http://barton.ru/
Обучение навыкам организации и участия в закупках (тендерах). Очное, корпоративное в Краснодаре, Сочи, Краснодарском крае и Республике Крым, дистанционное по всей стране. Сопровождение в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Выдача электронной подписи. Аккредитация на электронных торговых площадках.
8 (861) 292 77 04

8 (978) 071 69 85

tender@barton.ru

Обучение Заказчиков

по 44-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

по 223-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Обучение Поставщиков

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Дистанционное обучение

по 44-ФЗ

по 223-ФЗ


Услуги

Особенности государственных закупок в сфере образования



Андреева Любовь Васильевна, профессор кафедры предпринимательского права ФБГОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» профессор, доктор юридических наук.
Шиповальникова Юлия Георгиевна, соискатель кафедры предпринимательского права ФБГОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)».
В статье рассмотрены особенности закупок работ, услуг в сфере образования по Закону о контрактной системе.
Ключевые слова: контрактная система, закупки для государственных нужд, образовательные организации, научно-исследовательские работы, формирование начальной (максимальной) цены на закупки в сфере образования.
В настоящее время в сфере государственных и муниципальных закупок происходит широкомасштабная реформа, связанная с переходом к контрактной системе в данной сфере, основанной на применении системного подхода, позволяющего обеспечить взаимосогласованное правовое регулирование всех стадий процесса закупок, включая планирование, отбор поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, проведение государственного и общественного контроля, аудита и мониторинга. Целями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» , принятого вместо отмененного Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» , являются повышение эффективности, результативности закупок, обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в данной сфере.
———————————
СЗ РФ.
СЗ РФ. 2005.
Сложность и масштабность реформирования государственных и муниципальных закупок, годовой объем которых составляет более 7 трлн. рублей, не позволяет сразу обеспечить четкое функционирование всех звеньев системы. Заместитель Министра Минэкономразвития России Е. Елин отмечает: «Сейчас мы имеем только каркас. Чтобы систему полностью выстроить, понадобится 4 — 5 лет» .
———————————
Российская газета. 2014. № 73 (6345). 1 апреля. С. 10.
Модернизация системы образования в Российской Федерации, переход к новым образовательным стандартам, реформирование образовательных организаций обусловили необходимость построения эффективной системы организации и управления закупками товаров, работ, услуг, виды которых значительно изменились, в структуре закупок увеличилась доля сложного технологичного оборудования, инновационной продукции.
Вместе с тем организация закупочной деятельности в сфере образования, имеющая социальную направленность , непосредственно зависит от уровня образования, предоставляемого образовательной организацией, и видов и направлений реализуемых образовательных программ.
———————————
См.: Белова О.А. Специфика размещения государственных и муниципальных заказов в социальной сфере // Правовое регулирование деятельности организаций, оказывающих услуги в сфере здравоохранения, образования и культуры: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. В. Путило. М.: Контакт, 2012. С. 180.
В Российской Федерации установлены следующие уровни общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование (ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») .
———————————
СЗ РФ. 2012. № 53 (часть 1). Ст. 7598. Далее — Закон об образовании.
К уровням профессионального образования относятся: среднее профессиональное образование; высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (ч. 5 ст. 10 Закона об образовании).
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (ч. 6 ст. 10 Закона об образовании).
Образовательную деятельность осуществляют образовательные организации различных типов, функционирующие в разных организационно-правовых формах.
В соответствии с Законом об образовании образовательные организации создаются в формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций. На сегодняшний день подавляющее большинство государственных образовательных организаций создано и действует в форме бюджетных учреждений.
В сфере образования используются различные механизмы отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для удовлетворения потребностей образовательных организаций, общими принципами действия которых должны быть обеспечение конкуренции, открытости и прозрачности.
Основными способами определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для образовательных организаций в рамках контрактной системы являются: открытый конкурс, аукцион в электронной форме, запрос котировок, закупки у единственного поставщика (в том числе и с учетом возможности осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей, в то время как большинство заказчиков ограничено ста тысячами рублей по сделке и более жесткими требованиями по совокупному годовому объему закупок, осуществляемому по данному основанию (п. п. 4 — 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе)).
Необходимо обратить внимание на такую особенность взаимодействия государственных образовательных организаций и контрактной системы, как то, что государственные и муниципальные образовательные организации не только осуществляют выбор поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для обеспечения государственных, муниципальных или собственных нужд, но и являются участниками закупок.
Возможность реализации образовательных услуг, когда заказчиками выступают государственные или муниципальные органы, иные организации, осуществляющие закупки с применением положений Закона о контрактной системе, осуществляется путем участия образовательных организаций в закупках в качестве участника закупки, последующего заключения и исполнения контракта, предусматривающего оказание образовательных услуг. В основном участие образовательных организаций в качестве участника закупки реализуется при выборе исполнителя на оказание образовательных услуг по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки.
Таким образом, образовательные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, участвуют в контрактной системе, выступая и в качестве заказчиков, и в качестве участников закупок.
В рамках контрактной системы организация и методическое руководство закупочной деятельностью государственных образовательных организаций осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия и функции учредителей в отношении подведомственных юридических лиц — заказчиков.
Закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд образовательных организаций дошкольного и уровней общего образования способствуют развитию инфраструктуры образования, обеспечивают безопасное и комфортное пребывание детей в детских садах и школах.
Одной из основных целей осуществления закупок заказчиками — образовательными организациями, подведомственными соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, является достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных региональными целевыми программами развития образования, разработка и реализация которых предусмотрена Законом об образовании (ст. 8).
Так, Законом города Москвы от 20 июня 2001 г. № 25 «О развитии образования в городе Москве» предусмотрена разработка московской городской программы развития образования на три года (ст. 11).
Вместе с тем представляется неверным и подлежащим изменению положение п. 2 ст. 11 Закона «О развитии образования в городе Москве» о том, что объем финансирования Московской целевой городской программы развития образования утверждается ежегодно при принятии закона города Москвы о бюджете города Москвы. Данное положение не соответствует бюджетному законодательству об утверждении бюджетов на соответствующий финансовый год и плановый период, т.е. трехлетний период. Порядок и сроки планирования закупок товаров, работ, услуг согласованы с разработкой проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с Законом о контрактной системе заказчики формируют планы закупок в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждают их в течение десяти рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 17 Закона о контрактной системе). Планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период (ч. 4 ст. 17 Закона о контрактной системе).
Заказчиками города Москвы являются органы исполнительной власти города Москвы, государственные казенные учреждения города Москвы, государственные бюджетные учреждения города Москвы, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и осуществляющие закупки.
В настоящее время закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд города Москвы осуществляются в соответствии с Законом о контрактной системе и Положением о системе закупок города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2012 г. № 67-ПП , приведенным в соответствие с положениями Закона о контрактной системе.
———————————
Вестник мэра и Правительства Москвы. 2012. № 13.
Одним из основных звеньев контрактной системы для нужд московских заказчиков является Департамент города Москвы по конкурентной политике (Тендерный комитет). Согласно Положению о Департаменте города Москвы по конкурентной политике, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 12 апреля 2011 г. № 123-ПП , его основными функциями в сфере заказов являются: разработка и реализация государственной политики в сфере формирования конкурентной среды в городе Москве; регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд заказчиков города Москвы; осуществление функций уполномоченного органа по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) для заказчиков города Москвы, в том числе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
———————————
Вестник мэра и Правительства Москвы. Спецвыпуск. 2011. № 1.
Следует отметить, что система организации закупок в Москве сложилась и доказала свою эффективность еще в период действия Закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, которая была закреплена Постановлением Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. № 1030-ПП «О совершенствовании порядка размещения государственного заказа» (вместе с Положением об организации взаимодействия государственных заказчиков г. Москвы и уполномоченного органа по размещению государственных заказов г. Москвы (Тендерного комитета) при размещении заказов для государственных нужд) .
———————————
Вестник мэра и Правительства Москвы. 2006. № 4.
Создание Тендерного комитета в качестве информационного и методического центра явилось важным шагом в системе размещения заказа Москвы, учитывая необходимость обеспечения единообразия всех процедур и организацию единой системы.
В соответствии с действующим Положением о системе закупок г. Москвы закупки подразделяются на закупки первого и второго уровней.
К закупкам первого уровня относятся: закупки, начальная (максимальная) цена контракта по которым равна либо превышает 50 млн рублей; закупки, сведения по которым составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта; закупки услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов, а также при заключении контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим или юридическим лицам во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств.
Кроме того, к закупкам первого уровня относятся закупки, которые осуществляются путем проведения совместных конкурсов и аукционов при наличии у двух и более заказчиков потребностей в одних и тех же товарах, работах, услугах и начальная (максимальная) цена контрактов по которым равна либо превышает 10 млн рублей (п. 1.7 Положения).
К закупкам второго уровня относятся иные не указанные в п. 1.7 Положения закупки, не включенные в состав первого уровня. Заказчики при осуществлении закупок второго уровня самостоятельно организуют выбор поставщиков (исполнителей, подрядчиков), за исключением разработки примерных форм, подлежащих применению при организации закупок.
Следовательно, при разделении заказов на два уровня и определении порядка взаимодействия между субъектами осуществления закупок для обеспечения нужд заказчиков города Москвы к полномочиям Тендерного комитета относится организация определения поставщиков, исполнителей, подрядчиков по наиболее крупным и важным заказам, а также информационное и методическое регулирование закупок.
Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по закупкам первого уровня осуществляет Департамент города Москвы по конкурентной политике во взаимодействии с заказчиками.
Закупки второго уровня осуществляют сами заказчики во взаимодействии с Департаментом города Москвы по конкурентной политике.
Имевшийся московский опыт по применению двухуровневой системы организации государственных закупок был использован в том числе при разработке ст. 26 Закона о контрактной системе о централизованных закупках.
В Законе предусмотрены различные варианты централизации закупок: возложение обязанностей по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на уполномоченный орган для заказчика, созданный для этих целей или наделенный указанными полномочиями. При таком варианте наиболее важные полномочия осуществляет сам заказчик (обоснование закупки, определение условий контракта и подписание контракта) (ч. 1 ст. 26).
В целях обеспечения федеральных нужд Президент РФ, а также Правительство РФ вправе возложить полномочия либо только на определение поставщиков (подрядчиков) для нескольких федеральных органов исполнительной власти, федеральных казенных учреждений на один федеральный орган исполнительной власти или несколько таких органов либо одно или несколько федеральных казенных учреждений, либо полномочия могут быть возложены не только на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), но и планирование, заключение и исполнение государственных контрактов (ч. 2 ст. 26).
В целях обеспечения региональных нужд аналогичными правами в отношении соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных учреждений субъекта РФ обладают высшие исполнительные органы государственной власти субъекта РФ (ч. 3 ст. 26).
Следует отметить, что согласно Закону о контрактной системе до 1 января 2016 г. федеральный орган исполнительной власти и орган исполнительный власти субъекта Российской Федерации должны принять решение в отношении территориальных органов и подведомственных учреждений о способе организации закупок, включая возможность централизации функций (части функций) заказчиков в целях обеспечения государственных нужд либо осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно (ч. 5 ст. 26).
Помимо централизации функций заказчиков повышению эффективности закупок в сфере образования, особенно детскими садами, школами, иными образовательными организациями дошкольного, общего образования, при закупках стандартных товаров может способствовать проведение заказчиками совместных торгов.
Проведение совместных торгов заказчиками, уполномоченными органами было предусмотрено Законом о размещении заказов (ч. 6 ст. 10). Совместные торги могли проводиться при наличии не менее чем у двух заказчиков, уполномоченных органов потребности в одноименных товарах, одноименных работах, одноименных услугах. Вместе с тем, как отмечается в литературе, «несмотря на возможный положительный эффект, более чем за пять лет действия Закона № 94-ФЗ многие из заказчиков, в особенности федерального уровня, ни разу не прибегали к процедуре совместных торгов при размещении заказов» .
———————————
Федоров А.А. Проблемы правового регулирования совместных торгов в государственных и муниципальных закупках // Право и экономика. 2011. № 10 // СПС «КонсультантПлюс».
Согласно ч. 6.1 ст. 10 Закона о размещении заказов «под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов». Указанная номенклатура была утверждена Приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2011 г. № 273 и предусматривала объединение в укрупненные группы товаров, работ, услуг в соответствии с ОКДП, что не позволяло проводить заказчикам совместные торги, поскольку входящие в одну группу товары, работы, услуги могут значительно различаться по различным показателям.
———————————
Приказ Минэкономразвития России от 7 июня 2011 г. № 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» // Российская газета. 2011. № 165.
Аналогичное понимание одноименности содержится и в Постановлении Правительства Москвы от 27 февраля 2012 г. 68-ПП «Об утверждении Порядка формирования начальной (максимальной) цены государственных контрактов и гражданско-правовых договоров при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы» , в соответствии с которым к одноименным товарам относятся товары одного наименования.
———————————
Вестник мэра и Правительства Москвы. 2012. № 15.
В Законе о контрактной системе совместные конкурсы и аукционы вправе проводить только заказчики, но не уполномоченные органы при закупке одних и тех же товаров, работ, услуг (ст. 25). Вместе с тем формулировка ст. 25 «…одних и тех же товаров, работ, услуг» порождает неясность в понимании данного термина, который не употребляется в иных статьях данного Закона. Не разъясняется данный термин и в Правилах проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1088 .
———————————
СЗ РФ. 2013. № 49 (часть VII). Ст. 6431.
В ст. 22 Закона о контрактной системе о начальной (максимальной) цене контракта, а также в Методических рекомендациях по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) , определяются понятия идентичных и однородных товаров, работ, услуг.
———————————
Утверждены Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2014. Ч. 11. № 1, 2.
Вместе с тем в заключаемом заказчиками соглашении о проведении совместных торгов в числе иных условий должен быть указан идентификационный код закупки, который формируется с использованием кода бюджетной классификации (КБК), определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, кодов общероссийских классификаторов (ОКВЭД, ОКДП), каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя и иную информацию в порядке, установленном ст. 23 Закона о контрактной системе.
При решении вопроса, о каких товарах, работах, услугах (идентичных или однородных) идет речь в ст. 25 Закона о контрактной системе, необходимо исходить из системного анализа не только рассмотренных норм Закона, но и ст. 33 Закона, устанавливающей требования к описанию объекта закупки. Согласно данной статье описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки; использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт. Эти и иные требования к описанию объекта закупки, предусмотренные ст. 33, а также положения ст. ст. 22, 23 и 25 позволяют предположить, что совместные торги могут проводиться заказчиками при наличии у них потребности к закупке идентичных товаров, работ, услуг, однако окончательное решение данного вопроса следует, на наш взгляд, предусмотреть в Постановлении Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1088 путем внесения соответствующего дополнения в Правила проведения совместных конкурсов и аукционов.
В соответствии с Законом об образовании значительно активизируется деятельность организаций высшего образования, обеспечивающих реализацию программ, направленных на обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы. Закон об образовании предусматривает проведение научных исследований и экспериментальных разработок в качестве одного из видов деятельности образовательных организаций (ст. 72).
Предусмотренная Федеральной целевой программой развития образования на 2011 — 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61, модернизация системы образования, направленная на внедрение новых подходов, методик и технологий на всех уровнях образования, обусловливает необходимость разработки научно-исследовательских проектов и проектов по внедрению полученных результатов, осуществлению экспериментальных разработок, закупки инновационной продукции. ФЦП развития образования предусматривает отбор исполнителей работ (услуг), поставщиков товаров по соответствующим мероприятиям, осуществляемый на конкурсной основе.
При этом одной из основных проблем при планировании закупок является формирование заказчиками начальной (максимальной) цены государственного контракта. С принятием Закона о контрактной системе значение цены контракта значительно возросло.
При формировании начальной цены заказчики должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд и целей, предусмотренных государственными программами, в частности ФЦП развития образования на 2011 — 2015 годы (ст. ст. 12, 13 Закона о контрактной системе), эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ), и в то же время определять специфические требования к закупке.
В целях реализации мероприятий, предусмотренных ФЦП развития образования, заказчики помимо стандартных товаров (работ, услуг), формирование начальной (максимальной) цены (НМЦК) на которые осуществляется в соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе и в соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком-подрядчиком, исполнителем, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567, определяют и исполнителей научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ, а также осуществляют закупки различных информационных систем и программного обеспечения.
Следует отметить, что формируемая заказчиками начальная цена в определенной степени зависит и от применяемого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но в отличие от Закона о размещении заказов, в котором содержались единые специальные правила о размещении заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, Закон о контрактной системе специальных правил об осуществлении выбора исполнителей ОКР не предусматривает, в связи с чем возникает проблема выбора эффективного способа определения исполнителя ОКР.
Закон о контрактной системе основывается на принципе единства контрактной системы, который предполагает единый подход к закупаемым продукции, работам, услугам. Закрытый перечень методов определения НМЦК (метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод), предусмотренный ст. 22 Закона о контрактной системе, не способствует формированию обоснованной НМЦК при закупках научно-исследовательских работ, в том числе в связи с невозможностью прогнозирования конкретного научного, научно-технического результата, специфичностью таких проектов.
Приоритетным методом в Законе о контрактной системе назван метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), применение иных методов допускается только в установленных ст. 22 случаях.
Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов или в дополнение к иным методам. Данный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты. Обоснование заказчиками применения данного метода в целях реализации мероприятий, предусмотренных ФЦП развития образования, возможно при закупках уникальных программных продуктов, отсутствии на рынке соответствующих аналогов.
Вместе с тем применение затратного метода, предусматривающего, в том числе, обоснование обычной для определенной сферы деятельности прибыли, не позволяет использовать данный метод при обосновании цены на выполнение некоторых научно-исследовательских работ с высокой степенью неопределенности, новизной ожидаемого результата и отсутствием прибыли. Решением данной проблемы может стать предоставляемое Правительством РФ Минобрнауки России право устанавливать порядок определения начальной (максимальной) цены контракта в сфере образования и науки, поскольку Закон о контрактной системе наделил Правительство РФ таким правом (ч. 22 ст. 22).
ЛИТЕРАТУРА
1. Белова О.А. Специфика размещения государственных и муниципальных заказов в социальной сфере // Правовое регулирование деятельности организаций, оказывающих услуги в сфере здравоохранения, образования и культуры: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. В. Путило. М.: Контакт, 2012. С. 180.
2. Федоров А.А. Проблемы правового регулирования совместных торгов в государственных и муниципальных закупках // Право и экономика. 2011. № 10 // СПС «КонсультантПлюс».
Андреева Л.В., Шиповальникова Ю.Г. Особенности государственных закупок в сфере образования // Юрист. 2014. № 12. С. 4 — 10.


   


Запись на обучение

Вступление в Торгово — промышленную палату Краснодарского края
14.07.2014 ООО «Бартон» подала заявку на членство в…

Начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп»
23.06.2014 начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп» -…

Начато тендерное сопровождение мебельной компании «Дельта»
30.04.2014 начато тендерное сопровождение мебельной…

Все новости



Отзыв Соколовской Оксаны Евгеньевны
Спасибо за очное обучение по учебным программам…

Отзыв Агаревской Елены Юрьевны
Спасибо, очень понравилось обучение в вашем учебном…

Отзыв Коптяевой Марины Александровны
Спасибо за дистанционное обучение по образовательной…

Все отзывы

Мы Вам перезвоним


  1. В какое время? (в рабочие дни с 9.00 до 18.30)










    Защита от спама, если вы человек - выберите эту опцию.