Процесс мониторинга и контроля закупочного цикла

Просмотров: 58
2.3 Процесс мониторинга и контроля закупочного цикла

Контроль размещения муниципальных закупок - весьма важный элемент системы размещения заказов, а также составляющее звено муниципального финансового контроля, который осуществляется в рамках бюджетного права. Размещение закупок связано с расходованием бюджетных средств, а также средств бюджетных учреждений, которые получены при осуществлении ими своей деятельности.

Особую роль в обеспечении мониторинга и контроля закупочного цикла играют главные распорядителя и распорядители средств муниципального бюджета Новороссийска при проверках и текущем контроле подведомственной сети учреждений и предприятий.

Главные распорядители средств бюджета муниципального образования ежеквартально в целях оценки эффективности размещения заказов подведомственными учреждениями осуществляют мониторинг размещения заказов по показателям форм отчетности и на основе проведенной оценки направляют подведомственным учреждениям предложения по повышению эффективности размещения заказов. Ежегодно, в срок не позднее 1 февраля текущего финансового года, на основе проведенной оценки эффективности результатов размещения заказов комитет по управлению муниципальным имуществом Новороссийска представляет мэру города отчет о размещении заказов в отчетном финансовом году. Отчет о размещении заказов в отчетном финансовом году не позднее 1 марта текущего финансового года размещается комитетом по управлению муниципальным имуществом Новороссийска на официальном сайте органов местного самоуправления администрации города Астрахани для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для заказчиков муниципального образования.

Охарактеризуем виды муниципального финансового контроля Новороссийска и органы, его осуществляющие, в зависимости от времени проведения контроля с точки зрения бюджетного процесса:

1. Предварительный финансовый контроль проводится на стадии планирования и утверждения соответствующих расходов и финансово-плановых документов. Его осуществляют:

- законодательные (представительные) органы власти при рассмотрении и утверждении муниципального бюджета;

- контрольно-счетная палата Новороссийска при определении целесообразности расходов муниципальных средств и использования муниципальной собственности, оценке обоснованности расходных статей проектов муниципального бюджета и бюджетов муниципальных внебюджетных фондов;

- органы финансового контроля Новороссийска. Данная стадия финансового контроля наиболее важна, т.к. от качества проработки планов расходных обязательств зависит успех исполнения бюджета и отчасти эффективности использования бюджетных средств.

2. Текущий финансовый контроль проводится постоянно при совершении финансовых операций. Его осуществляют:

- Дума Новороссийска в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп представительного органа в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

- контрольно-счетная палата Новороссийска при осуществлении контроля за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

- Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю при ведении операций со средствами муниципального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств муниципального бюджета;

- органы финансового контроля Новороссийска.

3. Последующий финансовый контроль проводится после совершения финансовых операций и осуществляют его:

- Дума Новороссийска в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета;

- контрольно-счетная палата Новороссийска при подготовке заключений по исполнению бюджета;

- Территориальное Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарскому краю, которое в том числе осуществляет полномочия по контролю за исполнением органами муниципального финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре;

- органы финансового контроля Новороссийска.

В Постановлении Администрации Новороссийска от 19 ноября 2009 г. № 524 «Об утверждении перечня должностных лиц комитета по управлению муниципальным имуществом Новороссийска, уполномоченных осуществлять муниципальный контроль» определен перечень должностных лиц комитета по управлению муниципальным имуществом Новороссийска, уполномоченных осуществлять муниципальный контроль.

Порядок осуществление финансового контроля Администрацией Новороссийска, утвержденный постановлением Администрации Новороссийска от 28.09.2010 № 4173 [1], разработан в соответствии с главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Думы Новороссийска от 01.11.2007 № 688 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Новороссийске» [2].

Структурными подразделениями Администрации Новороссийска, осуществляющими финансовый контроль, являются контрольно-ревизионное управление Администрации Новороссийска, комитет финансов Администрации Новороссийска, главные распорядители средств бюджета Новороссийска.

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 94 Федеральная антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со своей компетенцией. Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю уполномочено осуществлять контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со своей компетенцией. Куратор направления - заместитель руководителя Краснодарского УФАС России - начальник отдела контроля размещения заказов и рекламы

Сведения о получении и рассмотрении жалоб на размещение заказа, а также решения по ним размещаются на Официальном сайте Российской федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov(ru) в разделе «реест жалоб с 01.01.2011 года» и разделе «Реестр жалоб ФАС России, Рособоронзаказ по 31.05.2011». Для получения указанных сведений перейдите по ссылкам и установите необходимые параметры запроса.

Особую роль в финансовом контроле играют главные распорядителя и распорядители средств муниципального бюджета при проверках и текущем контроле подведомственной сети учреждений и предприятий.

Комитет финансов Администрации Новороссийска осуществляет предварительный, текущий и последующий финансовый контроль за операциями со средствами бюджета Новороссийска, осуществляемыми всеми участниками бюджетного процесса по:

- использованию бюджетных средств главными распорядителями и получателями бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий финансовый год;

- использованию бюджетных средств, выделенных юридическим лицам на конкретные цели;

- своевременному возврату бюджетных кредитов, внесению платы за пользование бюджетными средствами;

- предоставлению отчетности об исполнении смет расходов главными распорядителями и получателями бюджетных средств;

- применению мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации, финансируемым из бюджета Новороссийска;

- другим вопросам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Сроки и последовательность действий, проводимых при осуществлении муниципального контроля в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом Новороссийска определены Административным регламентом проведения проверок при осуществлении муниципального контроля комитетом по управлению муниципальным имуществом Новороссийска, утвержденным постановлением Администрации Новороссийска от 04.05.2010 № 1657 [3].

При осуществлении контрольных функций в установленной сфере деятельности, должностные лица взаимодействуют с органами прокуратуры в части согласования проведения внеплановой выездной проверки.

Комитет взаимодействуют с саморегулируемыми организациями по вопросам защиты прав их членов при осуществлении муниципального контроля, а в случае проведения внеплановой выездной проверки членов саморегулируемой организации должностные лица, уполномоченные на проведение проверки, обязаны уведомить саморегулируемую организацию о проведении такой проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении внеплановой выездной проверки.

За период с 1 января по 31 декабря 2012 года комитетом по управлению муниципальным имуществом Новороссийска проведена одна внеплановая выездная проверка в рамках осуществления муниципального контроля в проведении которой участвовали два должностных лица.

Фактически вышеуказанное мероприятие было профинансировано из бюджета Новороссийска в форме бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на сумму 4,4 тыс. руб.

Проанализируем результаты работы в сфере контроля муниципального заказа Новороссийска по данным за 2009-2012 годы. Результаты рассмотрения жалоб в Федеральной антимонопольной службе представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты рассмотрения жалоб в ФАС

Рассмотрение жалоб

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отклонение, +, -

Количество поданных жалоб

17

15

13

11

-6

Возвращено без рассмотрения

5

3

1

0

-5

Отозвано

1

0

0

0

-1

Признаны обоснованными

5

4

3

3

-2

Признаны частично обоснованными

0

1

1

2

2

Признаны необоснованными

6

7

8

6

0

Как видно из представленных данных, в исследуемом периоде наблюдалось снижение количества поданных жалоб в Федеральную антимонопольную службу с 17 до 11. Снижение обращений в Федеральную антимонопольную службу произошло в основном за счет уменьшения возврата жалоб без рассмотрения в связи с несоответствием письменной формы.

В течение 2012 года специалисты комитета по управлению муниципальным имуществом Новороссийска участвовали в рассмотрении 11 жалоб, поступивших от участников размещения заказов в органы, осуществляющие контроль в сфере размещения заказов (10 в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, 1 в Федеральной антимонопольной службе России), а также участвовали в рассмотрении 3 дел в арбитражных судах различных уровней, 4 дела находятся на рассмотрении в судах общей юрисдикции, связанных с размещением заказов для заказчиков Новороссийска.

Из 11 жалоб рассмотренных органами осуществляющими контроль в сфере размещения заказов 3 были признаны обоснованными, 2 - частично обоснованными и 6 жалоб признаны необоснованными в полном объеме.

Данные о результатах проведения проверок жалоб в ФАС представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты проведения проверок жалоб в ФАС

Проведение проверок

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отклонение, +, -

Количество проверок

10

11

12

14

4

В анализируемом периоде произошло увеличение количества проверок с 10 до 14.

Контроль за размещением заказов несколько отличается от финансового контроля. Основным предметом контроля являются процедурные вопросы и соблюдение законодательства о размещении заказов. В качестве основного нормативного документа, который устанавливает порядок такого контроля, выступает Закон о размещении заказов. В соответствии со ст. 17 Закона о размещении заказов контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов и иных нормативных актов осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок.

При проведении указанных проверок не подлежат проверке результаты оценки заявок на участие в конкурсе по следующим критериям:

- функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

- качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;

- художественная и культурная значимость произведения литературы или искусства, исполнения, национального фильма, создание которых либо финансирование проката или показа которого является предметом контракта;

- качественные характеристики произведения литературы или искусства, качество исполнения;

- сроки создания произведения литературы или искусства, сроки и место создания исполнения;

- квалификация участников конкурса, опыт работы в соответствующей области литературы или искусства.

Это связано с субъективностью самих критериев оценки заявок на участие в конкурсе и соответственно с субъективностью оценок по таким критериям. Исключение составляют порядок и корректность установления этих критериев, веса критериев и другие формальные признаки на соответствие нормативным документам. Обжаловать оценки по данным критериям возможно только в судебном порядке.

Плановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, а также нужд муниципальных бюджетных учреждений, нужд субъектов РФ, а также нужд бюджетных учреждений субъектов РФ или муниципальных нужд, а также нужд муниципальных бюджетных учреждений осуществляются соответственно уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов муниципальным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района, городского округа. Порядок проведения плановых проверок установлен муниципальным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку муниципальной политики и нормативное регулирование размещения заказов - Минэкономразвития России Приказом от 28.01.2011 № 30 «Об утверждении Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» [4]. В отношении одного заказчика, уполномоченного органа, действующей на постоянной основе конкурсной, аукционной или котировочной комиссии плановые проверки могут осуществляться не чаще одного раза в шесть месяцев.

Порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.

Внеплановые проверки согласно ст. 17 Закона о размещении заказов осуществляются уполномоченными на проведение таких проверок органами в отношении соответствующего уровня заказчиков. Внеплановая проверка проводится в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной торговой площадки. При этом рассматривается такая жалоба в порядке, установленном гл. 8 Закона о размещении заказов. В случае если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника размещения заказа, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения указанной жалобы принимается единое решение.

В ходе проведения плановых и внеплановых проверок, а также рассмотрения жалоб участников размещения заказа уполномоченные органы в сфере осуществления контроля за размещением заказа при выявлении нарушения законодательства и иных нормативных актов РФ вправе:

- выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, оператору электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, в том числе об аннулировании торгов;

- обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.

Прокуратурой Новороссийска регулярно выявляются нарушения требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Так, в феврале 2013 года Прокуратурой Новороссийска проведена проверка соблюдения муниципальными заказчиками и уполномоченным органом - администрацией Новороссийска - требований Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В ходе проверки выявлены нарушения в сфере размещения заказов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, уборке территории города и капитальному ремонту дворовых территорий многоквартирных жилых домов. Нарушения связаны с ненадлежащим исполнением обязанности по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, необоснованным допуском к участию в аукционах и незаконном отказе в участии в них, оформлении протоколов аукционов с нарушением требований закона. 1 марта 2013 года прокуратурой Новороссийска в отношении должностных лиц муниципальных заказчиков и уполномоченного органа возбуждено 36 дел об административных правонарушениях по ч.ч. 2, 2.1, 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ - (нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков), предусматривающих административную ответственность должностных лиц от 3 до 30 тыс. руб. Дела направлены на рассмотрение в УФАС по Краснодарскому краю [5].

По результатам рассмотрения жалоб и проведения проверок приняты следующие меры по привлечению к административной ответственности таблице 4.

Таблица 4. Меры по привлечению к административной ответственности

Наименование

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отклонение, +, -

Возбуждено административных дел

9

10

11

12

3

Дела прекращены

0

0

0

0

0

Привлечены к административной ответственности

11

12

14

16

5

в т.ч. с применением штрафа

5

5

5

5

0

в т.ч. с предупреждением

0

1

1

1

1

в т.ч. с устным замечанием

6

6

6

6

0

Назначено административных штрафов, руб.

142073

152673

165639

181499

39426

Данные таблицы 4 показывают, что в исследуемом периоде наблюдался рост числа возбужденных административных дел с 9 в 2009 г. до 12 в 2012 г. При этом сумма назначенных административных штрафов возросла на 39426 руб.

Таким образом, единый централизованный подход к управлению муниципальным заказом выражается в том, что комитет по управлению муниципальным имуществом Новороссийска является одновременно органом, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных нужд, и органом, уполномоченным на ведение реестра муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения муниципального заказа. Централизация системы размещения заказа позволяет не только координировать деятельность субъектов размещения заказа, но и контролировать данный процесс на всех его этапах: начиная от планирования сроков и способов размещения заказа и заканчивая исполнением муниципальных контрактов. Комитет по управлению муниципальным имуществом Новороссийска в 2009-2012 гг. обеспечивал централизованную организацию размещения заказов путем проведения торгов в форме открытых аукционов в электронной форме, открытых конкурсов и без проведения торгов, путем запроса котировок, и осуществлял функции по размещению заказа. Совокупный муниципальный заказ в 2012 году составил 2455,2 млн. рублей, при этом объем централизованных закупок за 2012 год составил - 71%. В 2012 году сумма сложившаяся по результатам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг составила 2455,2 млн. руб. Закупки у единственного поставщика и малого объема (до 100 тыс. руб.) составили 423,0 млн. руб. Особую роль в обеспечении мониторинга и контроля закупочного цикла играют главные распорядителя и распорядители средств муниципального бюджета Новороссийска при проверках и текущем контроле подведомственной сети учреждений и предприятий. Основные проблемы управления закупками продукции для муниципальных нужд Новороссийска лежат в таких плоскостях: как прозрачность и эффективность контрактов, рост коррупции.

 
[1]Об утверждении Порядка осуществления финансового контроля Администрацией Новороссийска: пост. Администрации Новороссийска от 28.09.2010 г. № 4173 // СПС Консультант Плюс. Электронный ресурс. - Режим доступа: www.consultant(ru)
[2]Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Новороссийске: решение Думы Новороссийска от 01.11.2007 г. № 688 // СПС Консультант Плюс. Электронный ресурс. - Режим доступа: www.consultant(ru)
[3] Об утверждении Административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального контроля комитетом по управлению муниципальным имуществом Новороссийска: пост. Администрации Новороссийска от 04.05.2010 г. № 1657 // Новороссийск официальный. 2010. № 15.
[4] Об утверждении Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков: приказ Минэкономразвития РФ от 28.01.2011 г. № 30 // Российская газета. 2011. № 78.

[5] Прокуратурой города выявлены нарушения требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Электронный ресурс. - Режим доступа: velikiynovgorod.bezformata(ru)