Яндекс.Метрика
http://barton.ru/
Обучение навыкам организации и участия в закупках (тендерах). Очное, корпоративное в Краснодаре, Сочи, Краснодарском крае и Республике Крым, дистанционное по всей стране. Сопровождение в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Выдача электронной подписи. Аккредитация на электронных торговых площадках.
8 (861) 292 77 04

8 (978) 071 69 85

tender@barton.ru

Обучение Заказчиков

по 44-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

по 223-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Обучение Поставщиков

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Дистанционное обучение

по 44-ФЗ

по 223-ФЗ


Услуги

Военные организации как государственные заказчики в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд (на примере Вооруженных Сил Российской Федерации)



Свининых Евгений Анатольевич, докторант Московского пограничного института ФСБ России, кандидат юридических наук, доцент.
В статье рассмотрены вопросы правового обеспечения организации закупочной системы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Автор указывает на проблемы чрезмерной централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Вооруженных Сил Российской Федерации и делает предложения по дальнейшей децентрализации закупочной системы.
Ключевые слова: военные организации, государственные закупки, государственный заказчик, уполномоченный орган.
Военные организации Вооруженных Сил Российской Федерации являются одними из основных государственных заказчиков по сумме заключаемых контрактов . Это объясняет повышенное внимание к вопросам правового обеспечения организации закупочной системы в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее — ВС РФ), в том числе и путем ее централизации .
———————————
Автор статьи придерживается подхода В.В. Бараненкова, согласно которому военная организация представляет собой непосредственно выполняющую задачи военной безопасности, комплектуемую военнослужащими полностью или частично штатную организацию ведомства, в котором предусмотрена военная служба (См.: Бараненков В.В. Юридическая личность военных организаций. М., 2008. С. 101).
О централизации закупок см.: ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105); ст. 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14. Ст. 1652).
Первоначально в ВС РФ применялась смешанная модель организации закупочной системы. В ВС РФ можно было выделить три уровня государственных заказчиков:
— центральный (Минобороны России);
— оперативный (управления военных округов (флотов));
— войсковой (воинские части, являющиеся юридическими лицами).
При этом Минобороны России и управления военных округов (флотов) осуществляли размещение государственного заказа не только для обеспечения собственных нужд в товарах (работах, услугах), но и с целью приобретения товаров, используемых в последующем довольствующими органами при централизованном снабжении воинских частей.
———————————
Под довольствующими органами ВС РФ следует понимать органы военного управления и службы, в обязанности которых входит материальное обеспечение войск.
Что касается войскового уровня, то договорная работа в воинских частях являлась составляющей войскового (корабельного) хозяйства. Она представляла собой то звено обеспечения, через которое не полученные в централизованном порядке материальные средства доводятся до воинской части (корабля) . Ответственными за подготовку проектов договоров, заключаемых воинской частью в лице своего командира, являлись начальники различных служб (технической, автомобильной и др.) воинской части .
———————————
См.: Правовая работа в военных организациях: Практ. учеб.-метод. изд-е. М., 2006. С. 231 (Автор гл. — С.С. Харитонов).
Приказ министра обороны Рос. Федерации от 23 июля 2004 г. № 222 «Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Рос. газ. 2004. 10 сент.
В дальнейшем в ВС РФ были сделаны первые шаги на пути централизации ведомственных закупок.
В 2005 — 2006 гг. на уровне центрального звена внутриведомственной системы снабжения войск материальными средствами функции различных заказывающих управлений Минобороны России по размещению государственного заказа были сведены в двух основных органах заказа: Центре заказов и поставок материальных и технических средств Тыла ВС РФ и органе заказа и поставок вооружения, военной и специальной техники ВС РФ, подчиненном начальнику вооружения . Государственным заказчиком при этом выступало Минобороны России.
———————————
Подробнее см.: Оборонный заказ и военно-техническая политика государства. URL: p=20559 (дата обращения: 21.10.2013).
В 2007 — 2008 гг. функции Минобороны России по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения государственных контрактов по ГОЗ по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (за исключением специальной техники и материальных средств, номенклатуру которых утверждал министр обороны РФ) были переданы уполномоченному федеральному органу исполнительной власти — Рособоронпоставке . При этом в части номенклатуры, утверждаемой министром обороны РФ, функции Минобороны России, как государственного заказчика ГОЗ и федеральных целевых программ в части вооружения и военной техники, осуществлялись Департаментом Минобороны России по обеспечению ГОЗ.
———————————
См.: Указ Президента Рос. Федерации от 5 февраля 2007 г. № 119 «О Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 7. Ст. 862; Постановление Правительства Рос. Федерации от 6 марта 2008 г. № 150 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 11 (ч. 1). Ст. 1024.
В начале 2009 г. центральное звено внутриведомственной системы снабжения войск материальными средствами вновь было подвергнуто реформированию. В соответствии с директивой министра обороны РФ на базе Центра заказов и поставок материально-технических средств Тыла ВС РФ было сформировано Управление государственного заказа (далее — Управление госзаказа). Этот орган военного управления был подчинен непосредственно министру обороны РФ и осуществлял планирование, организацию и размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения деятельности армии и флота. Управление госзаказа осуществляло закупки товаров (работ, услуг) по линии всех заинтересованных центральных органов военного управления (далее — ЦОВУ), начиная от вещевого и продовольственного обеспечения и заканчивая закупкой жилья для военнослужащих, а также вооружения и военной техники .
———————————
См.: Андреева М.Ю. Армии — надежный поставщик // Оборонно-промышленный комплекс России: Федеральный справочник. М., 2010. Т. 6. С. 415. URL: ook/files/OPK/Soderjanie/OPK-6/III/Andreeva.pdf (дата обращения: 21.10.2013).
Порядок взаимодействия Управления госзаказа и заинтересованных ЦОВУ был определен Положением о порядке организации работы по размещению государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд ВС РФ, заключению и контролю исполнения государственных контрактов (далее — Положение). Согласно этому Положению (п. п. 3 — 7) ЦОВУ отвечали лишь за подготовку и согласование проекта конкурсной документации (документации об аукционе, в том числе в электронной форме), в том числе проекта государственного контракта и технического задания на размещаемый государственный заказ с указанием предмета и способа его размещения.
———————————
Приказ министра обороны Рос. Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2350 «Об утверждении Положения о порядке организации работы по размещению государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, заключению и контролю исполнения государственных контрактов». Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
Вместе с изменениями в центральном звене внутриведомственной системы снабжения войск материальными средствами изменился и порядок осуществления децентрализованных закупок в военных округах и на флотах. Управление госзаказа (а до него — Центр заказов и поставок материальных и технических средств Тыла ВС РФ) на основании утвержденной министром обороны РФ потребности в централизованных и децентрализованных закупках осуществляло доведение до подчиненных Управлению территориальных отделов заказов и поставок материальных средств служб тыла потребности в децентрализованных закупках. В свою очередь, действовавшие при управлениях военных округов (флотов) отделы заказов и поставок материальных средств служб тыла выполняли функции уполномоченных органов: отвечали за организацию и размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд управлений военных округов и флотов, а также отдельных воинских частей. При этом управления военных округов (флотов) и отдельные воинские части выступали в качестве государственных заказчиков и заключали государственные контракты .
———————————
См.: Андреева М.Ю. Армии — надежный поставщик. С. 416 — 417.
Следующий этап централизации коснулся всей внутриведомственной системы государственных заказчиков. В 2012 г. в Минобороны России было создано новое структурное подразделение — Департамент размещения государственного заказа. Исходя из положений Приказа министра обороны РФ от 23 августа 2012 г. № 2450 (п. п. 1 и 3) можно сделать вывод, что указанный департамент выполнял функции Минобороны России как уполномоченный орган по отношению ко всей ведомственной системе государственных заказчиков. Вследствие этого отпадала потребность в деятельности территориальных отделов заказов и поставок материальных средств служб тыла.
———————————
Приказ министра обороны Рос. Федерации от 23 августа 2012 г. № 2450 «Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при размещении государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации путем проведения торгов (конкурсов, аукционов в электронной форме), запроса котировок цен». Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
Кроме того, согласно п. 32 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в ВС РФ, утвержденного в 2012 г. , устанавливалось исключительно централизованное снабжение соединений и воинских частей материальными ценностями. Это означало, что все закупки материальных ценностей осуществляются исключительно одним государственным заказчиком — Минобороны России, а оперативный и войсковой уровни государственных заказчиков фактически ликвидировались. Заметим, что согласно п. 140 Руководства при аутсорсинге отдельных функций обеспечения соединений (воинских частей) допускалось заключение государственных контрактов не только Минобороны России, но и подведомственными ему федеральными бюджетными учреждениями. Однако с учетом того, что управления объединений, соединений и воинские части ВС РФ могут являться юридическими лицами лишь в форме федерального казенного учреждения (п. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» ), можно сделать вывод, что при использовании аутсорсинга они отстранялись от заключения государственных контрактов и отвечали лишь за приемку результатов выполненных работ и оказанных услуг. В этих целях в соответствии с п. п. 2 и 3 Приказа министра обороны РФ от 9 марта 2013 г. № 170 на управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций военных округов и их структурные подразделения были возложены права и обязанности т.н. окружных представителей государственного заказчика, а на командиров воинских частей — районных представителей государственного заказчика .
———————————
Приказ министра обороны Рос. Федерации от 27 августа 2012 г. № 2222 «Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации». Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 23. Ст. 2750; 2009. № 15. Ст. 1779; 2010. № 19. Ст. 2291.
Приказ министра обороны Рос. Федерации от 9 марта 2013 г. № 170 «Об организации исполнения государственных контрактов на оказание услуг, заключенных в централизованном порядке со специализированными сторонними организациями, другими поставщиками и исполнителями». Документ опубликован не был // СПС системы «КонсультантПлюс».
Таким образом, в 2012 г. в ВС РФ была осуществлена полная централизация закупок — в качестве государственного заказчика выступало только Минобороны России.
Попытка Минобороны России обеспечивать все потребности войск путем максимальной централизации закупок оказалась неудачной, т.к. находящиеся в процессе реорганизации ЦОВУ были не способны решать задачи по формированию требуемой для размещения заказа документации.
Кроме того, чрезмерная централизация закупок в ВС РФ была целесообразна в силу увеличения временных затрат на осуществление закупок требуемых для воинских частей материальных средств. Представляется, что воинские части должны иметь возможность самостоятельно заключать государственные контракты на поставку расходных материалов для боевой подготовки и хозяйственных целей, скоропортящихся продуктов. Объединенные стратегические командования военных округов также должны обладать возможностью самостоятельной закупки транспортных услуг и услуг связи, отдельных видов работ, медикаментов и других материальных средств.
Практика включения Минобороны России, как единственным государственным заказчиком во внутриведомственной системе, в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), закупаемой для обеспечения нужд множества воинских частей, расположенных в разных местностях, не оправдала себя. Во-первых, это увеличивает стоимость закупаемых товаров, т.к. поставщик несет расходы по доставке товаров множеству удаленных друг от друга получателей. Во-вторых, это приводит к ограничению круга лиц, участвующих в торгах и относящихся к малому и среднему бизнесу.
Разукрупнение лотов неизбежно приведет к потере экономической целесообразности централизации закупок, обусловленной повышением привлекательности крупных лотов для непосредственных производителей или крупных поставщиков товаров. Помимо этого, в результате разукрупнения увеличивается объем работы государственного заказчика по оценке заявок, подаваемых участниками закупок, что, на наш взгляд, является дополнительным аргументом в пользу децентрализации закупок.
Судя по всему, правильная оценка вышеназванных факторов привела Минобороны России к принятию решения о децентрализации закупок в ВС РФ: в качестве государственных заказчиков помимо Минобороны России будут выступать и объединенные стратегические командования военных округов . Автор одобряет данный шаг, но считает целесообразным продолжить децентрализацию. В настоящее время территория Российской Федерации разделена всего на 4 военных округа, в связи с чем потребители закупаемых товаров (работ, услуг) — воинские части — могут быть сильно удалены друг от друга даже в пределах одного военного округа. Следовательно, в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд необходимо наделить статусом государственного заказчика и отдельные воинские части.
———————————
См.: Минобороны РФ приняло решение о децентрализации системы госзакупок. URL: /c134/849210.html (дата обращения: 21.10.2013).
Литература
1. Андреева М.Ю. Армии — надежный поставщик // Оборонно-промышленный комплекс России: Федеральный справочник. Т. 6. М., 2010.
2. Бараненков В.В. Юридическая личность военных организаций. М., 2008.
3. Кичик К.В. Законодательство России о государственных (муниципальных) закупках: состояние и перспективы (лекция в рамках учебного курса «Предпринимательское право») // Бизнес и право в России и за рубежом (приложение к ж-лу «Предпринимательское право»). 2012. № 1.
4. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14. Ст. 1652.
5. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105.
6. Указ Президента Рос. Федерации от 5 февраля 2007 г. № 119 «О Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 7. Ст. 862.
7. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 23. Ст. 2750; 2009. № 15. Ст. 1779; 2010. № 19. Ст. 2291.
8. Приказ министра обороны Рос. Федерации от 9 марта 2013 г. № 170 «Об организации исполнения государственных контрактов на оказание услуг, заключенных в централизованном порядке со специализированными сторонними организациями, другими поставщиками и исполнителями». Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
9. Приказ министра обороны Рос. Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2350 «Об утверждении Положения о порядке организации работы по размещению государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, заключению и контролю исполнения государственных контрактов». Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
10. Постановление Правительства Рос. Федерации от 6 марта 2008 г. № 150 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 11 (ч. 1). Ст. 1024.
11. Приказ министра обороны Рос. Федерации от 23 августа 2012 г. № 2450 «Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при размещении государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации путем проведения торгов (конкурсов, аукционов в электронной форме), запроса котировок цен». Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
12. Приказ министра обороны Рос. Федерации от 27 августа 2012 г. № 2222 «Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации». Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс».
13. Приказ министра обороны Рос. Федерации от 23 июля 2004 г. № 222 «Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации» // Рос. газ. 2004. 10 сент.
14. Правовая работа в военных организациях: Практ. учеб.-метод. изд-е. М., 2006.
15. Туганов А.Ю. К вопросу совершенствования антикоррупционных механизмов закупки товаров в сфере оказания услуг для нужд военных организаций // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 1.
Свининых Е.А. Военные организации как государственные заказчики в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд (на примере Вооруженных Сил Российской Федерации) // Военно-юридический журнал. 2014. № 7. С. 3 — 7.


   


Запись на обучение

Вступление в Торгово — промышленную палату Краснодарского края
14.07.2014 ООО «Бартон» подала заявку на членство в…

Начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп»
23.06.2014 начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп» -…

Начато тендерное сопровождение мебельной компании «Дельта»
30.04.2014 начато тендерное сопровождение мебельной…

Все новости



Отзыв Соколовской Оксаны Евгеньевны
Спасибо за очное обучение по учебным программам…

Отзыв Агаревской Елены Юрьевны
Спасибо, очень понравилось обучение в вашем учебном…

Отзыв Коптяевой Марины Александровны
Спасибо за дистанционное обучение по образовательной…

Все отзывы

Мы Вам перезвоним


  1. В какое время? (в рабочие дни с 9.00 до 18.30)










    Защита от спама, если вы человек - выберите эту опцию.