Яндекс.Метрика
http://barton.ru/
Обучение навыкам организации и участия в закупках (тендерах). Очное, корпоративное в Краснодаре, Сочи, Краснодарском крае и Республике Крым, дистанционное по всей стране. Сопровождение в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Выдача электронной подписи. Аккредитация на электронных торговых площадках.
8 (861) 292 77 04

8 (978) 071 69 85

tender@barton.ru

Обучение Заказчиков

по 44-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

по 223-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Обучение Поставщиков

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Дистанционное обучение

по 44-ФЗ

по 223-ФЗ


Услуги

Способы приватизации государственного и муниципального имущества



СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
С.В. НОВИКОВА
С.В. Новикова, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» (г. Краснодар).
В статье анализируются теоретические и практические проблемы приватизации государственного имущества, исследуется регулирование процессов приватизации, а также последние изменения, внесенные в приватизационное законодательство Российской Федерации.
Ключевые слова: приватизация; федеральное имущество; унитарные предприятия; государственные компании.
Более двадцати лет назад в российский гражданский оборот был введен неизвестный ранее советскому обществу механизм реализации государственного имущества — приватизация. Резкое изменение социально-экономической формации российского общества повлекло за собой беспорядочную реализацию данного гражданско-правового института, которая, по сути, стала ускоренной распродажей производственных активов российской экономики за бесценок. Еще в 2012 г. в своей предвыборной кампании кандидаты в Президенты РФ неоднократно обращались с критикой приватизационных процессов, происходивших в России в конце прошлого века. Подчеркивалось, что приватизация в России, как и в странах с развитым правопорядком, должна носить характер источника пополнения федерального бюджета, предлагалось внести существенные изменения в систему норм, регулирующих данный правовой институт, однако, глобальные положения, способные изменить процесс приватизации в России в сторону эффективности, так и не нашли отражения в законодательстве.
Таким образом, проблематика приватизации по-прежнему остается дискуссионной и актуальной, о чем свидетельствуют множество примеров правоприменительной практики, неоднозначных научных дискуссий об институте приватизации и существующая необходимость реформирования данного института .
———————————
Камышанский В.П. Некоторые тенденции модернизации вещных прав в Гражданском кодексе Российской Федерации // Власть закона. 2012. № 2. С. 35 — 44.
В российском законодательстве под приватизацией понимается один из ведущих инструментов обеспечения и реализации конституционных норм Российской Федерации, закрепивших многообразие форм собственности и установивших защиту частной собственности .
———————————
Параскевова С.А., Богданович С.П. Теоретические основы механизма толкования оценочных понятий в вещном и обязательственном праве // Общество и право. 2012. № 1. С. 79.; Сафонова Ю.Б., Цыбуленко З.И. Анализ некоторых положений Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Юрист. 2006. № 11. С. 15.
Приватизацию необходимо рассматривать в двух смыслах: юридическом и экономическом.
Экономисты рассматривают приватизацию как деятельность, противоположную национализации, при которой происходит переход частной собственности в государственную. Приватизация и национализация являются механизмами экономики, позволяющими государству активно участвовать в экономических отношениях. При этом основным фактором для приватизации и национализации является эффективность управления имуществом.
Для юридической науки понимание термина «приватизация» также характерно в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле под приватизацией понимается передача государственного имущества в собственность частных лиц. В самом обобщенном понимании — это передача (за плату или безвозмездно) государственной и муниципальной собственности в частную собственность, т.е. в собственность физических или юридических лиц.
Объектами приватизации в широком смысле могут выступать жилые помещения, государственное или муниципальное имущество, земельные участки и другие объекты, если иное не установлено законом. Учитывая специфику объектов приватизации, законодатель выработал два основных вида приватизационных отношений — приватизация жилых помещений и приватизация государственного и муниципального имущества, — каждому из которых присущи особые признаки.
Рассмотрим подробнее вопросы приватизации государственного и муниципального имущества, так как считаем данное направление наиболее востребованным.
Опыт правоприменительной практики свидетельствует, что в настоящее время данный вид приватизации требует критического осмысления действующего законодательства ввиду значительного объема противоречий между целями приватизации государственного и муниципального имущества и достигнутыми результатами, а также прямых заявлений компетентных лиц о недостаточной эффективности данного правового института.
Существует мнение о том, что приватизация представляет собой определенную деятельность. Как отмечает В.П. Камышанский, «приватизация представляет собой возмездную, если иное не предусмотрено законом, организованную и целенаправленную деятельность по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц, осуществляемую по решению и при непосредственном участии специальных органов в определенное время, в установленном порядке и формах» .
———————————
Камышанский В.П. Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий и его эффективность: дисс. … канд. юрид. наук. СПб., 1994. С. 15.
Однако, по нашему мнению, необходимо детальнее определить понятие «приватизация». Согласно ст. 8 ГК РФ основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей наряду с другими являются сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации) процесс приватизации включает несколько этапов: подача заявки на приватизацию; принятие полномочным государственным органом или органом местного самоуправления решения о приватизации конкретного объекта; составление и утверждение плана приватизации; заключение с приобретателем приватизируемого предприятия (имущества) договора, который выступает в качестве юридического факта и охватывает как административные правоотношения, так и гражданские правоотношения.
———————————
О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ (в ред. от 18.07.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 4. Ст. 46; 2013. № 30(1). Ст. 4568.
Таким образом, приватизацию государственного и муниципального имущества можно определить как совокупность мероприятий по возмездному отчуждению имущества, находящегося в публичной собственности, в собственность физических и (или) юридических лиц, т.е. как специфическое основание возникновения и прекращения права собственности.
С учетом данного определения можно выделить следующие признаки приватизации государственного и муниципального имущества: объектом является имущество, находящееся в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; отчуждение имущества; возмездность отчуждения; покупателями являются физические и юридические лица; имущество из публичной собственности переходит в частную собственность.
В соответствии с Законом о приватизации процесс приватизации включает несколько этапов: планирование приватизации государственного и муниципального имущества; принятие полномочным государственным органом или органом местного самоуправления решения о приватизации конкретного объекта; составление и утверждение плана приватизации; порядок приватизации государственного и муниципального имущества; заключение с приобретателем приватизируемого предприятия (имущества) договора.
На этапе определения порядка приватизации компетентные органы власти с учетом особенностей объекта государственного или муниципального имущества, подлежащего приватизации, составляют прогнозный план (программу) приватизации имущества, на основании которого определяются существенные условия приватизации конкретного объекта государственного или муниципального имущества.
В Законе о приватизации общей характеристике способов приватизации государственного и муниципального имущества посвящена ст. 13, п. 5 которой закрепляет, что перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества является закрытым. Это означает, что отчуждение имущества другими способами невозможно.
Способ приватизации далеко не всегда определяется собственником или уполномоченным им органом: существуют ситуации, в которых возможен только один способ приватизации либо возможны различные вариации.
Однако закон не ограничивает последовательное применение нескольких способов приватизации. Это подтверждает судебная практика .
———————————
Действующим законодательством не запрещено последовательное применение различных способов приватизации: Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 августа 2005 г. № А17-3896/5-2004 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
На практике отчуждение государственного имущества осуществляют следующими способами:
— внесение муниципального имущества в счет оплаты доли в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью. Постановлением ФАС Уральского округа от 15 декабря 2008 г. № Ф09-1133/08-С4 по делу № А76-3065/2007-16-224/163 признан недействительным учредительный договор в части внесения в уставный капитал вновь создаваемого юридического лица недвижимого имущества в счет оплаты доли ;
———————————
Иск о признании недействительной сделки по внесению в уставный капитал вновь создаваемого юридического лица в счет оплаты доли недвижимого имущества удовлетворен правомерно, поскольку внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью ст. 13 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не предусмотрено: Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 декабря 2008 г. № Ф09-1133/08-С4 по делу № 76-3065/2007-16-224/163 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
— выкуп арендованного помещения. Постановлениями ФАС Поволжского округа от 4 декабря 2008 г. по делу N А55-2325/2008, ФАС Центрального округа от 18 сентября 2008 г. N Ф10-4006/08 по делу № А09-8423/2007-25, ФАС Западно-Сибирского округа от 9 сентября 2008 г. N Ф04-5329/2008(10820-А45-28) по делу № А45-12413/2007-41/317 истцам отказано в понуждении органов местного самоуправления закрепить в договоре пункт о выкупе арендованного имущества, а также заключить договор купли-продажи арендованного имущества на основании отсутствия в ст. 13 Закона о приватизации такого способа приватизации. Кроме того, проведение реконструкции в арендованном помещении не является основанием для возникновения права собственности . Необходимо обратить внимание на то, что в российском законодательстве существует отдельный закон, регулирующий особенности приватизации арендуемого имущества, но со специальным субъектом — покупателем ;
———————————
См.: Приобретение права собственности на муниципальное имущество осуществляется только способами, предусмотренными ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Передача арендодателем арендуемого муниципального имущества по первому требованию арендатора не входит в перечень указанных способов: Постановление ФАС Поволжского округа от 4 декабря 2008 г. по делу № А55-2325/2008; Федеральный закон от 21.12.2001 «О приватизации государственного и муниципального имущества» не содержит такого способа приватизации, как выкуп арендованного имущества (ст. 13 Закона): Постановление ФАС Центрального округа от 18 сентября 2008 г. № Ф10-4006/08 по делу № А09-8423/2007-25; действующим в настоящее время Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не предусмотрен такой способ приватизации, как выкуп арендованного имущества: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 9 сентября 2008 г. № Ф04-5329/2008(10820-А45-28) по делу № А45-12413/2007-41/317 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
Проведение реконструкции в арендованном помещении не являлось основанием для возникновения права собственности: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11 марта 2005 г. № А43-18194/2004-13-477 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
См.: Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ (в ред. от 02.07.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 30. Ст. 3615; 2010. № 32. Ст. 4018.
— мена одного имущества на другое. Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 24 июля 2008 г. по делу № А52-4722/2007 признано недействительным распоряжение администрации, в соответствии с которым в собственность предпринимателя передано нежилое помещение в обмен на принадлежащую ему на праве собственности квартиру ;
———————————
Суд удовлетворил заявление прокурора о признании недействительным распоряжения администрации города, на основании которого гражданину было передано в собственность встроенное нежилое помещение в обмен на принимаемую в муниципальную собственность квартиру, поскольку в законодательстве отсутствует такой способ приватизации, как мена одного имущества на другое, а кроме того, содержится прямой запрет на обмен государственного или муниципального имущества на имущество, находящееся в частной собственности: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 июля 2008 г. по делу № А52-4722/2007 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
— передача муниципального имущества в собственность по договору на участие в долевом ремонте или путем внесения капитальных вложений. Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 8 сентября 2008 г. № Ф08-4836/2008 по делу № А22-1098/07/14-142 договор о долевом участии в капитальном ремонте муниципального имущества, предусматривающий передачу дольщику в собственность части реконструируемого объекта, признан недействительным .
———————————
Суд правомерно удовлетворил заявление о признании недействительным договора о долевом участии в капитальном ремонте муниципального имущества, предусматривающего передачу дольщику в собственность части реконструируемого объекта, поскольку такой договор противоречит законодательству о приватизации: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 сентября 2008 г. № Ф08-4836/2008 по делу № А22-1098/07/14-142 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».
В отношении имущественного комплекса унитарного предприятия Закон о приватизации устанавливает ограничение по способу приватизации. Размер уставного капитала соответствует балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, рассчитанных в соответствии со ст. 11 данного Закона.
Итак, анализируя положения п. п. 3 и 4 ст. 13 Закона о приватизации, мы пришли к выводу, что законодатель определяет способы приватизации двух видов государственного имущества: с одной стороны, рассматриваются имущественные комплексы федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. минимальных размеров оплаты труда (5000000,00 руб.), а также имущество, соответствующее иным критериям, установленным Правительством Российской Федерации; с другой — иное имущество, которое не соответствует указанным критериям. Таким образом, законодатель разделил способы приватизации крупных предприятий и остальных предприятий.
Для первой группы (крупных предприятий) установлены следующие способы приватизации: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, аукцион, специализированный аукцион, посредством продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.
Для второй группы (остальные предприятия) установлены следующие способы приватизации: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, аукцион, специализированный аукцион, конкурс, посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества.
При этом необходимо отметить, что при приватизации имущества второй группы, если аукцион, специализированный аукцион или конкурс по продаже такого имущества были признаны несостоявшимися в силу отсутствия заявок либо участия в нем одного покупателя, приватизация может быть осуществлена другим способом в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 13 Закона о приватизации.
В то же время п. 16 ст. 43 Закона о приватизации устанавливает исключение из комментируемой статьи: открытое акционерное общество имеет первоочередное право приобретения имущества, если оно было выявлено как подлежавшее внесению в уставный капитал ОАО и не включено при его создании в состав приватизированного имущества.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы. В соответствии со ст. 13 Закона о приватизации приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться одним из рассмотренных способов. Использование того или иного способа приватизации согласно п. п. 3, 4 ст. 13 Закона о приватизации ставится в зависимость от того, к какой категории относится приватизируемое имущество. При этом предусмотренный Законом о приватизации перечень способов приватизации является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Новикова С.В. Способы приватизации государственного и муниципального имущества // Власть закона. 2014. № 2. С. 101 — 107.


   


Запись на обучение

Вступление в Торгово — промышленную палату Краснодарского края
14.07.2014 ООО «Бартон» подала заявку на членство в…

Начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп»
23.06.2014 начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп» -…

Начато тендерное сопровождение мебельной компании «Дельта»
30.04.2014 начато тендерное сопровождение мебельной…

Все новости



Отзыв Соколовской Оксаны Евгеньевны
Спасибо за очное обучение по учебным программам…

Отзыв Агаревской Елены Юрьевны
Спасибо, очень понравилось обучение в вашем учебном…

Отзыв Коптяевой Марины Александровны
Спасибо за дистанционное обучение по образовательной…

Все отзывы

Мы Вам перезвоним


  1. В какое время? (в рабочие дни с 9.00 до 18.30)










    Защита от спама, если вы человек - выберите эту опцию.