик в течение трех дней со дня получения проекта контракта, подписанного участником электронного аукциона, и обеспечения исполнения контракта обязан подписать контракт и направить его участнику электронного аукциона. При этом такой контракт считается заключенным с момента направления участнику электронного аукциона подписанного заказчиком контракта. Важно отметить, что участник электронного аукциона, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если он не направил в установленный срок заказчику подписанный проект контракта, обеспечение исполнения контракта, а также расчет предлагаемой цены контракта или ее обоснование либо по итогам проведенного анализа представленных в составе заявки расчета и обоснования цены контракта комиссия пришла к выводу о том, что снижение цены контракта достигается за счет сокращения налогов и сборов, в т.ч. налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. Если заказчиком не было установлено требование обеспечения заявки на участие в аукционе, победитель электронного аукциона, признанный уклонившимся от заключения контракта, обязан уплатить заказчику неустойку в размере 5% от начальной (максимальной) цены контракта. В целом рассмотренный законопроект Минэкономразвития России о федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг является уже не первой попыткой реформирования российского законодательства в области осуществления государственных закупок. Так, существует проект закона, подготовленный Федеральной антимонопольной службой, который в отличие от проекта Минэкономразвития основывается на действующем Федеральном законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Какой вариант закона будет принят и в какие сроки, пока говорить сложно, однако реформирование законодательства о госзакупках, безусловно, необходимо. Скорее всего, анализируемый проект закона о государственной контрактной системе будет существенно доработан, в т.ч. Федеральной антимонопольной службой, но основные положения и понятийный аппарат должны сохраниться. Главной особенностью предложенного законопроекта является попытка включения различных, кроме ценовых, критериев оценки предложений участников процедур закупок, а также попытка борьбы с демпингом.

М.Беспалов К. э. н., доцент, заместитель главного бухгалтера ФГБОУ ВПО "Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина" Подписано в печать 26.03.2012