Яндекс.Метрика
http://barton.ru/
Обучение навыкам организации и участия в закупках (тендерах). Очное, корпоративное в Краснодаре, Сочи, Краснодарском крае и Республике Крым, дистанционное по всей стране. Сопровождение в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Выдача электронной подписи. Аккредитация на электронных торговых площадках.
8 (861) 292 77 04

8 (978) 071 69 85

tender@barton.ru

Обучение Заказчиков

по 44-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

по 223-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Обучение Поставщиков

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Дистанционное обучение

по 44-ФЗ

по 223-ФЗ


Услуги

Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2014 года)



ОБЗОР АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
(НОЯБРЬ 2014 ГОДА)
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 30 ноября 2014 года
1. Установление в документации о закупке противоречивых требований к поставляемым товарам является нарушением законодательства в части описания объекта закупки.
Заказчиком размещен открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку оргтехники.
Один из участников размещения заказа обратился в ФАС России с жалобой на действия заказчика, комиссии заказчика.
Поступившая жалоба была рассмотрена Комиссией ФАС России в соответствии с нормами Закона о размещении заказов и Регламентом по рассмотрению жалоб. Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Комиссия ФАС России провела внеплановую проверку всего размещаемого заказа. Были установлены следующие фактические обстоятельства дела.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Как следует из материалов дела, пункт 1.2 «Поставка многофункционального устройства» технической части содержит требования к объему лотка 3 (>= 500 листов), размерам (< 520 * 510 * 540 мм) и весу (< 45) многофункционального устройства, которые являются взаимоисключающими. Также в пункте 1.5 «Поставка компьютера портативного» Технической части заказчиком установлены требования к Графической подсистеме в части количества потоков (>= 16), измеряемое в МГц.
В пункте 1.7 «Поставка адаптивного устройства безопасности» технической части заказчиком установлены требования к размерам адаптивного устройства безопасности по длине (< 25 мм), высоте (< 5 мм), глубине (< 20 кг).
Как следует из материалов дела, в технической части документации об аукционе по данным характеристикам допущены технические ошибки.
Таким образом, действия заказчика, не установившего требования к поставляемым товарам надлежащим образом, нарушают пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Следует отметить, что согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети Интернет или иного указания.
Из материалов дела следует, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта, указанное в разделе 12 документации об аукционе, в нарушение части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов не содержит реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах.
Следует отметить, что согласно части 5 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП (в редакции закона, действовавшего на момент совершения правонарушения), за утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности.
(Постановление ФАС России от 16.10.2014 N К-964/13/АК324-14)
2. Заказчик должен утвердить инструкцию по заполнению заявки в документации о закупке.
Заказчиком размещен открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на строительство и реконструкцию автомобильной дороги.
Один из участников размещения заказа обратился в ФАС России с жалобой на действия заказчика, комиссии заказчика.
Поступившая жалоба была рассмотрена Комиссией ФАС России в соответствии с нормами Закона о размещении заказов и Регламентом по рассмотрению жалоб. Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Комиссия ФАС России провела внеплановую проверку всего размещаемого заказа. Были установлены следующие фактические обстоятельства дела.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе заказчиком устанавливаются максимальные и (или) минимальные значения показателей, используемых для определения соответствия потребностям заказчика предлагаемого к использованию при выполнении работ товара, и показатели, значения которых не могут изменяться.
При этом показатели, значения которых не могут изменяться, могут быть определены конкретным показателем в виде: единственного (допустимого) значения показателя, отмеченного значком «**»; нескольких возможных (допустимых) значений показателя, разделенных соответствующими знаками.
Также установлено, что «участник размещения заказа в заявке должен указать единственное значение показателя, отмеченного значком «**», соответствующее потребностям заказчика. Пример нескольких возможных (допустимых) значений показателя: цвет серый; белый или весом 3; 4,5 кг. Вместе с тем УРЗ в заявке должен указать единственное точное значение показателя предлагаемого для использования товара из предусмотренных в документации об открытом аукционе в электронной форме вариантов. С целью обозначения нескольких возможных (допустимых) значений показателя, заказчиком могут использоваться только следующие знаки: точка с запятой «;» между символами, числами, буквами и иными знаками в сопровождении единицы измерения или без нее».
Таким образом, в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе содержатся противоречия в части случаев использования символа «;», поскольку из положений инструкции невозможно установить, допустимо ли представление в заявке на участие в аукционе «нескольких возможных (допустимых) значений показателя», или необходимо представить «единственное точное значение показателя», что нарушает требование пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Следует отметить, что согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 — 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП (в редакции закона, действовавшего на момент совершения правонарушения), за утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности.
(Постановление ФАС России от 21.10.2014 N К-2151/13/АК192-14)
3. Установление в документации о закупке требования о представлении в составе заявки сведений о государственных или муниципальных контрактах, платежных и иных подтверждающих стоимость объекта капитального строительства документах является нарушением законодательства.
Заказчиком проводился электронный аукцион на строительство.
Один из участников размещения заказа обратился в ФАС России с жалобой на действия заказчика, комиссии заказчика.
Поступившая жалоба была рассмотрена Комиссией ФАС России в соответствии с нормами Закона о размещении заказов и Регламентом по рассмотрению жалоб. Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Комиссия ФАС России провела внеплановую проверку всего размещаемого заказа. Были установлены следующие фактические обстоятельства дела.
В соответствии с частью 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа).
На основании пункта 4 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копию акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство) при условии, что заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
Как следует из материалов настоящего дела, заказчиком установлены в документации об аукционе требования о представлении в составе заявки сведений о государственных или муниципальных контрактах, платежных и иных подтверждающих стоимость объекта капитального строительства документах, что нарушает часть 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Кроме того, в документации об аукционе заказчиком не установлена соответствующая предмету аукциона группа, подгруппа работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, опыт выполнения которых необходимо подтвердить участникам размещения заказа, в нарушение части 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Следует отметить, что аналогичное положение установлено в статье 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП (в редакции закона, действовавшего на момент совершения правонарушения), за утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности.
(Постановление ФАС России от 08.10.2014 N К-2121/13/АК188-14)
4. Протокол оценки и сопоставления заявок должен содержать информацию о решении каждого члена комиссии заказчика, что является нарушением законодательства.
Заказчиком размещен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение монтажа и пусконаладочных работ серверного оборудования для развития инновационной инфраструктуры и информационных сетей заказчика по новым технологиям, а также для поддержки специализированных сервисов, необходимых для субъектов малого инновационного предпринимательства.
Один из участников размещения заказа обратился в ФАС России с жалобой на действия заказчика, комиссии заказчика.
Поступившая жалоба была рассмотрена Комиссией ФАС России в соответствии с нормами Закона о размещении заказов и Регламентом по рассмотрению жалоб. Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Комиссия ФАС России провела внеплановую проверку всего размещаемого заказа. Были установлены следующие фактические обстоятельства дела.
В соответствии с частью 10 статьи 28 Закона о размещении заказов, конкурсная комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в котором должны содержаться сведения о месте, дате, времени проведения оценки и сопоставления таких заявок, об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены, о порядке оценки и о сопоставлении заявок на участие в конкурсе, о принятом на основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе решении о присвоении заявкам на участие в конкурсе порядковых номеров, сведения о решении каждого члена комиссии о присвоении заявкам на участие в конкурсе значений по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе, а также наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (для физических лиц) и почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоен первый и второй номера.
Как следует из материалов настоящего дела, в протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 11.12.2013 N 037 (далее — протокол) отсутствуют сведения о решении каждого члена конкурсной комиссии заказчика (далее — конкурсная комиссия) в отношении заявок на участие в конкурсе, что нарушает часть 10 статьи 28 Закона о размещении заказов.
Следует отметить, что аналогичная норма содержится в части 10 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
За нарушение должностным лицом заказчика, членом конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд требований к содержанию протокола, составленного в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, частью 2.1 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении секретаря комиссии заказчика к административной ответственности.
(Постановление ФАС России от 10.10.2014 N К-2559/13/АК214-14)
5. Указание в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе сведений о дате и времени регистрации заявок на участие в конкурсе является нарушением законодательства.
Заказчиком размещен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение монтажа и пусконаладочных работ серверного оборудования для развития инновационной инфраструктуры и информационных сетей заказчика по новым технологиям, а также для поддержки специализированных сервисов, необходимых для субъектов малого инновационного предпринимательства.
Один из участников размещения заказа обратился в ФАС России с жалобой на действия заказчика, комиссии заказчика.
Поступившая жалоба была рассмотрена Комиссией ФАС России в соответствии с нормами Закона о размещении заказов и Регламентом по рассмотрению жалоб. Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Комиссия ФАС России провела внеплановую проверку всего размещаемого заказа. Были установлены следующие фактические обстоятельства дела.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 21.07.2005 о размещении заказов, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) и почтовый адрес каждого участника размещения заказа, конверт с заявкой на участие в конкурсе которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в конкурсе которого открывается, наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в такой заявке и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе, объявляются при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
В соответствии с распиской о получении конверта с заявкой ООО «С» на участие в конкурсе, которая содержится в материалах дела, данная заявка поступила 09.12.2013 в 11:29 и зарегистрирована под номером 2. При этом, согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками от 09.12.2013 N 037 (далее — Протокол), заявка ООО «С» поступила 09.12.2013 в 11:00 и зарегистрирована под номером 1.
Закон о размещении заказов не предусматривает указание в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе сведений о дате и времени регистрации заявок на участие в конкурсе.
Кроме того, как следует из материалов настоящего дела, при вскрытии конвертов с заявками конкурсной комиссией заказчика (далее — конкурсная комиссия) не озвучены критерии оценки заявок на участие в конкурсе: наличие сведений и документов, предусмотренных конкурсной документацией, и условия исполнения контракта, что нарушает часть 5 статьи 26 Закона о размещении заказов.
Следует отметить, что аналогичная норма содержится в части 6 статьи 52 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
За нарушение членом конкурсной или единой комиссии порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на право заключить контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика, порядка открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, либо нарушение членом конкурсной, аукционной или единой комиссии порядка отбора участников конкурса или участников аукциона на право заключить контракт, в том числе отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, либо нарушение членом аукционной или единой комиссии порядка проведения аукциона частью 2 статьи 7.30 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Административное расследование позволило определить субъект административного правонарушения.
По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностное лицо ФАС России не усмотрело признаков малозначительности совершенного правонарушения и приняло решение о привлечении секретаря комиссии заказчика к административной ответственности.
(Постановление ФАС России от 10.10.2014 N К-2559/13/АК202-14)
А.Ю.Лобов
Заместитель начальника Управления контроля
размещения государственного заказа ФАС России
Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2014 года) // СПС КонсультантПлюс. 2014.


   


Запись на обучение

Вступление в Торгово — промышленную палату Краснодарского края
14.07.2014 ООО «Бартон» подала заявку на членство в…

Начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп»
23.06.2014 начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп» -…

Начато тендерное сопровождение мебельной компании «Дельта»
30.04.2014 начато тендерное сопровождение мебельной…

Все новости



Отзыв Соколовской Оксаны Евгеньевны
Спасибо за очное обучение по учебным программам…

Отзыв Агаревской Елены Юрьевны
Спасибо, очень понравилось обучение в вашем учебном…

Отзыв Коптяевой Марины Александровны
Спасибо за дистанционное обучение по образовательной…

Все отзывы

Мы Вам перезвоним


  1. В какое время? (в рабочие дни с 9.00 до 18.30)










    Защита от спама, если вы человек - выберите эту опцию.