http://barton.ru/
Обучение навыкам организации и участия в закупках (тендерах). Очное, корпоративное в Краснодаре, Сочи, Краснодарском крае и Республике Крым, дистанционное по всей стране. Сопровождение в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Выдача электронной подписи. Аккредитация на электронных торговых площадках.
8 (861) 292 77 04

8 (978) 071 69 85

tender@barton.ru

Обучение Заказчиков

по 44-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

по 223-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Обучение Поставщиков

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Дистанционное обучение

по 44-ФЗ

по 223-ФЗ


Услуги

Споры с налоговой



«Практическая бухгалтерия», 2014, № 12
СПОРЫ С НАЛОГОВОЙ
Не секрет, что целью деятельности налоговых органов является контроль поступления денежных средств налогоплательщиков в бюджет. Иногда налоговики прилагают чрезмерное усердие для достижения этой цели, что приводит к появлению курьезов в судебной практике. В данной статье приведены наиболее интересные и полезные для предпринимателей судебные решения.
Нарушение срока камеральной проверки
Наверное, никто не радуется проведению камеральных проверок. А когда сроки проверок задерживаются, это тем более не вызывает восторгов. И нередко налоговые органы при проведении камеральной проверки пропускают трехмесячный срок со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ), увеличивая его, и при этом выносят соответствующие решения по результатам этих проверок.
Еще в 2003 г. Президиум ВАС разъяснил, что проведение камеральной налоговой проверки за пределами трехмесячного срока само по себе не может повлечь отказа в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пени.
Порядок фиксирования срока окончания камеральной проверки Налоговым кодексом не предусмотрен, практических последствий это не влечет, поскольку последствия его пропуска в Кодексе не указаны. Поэтому истечение срока не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер, в том числе по его принудительному взысканию (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).
Налогоплательщики редко могут обосновать и доказать нарушение каких-либо их прав и законных интересов оспариваемыми действиями налоговых органов, так как суды в основном признают, что нарушение срока проверки не может повлечь признания действий инспекции незаконными (Постановления ФАС Московского округа от 06.11.2013 по делу N А40-29318/13-115-126, Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2013 N 09АП-21611/2013 по делу № А40-29318/13).
Но в следующем случае суд принял сторону налогоплательщика: камеральная проверка длилась целых два с половиной года, и по окончании проверки ИФНС привлекла предпринимателя к ответственности за нарушение налогового законодательства. Предприниматель оспорил решение, сочтя, что в отношении его налоговый контроль избыточен. Камеральная проверка его декларации началась через 1 год и 11 месяцев после подачи и закончилась лишь спустя два года и шесть месяцев. По мнению налогового органа, нарушение срока на проведение камеральной проверки не является существенным и никак не затронуло законные права и интересы предпринимателя.
Несмотря на то что срок на проведение камеральной налоговой проверки не является пресекательным и его нарушение по общему правилу не является безусловным основанием для признания незаконным решения, принятого по итогам такой камеральной налоговой проверки, суд решил иначе. Ведь в силу п. 14 ст. 101 Налогового кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Инспекция нарушила принцип недопустимости избыточного или неограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля, установленный п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева». Убедительных доказательств обоснованности столь длительного срока проведения проверки налоговики представить не смогли. К тому же с момента возникновения обязанности по уплате спорных налогов прошло более трех лет (срок исковой давности — п. 1 ст. 196 ГК РФ). Поэтому суд признал решение ИФНС незаконным (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.2013 по делу № А53-33602/2012).
Согласно использованному судами Постановлению Конституционного Суда РФ соблюдение указанных в ч. 2 ст. 89 Налогового кодекса предельных сроков проведения выездных налоговых проверок обязательно для налоговых органов, поэтому в случае нарушения сроков, установленных для выездных или камеральных проверок, предприниматели могут смело обращаться в суд.
Приведенное решение не единственное в своем роде. На Постановление Конституционного Суда РФ ссылаются в своих судебных Постановлениях ФАС Московского округа от 09.12.2008 N Ка-А40/11495-08 по делу № А40-9961/08-142-26 и Десятый арбитражный апелляционный суд от 26.08.2009 по делу N А41-13195/09.
Налоговые вычеты
Некоторые организации к основным средствам умудряются отнести интересные виды имущества. Приобретая «излишества», они уменьшают свой налог на прибыль. Однако налоговые органы с этим не согласны. Логика простая: избыточные расходы не являются основанием для экономии на уплате налогов. Ниже приведены три дела, где по этому поводу крупнейшие налогоплательщики спорят с ИФНС.
Начнем с обычной минеральной воды. Налоговый орган настаивал, что ОАО уже поздно заботиться о здоровье работников, но никогда не поздно доплатить налог на прибыль:
«Бесплатный отпуск минеральной воды работникам ОАО не был связан с мероприятиями по обеспечению надлежащих условий труда работникам, поскольку работники ОАО страдают простудными заболеваниями, травмами в пути и в быту, болезнями костно-мышечной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, болезнями органов пищеварения, которые вызваны хождением между объектами без теплой одежды, недостаточным уровнем сознания людей, хулиганскими действиями в быту, злоупотреблением алкоголем, и причинно-следственная связь между указанными заболеваниями и необходимостью обеспечения работников минеральной водой отсутствует». Но суды постановили, что общество понесло экономически обоснованные расходы (Постановления ФАС Московского округа от 17.02.2006, 10.02.2006 N КА-А40/13265-05 по делу № А40-11867/05-128-97, ФАС Московского округа от 15.01.2007, 22.01.2007 N КА-А40/13297-06-П по делу № А40-11867/05-128-97).
Наверное, большинство читателей согласятся, что обычные переговоры можно сделать более эффективными, если пригласить партнеров в сауну. Так в одном деле посчитало и ОАО. При этом затраты на сауну были включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. ИФНС решила доначислить налог. И ОАО обратилось в суд с заявлением о признании недействительным этого решения. Общество указывает, что все расходы, которые учтены при исчислении налога на прибыль, документально подтверждены и экономически оправданны. Все судебные инстанции поддержали позицию общества, указав, что сауна эксплуатируется обществом в представительских целях, поэтому ее использование предназначено для извлечения дохода, то есть в производственных целях (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.07.2008 по делу № А05-6193/2007).
Массажные кресла в кабинете руководителя могут увеличивать прибыль. Еще в этом офисе были шикарные ковры, картины (хотя компания уверяет, что это копии), панно, гравюры, скульптуры, декоративные деревья и другие элементы интерьера.
Суд обратил внимание на то, что «объекты интерьера необходимы для создания комфортных условий работы сотрудников организации. Комфортные условия повышают производительность труда, а производительность труда, в свою очередь, обеспечивает повышение прибыли организации».
Вся эта роскошь находилась в центральном аппарате управления госкомпании, и суд дополнил решение следующим утверждением: «Поскольку в центральном аппарате на высоком уровне первыми лицами проводятся переговоры, совещания и деловые встречи с зарубежными и российскими партнерами, то такие объекты являются составной частью общепринятого делового этикета и служат поддержанию делового имиджа компании. Приобретение таких основных средств связано непосредственно с увеличением будущих экономических выгод, такие активы необходимы обществу в целях получения экономических выгод от других активов или сокращения потерь экономических выгод в будущем» (Постановление ФАС Московского округа от 18.11.2011 по делу № А40-99335/10-140-481).
Но во втором случае налогоплательщику не повезло, так как ВАС все же не утвердил решения нижестоящих судов (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 № 2449/12 по делу № А40-99335/10-140-481).
А в прошлом году суды подтвердили правомерность отнесения налогоплательщиком в состав представительских расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли, затрат на приобретение алкогольных напитков (Постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2013 по делу № А55-14189/2012).
В ходе выездной проверки налоговый орган пришел к выводу о необоснованном отнесении обществом в состав представительских расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли, затрат на приобретение алкогольных напитков. Обществу доначислен налог на прибыль и штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса, что послужило поводом для обращения в суд.
Суды установили факт несения обществом спорных расходов в целях установления и поддержания сотрудничества с контрагентами, а также то, что эти расходы связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, и удовлетворили требования общества.
К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для партнеров или официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате плательщика. Судьи пояснили, что ст. 264 Налогового кодекса не содержит перечня продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов, поэтому доначисление обществу налога на прибыль является неправомерным.
Бесспорно, переговоры, проведенные под умеренным действием алкоголя, пройдут более плодотворно, и суды это подтвердили.
А в следующем деле ИФНС отказала обществу в возмещении НДС, потому что в налоговой базе была обнаружена разница в целых 10 коп. Сумма налога с 10 коп. составляет 1,8 коп. Сумма налога указывается в целых рублях, поэтому сумма в размере 1,8 коп. ни при каких обстоятельствах не будет учитываться при уплате налога. Суд решил, что размер недоплаченного налога не может быть основанием для отказа в вычете 2 226 337 руб., поскольку «сумма 1,8 коп. несущественна для обеих сторон, а сумма 2 226 337 руб. существенна для заявителя» (Постановление ФАС Московского округа от 13.02.2007 № КА-А40/301-07 по делу № А40-8131/ 06-112-83).
Реконструкция или ремонт?
На практике часто встает вопрос о квалификации работ как реконструкции или ремонта. В Письме Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383 даны определения операций, увеличивающих стоимость объекта основных средств: реконструкция — это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Это определение полностью совпадает с тем, которое приведено в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса.
В то же время в указанном Письме определено, что понятие «ремонт» включает в том числе устранение неисправностей; поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей на изначально предусмотренном уровне; проведение некапитальной перепланировки помещений; отделочные работы. Даже если в результате ремонта произошло улучшение характеристик объекта, его стоимость не увеличивается. В Письме Минфина России от 01.12.2004 № 03-03-01-04/1/166 определяющим при разграничении понятий «ремонт» и «модернизация» является не изменение эксплуатационных характеристик, а тот факт, может ли здание использоваться по назначению без такой замены.
Согласно п. 3.8 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» ремонт — это работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
Таким образом, в результате проведения модернизации (реконструкции и технического перевооружения) улучшаются первоначально принятые нормативные показатели функционирования объекта основных средств (в частности, срока полезного использования, мощности, качества применения). Как отмечено в Постановлении ФАС Московского округа от 03.02.2009 № КА-А40/96-09 по делу № А40-9825/08-98-22 работами, направленными на реконструкцию объекта, считаются только те работы, которые изменяют технологическое или служебное назначение объекта, усовершенствуют его, придавая новые функции.
А в результате проведения ремонта проводится устранение неисправностей, замена изношенных элементов, что не влечет за собой изменения технико-экономических показателей объекта.
Для государственного бюджета выгодно любой ремонт подводить под реконструкцию, достройку, техническое перевооружение, модернизацию или дооборудование. Тогда затраты на ремонт списываются постепенно, в виде амортизационных отчислений (п. 2 ст. 257 НК РФ). Тогда как затраты на капитальный или текущий ремонт уменьшают базу по налогу на прибыль уже в текущем отчетном периоде (п. 1 ст. 260 НК РФ). Поэтому налоговики нередко квалифицируют ремонт как реконструкцию, и в нижеприведенном примере ФНС России сочла, что для ремонта должны быть использованы старые материалы. Для этого проверяющие изобрели очень забавные аргументы.
Так, налоговики компаний заявили, что проведенный компанией ремонт является реконструкцией, поскольку использованы новые технологии: старые трубы заменены на новые, сделанные из более надежных материалов. Вдобавок освоены прогрессивные методы изоляции и соединения труб, сокращающие потери воды и тепла. Позиция налоговой свелась к тому, что ремонтом можно признать только те работы, которые выполняются точно по тем же технологиям и из тех же материалов, которые существовали на момент создания основного средства, в том числе 10 — 20 лет назад.
Но суд внял доводам разума, которым в данном случае обладал налогоплательщик, и решил, что спорные работы являются ремонтом, так как затраты на них не увеличивают стоимости основных средств, а учитываются в составе расходов единовременно. Но для этого компании пришлось пройти несколько экспертиз (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.07.2013 по делу № А11-7837/2011).
Организациям, чтобы правильно определить, к какой категории работ — ремонту или реконструкции (модернизации, дооборудованию) — относится операция, нужно определить цель их проведения.
Если цель состоит в восстановлении работоспособности, изменении технических характеристик или внесении внешних изменений, не влияющих на качество выполнения объектом своих функций, значит, производится ремонт.
Если цель работ — улучшение основных характеристик исправно служащего объекта или добавление новых функций, значит, налоговая инспекция правомерно может отнести их к реконструкции, модернизации или дооборудованию.
Недобросовестные налогоплательщики
При оспаривании обществом начисления НДС суд первой инстанции удовлетворил иск. ИФНС это решение оспорила по причине того, что подрядчик общества не находится по указанному в учредительных документах адресу и вообще является недобросовестным налогоплательщиком.
Однако суды справедливо решили, что оценка ИФНС деятельности поставщика как недобросовестного налогоплательщика не имеет непосредственного отношения к деятельности заявителя.
Специалисты налоговой в выходные отдыхают, при этом в данном случае они полагали, что и в коммерческой сфере не бывает исключений. ИФНС утверждает, что заключение договоров между налогоплательщиком и его поставщиками в выходные дни (в субботу или в воскресенье) свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика, но не ясно, каким именно образом. Ведь гражданское законодательство не коррелирует с действительностью договора и его заключением в рабочие или выходные дни. Кроме того, как отметил суд, в отличие от государственных служащих, в предпринимательской деятельности для работников характерно выполнение трудовых обязанностей по гибкому графику, включающему в себя работу в выходные и праздничные дни в соответствии со ст. 100 Трудового кодекса (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.06.2006 по делу № А66-7721/2005). Часто опасаются заключать договоры в выходные дни (чаще всего в субботу), однако, как видим, никаких препятствий для этого не существует.
В другом деле при проведении допроса директор компании отказался давать показания. Он сослался на ст. 51 Конституции РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя. Налоговикам это показалось подозрительным.
Пытаясь спасти дело на этапе кассационной инстанции, они привели этот факт как указывающий на недобросовестность организации. К сожалению, в Постановлении не отражена степень недоумения судей по поводу такого странного аргумента. Суд просто заверил представителей ИФНС, что осуществление конституционного права не может быть расценено как компрометирующее обстоятельство (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.11.2012 № А46-10644/2012).
Открытие офиса вне населенного пункта
В следующем деле налоговая отказала в регистрации ООО в связи с обстоятельствами, не предусмотренными законом для отказа (ст. 23 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
При проведении осмотра административного здания, в место нахождения которого планирует переехать ООО, ФНС выяснила, что территория здания выглядит очень заброшенной, на входной калитке ограждения отсутствует замок. Налоговая желала бы представить в качестве доказательств протоколы опроса свидетелей, но это оказалось невозможно, так как здание находится вне населенного пункта. «При входе в помещение отсутствует крыша, в оконных проемах отсутствуют оконные блоки и входная дверь, следующая входная дверь закрыта на внутренний замок. В холле первого этажа частично отсутствуют потолочное покрытие и кровля, всюду разбросан строительный мусор» — такое описание запротоколировали специалисты налоговой. Вывеска, указывающая на возможность нахождения по данному адресу арендатора данного помещения и ООО как возможного субарендатора, отсутствует. (Как общество могло разместить вывески до регистрации?).
Далее налоговики пишут: «Между первым и вторым этажами отрезаны электрические и другие провода, прекращена подача газа. Вокруг здания все затянуто бурьяном, в том числе в районе двух имеющихся калиток. Вокруг здания находятся кучи разлагающегося строительного мусора: дерева, картона, стекла, боя кирпича и т.д.». Ни собственник, ни арендатор, ни потенциальный субарендатор не заключали договоры с МУП ЖКХ на подачу воды, газа, электричества, очистку канализационных стоков, вывоз твердых бытовых отходов. Отсутствуют следы передвижения лиц и технических средств по территории, а также любые признаки осуществления какой-либо деятельности. Почтовая корреспонденция, направляемая в адрес арендатора, возвращается ФГУП Почтой России в связи с отсутствием адресата, уточнить его нахождение не представляется возможным. Исходя из вышеприведенных доводов для государственного органа было очевидно, что арендатор по данному адресу деятельности не ведет.
Но суды позицию государственного органа сочли документально не подтвержденной. Осмотр здания специалистами службы такими доказательствами не является. Суды указали, что отрезанные электропровода еще не свидетельствуют о том, что в здании нет электроснабжения, к тому же нет доказательств, что они выполняют функцию основной линии электроснабжения здания, а не второстепенной. Возврат корреспонденции тоже ничего не доказывает, так как незарегистрированное юридическое лицо не имеет возможности заключить договор о почтовом обслуживании. Что касается договоров на подачу коммунальных услуг, то они также могут заключаться лишь после регистрации сведений в части указанного адреса в качестве юридического, а в этом заявителю отказано. Кстати, такие договоры обычно заключаются с собственником помещения, а не с субарендатором. Факт отсутствия передвижения каких-либо лиц по территории здания тоже не подтверждает непригодность помещения. Нахождение же самого заявителя в разрушенном здании в силу отсутствия регистрации изменения местонахождения фактически невозможно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 № 09АП-5928/2013-АК по делу № А40-135174/12-21-1304).
Из этого решения видно, что доказать отсутствие намерения общества вести деятельность по указанному в документах адресу практически нереально. Конечно, вряд ли компания будет размещать офис в таком заброшенном месте. Зато в случае необходимости этим судебным решением можно воспользоваться.
В заключение хочется сказать, что отстаивать свои финансовые интересы, бороться с незаконными и бездоказательными, зачастую просто некомпетентными, решениями налоговых органов и создавать нужную судебную практику необходимо в целях эффективного развития делового оборота.
А.Полетаева
Юрист
Подписано в печать
28.11.2014
Полетаева А. Споры с налоговой // Практическая бухгалтерия. 2014. № 12. С. 70 — 75.


   


Запись на обучение

Вступление в Торгово — промышленную палату Краснодарского края
14.07.2014 ООО «Бартон» подала заявку на членство в…

Начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп»
23.06.2014 начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп» -…

Начато тендерное сопровождение мебельной компании «Дельта»
30.04.2014 начато тендерное сопровождение мебельной…

Все новости



Отзыв Соколовской Оксаны Евгеньевны
Спасибо за очное обучение по учебным программам…

Отзыв Агаревской Елены Юрьевны
Спасибо, очень понравилось обучение в вашем учебном…

Отзыв Коптяевой Марины Александровны
Спасибо за дистанционное обучение по образовательной…

Все отзывы

Мы Вам перезвоним


  1. В какое время? (в рабочие дни с 9.00 до 18.30)










    Защита от спама, если вы человек - выберите эту опцию.