http://barton.ru/
Обучение навыкам организации и участия в закупках (тендерах). Очное, корпоративное в Краснодаре, Сочи, Краснодарском крае и Республике Крым, дистанционное по всей стране. Сопровождение в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Выдача электронной подписи. Аккредитация на электронных торговых площадках.
8 (861) 292 77 04

8 (978) 071 69 85

tender@barton.ru

Обучение Заказчиков

по 44-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

по 223-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Обучение Поставщиков

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Дистанционное обучение

по 44-ФЗ

по 223-ФЗ


Услуги

Нарушения в сфере проведения государственных и муниципальных закупок: об усилении ответственности должностных лиц



Евтушенко Владимир Иванович, доцент кафедры административного и международного права юридического института Национального исследовательского университета «Белгородский государственный университет».
Аксенова Елена Федоровна, аспирант кафедры административного и международного права юридического института Национального исследовательского университета «Белгородский государственный университет».
В работе рассмотрено положение в области проведения государственных закупок, сложившееся в России в связи с принятием ФЗ РФ «О контрактной системе…» и опубликованием законопроекта о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Показана нецелесообразность принятия новых поправок в связи с тем, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях будет требовать внесения существенных поправок в связи с принятием нового закона в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, коррупционная составляющая, ответственность, должностное лицо, контрактная служба, контрактный управляющий.
Выборочная проверка системы государственных закупок в Российской Федерации за 2012 г. показала, что 60% из них прошли с нарушениями, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на заявление Президента России Владимира Путина.
«По данным контрольного управления, в 2012 г. на официальных сайтах в сети Интернет было размещено более 3,4 миллиона государственных и муниципальных заказов на общую сумму около 8 триллионов рублей. После мониторинга более 10 тысяч закупок установлено, что более 60% из них были проведены с нарушениями», — заявил Путин в ходе заседания Госсовета по бюджетных расходам .
———————————
См.: Путин нашел в госзаказе нарушения на 130 млрд. рублей. URL: n/news/359617/ (дата обращения: 16.11.2013).
С целью исправления ситуации был принят Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе). Цель принятия данного нормативного акта и введения контрактной системы — внедрение единой прозрачной процедуры формирования, размещения госзаказа и исполнения государственных контрактов.
Закон о контрактной системе предусматривает в том числе различные формы ответственности за допущенные нарушения законодательства в сфере регулирования функционирования государственной контрактной системы. Так, ст. 12 Закона предусматривает персональную ответственность должностных лиц за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Статья 18 Закона закрепляет права определяемых в соответствии с Бюджетным кодексом РФ специальных органов контроля, в качестве которых выступают подразделения внутреннего государственного или муниципального финансового контроля, в случае признания планируемой закупки необоснованной выдавать специальные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере государственных закупок.
В соответствии со ст. 38 Закона о контрактной системе заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, именуемое в законе «контрактный управляющий» .
———————————
См.: Андреева Л.В. Реформа государственных и муниципальных закупок: основные нововведения // Право и экономика. 2013. № 8. С. 4 — 10.
В соответствии с ч. 5 ст. 38 Закона о контрактной системе контрактная служба или контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий, а ст. 107 предусматривает, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно, к административной ответственности должностные лица привлекаются в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 2.4 КоАП привлечению к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти. Такое лицо, соответственно, наделено в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. К данной категории также относятся лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях России.
Члены конкурсной, аукционной или котировочной комиссий, созданных государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением или другим уполномоченным органом, в случае совершения ими административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 7.29 — 7.32 КоАП, несут административную ответственность как должностные лица.
На сегодняшний день КоАП предусмотрены существенные штрафы за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков.
На сайте Государственной Думы Российской Федерации опубликован проект Федерального закона № 217014-6 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности должностных лиц». Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности должностных лиц» за нарушения порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков предусматривает ужесточение ответственности за опубликование и размещение информации о размещении заказов с нарушением требований законодательства, нарушение порядка представления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения такой документации, порядка приема заявок на участие в конкурсе, аукционе или запросе котировок, а также за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Проектом Закона также предусматривается возможность применения санкции в виде дисквалификации к лицам, допустившим указанные нарушения во второй раз.
По мнению инициаторов законопроекта, данные меры по ужесточению ответственности за нарушение порядка размещения заказов вызваны многочисленными грубыми нарушениями правил утверждения, опубликования, размещения информации о размещении заказов должностными лицами заказчиков, уполномоченного органа и специализированной организации. При этом нарушения зачастую носят умышленный характер, направлены на ограничение конкуренции на торгах и при проведении запросов котировок. Одним из наиболее распространенных способов намеренного ограничения конкуренции является включение букв латинского алфавита в слова на русском языке в наименованиях размещенных заказов, что приводит к исключению конкретной закупки из поиска на официальном сайте в сети Интернет.
Предлагаемые увеличение санкций и ужесточение ответственности за указанные деяния должны положительно сказаться на соблюдении требований законодательства, привести к уменьшению коррупции в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, увеличению конкуренции на торгах и при проведении запросов котировок .
———————————
Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности должностных лиц за нарушения порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» // СПС «КонсультантПлюс».
18 марта 2013 г. было принято решение назначить ответственный комитет, представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту, подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой, включить законопроект в примерную программу работы .
———————————
Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: systems/law/?number=217014-6+&sort=date (дата обращения: 22.10.2013).
В то же время остается непонятным выборочное увеличение санкций за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков. Санкции за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32 КоАП, остаются неизменными, а изменения предлагается внести только в некоторые пункты (1.4, 4.2) ст. 7.30.
Кроме того, в связи с вступлением с 1 января 2014 г. в силу Закона о контрактной системе нецелесообразно принятие проекта Федерального закона № 217014-6 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части усиления ответственности должностных лиц», т.к. КоАП будет требовать внесения существенных поправок в связи с принятием нового закона в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд .
———————————
От редакции. Согласно выписке из протокола заседания Совета ГД ФС РФ от 12.12.2013 № 133 «О проекте Федерального закона № 217014-6 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности должностных лиц за нарушения порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков» принято решение о снятии с рассмотрения Государственной Думой указанного проекта Федерального закона в связи с отзывом авторами.
Литература
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Проект ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности должностных лиц». URL: systems/law/?number=217014-6+&sort=date.
3. Путин нашел в госзаказе нарушения на 130 млрд. рублей. URL: n/news/359617/.
4. Андреева Л.В. Реформа государственных и муниципальных закупок: основные нововведения // Право и экономика. 2013. № 8. С. 4 — 10.
5. Долинко В.И. Обеспечение экономической безопасности России органами внутренних дел в сфере государственных закупок // Российский следователь. 2011. № 7. С. 29 — 30.
6. Шальман О.В. Антимонопольный контроль при проведении закупок продукции для государственных и муниципальных нужд: тенденции и перспективы развития законодательства // Юрист. 2007. № 3. С. 34 — 37.
7. Чваненко Д.А. К вопросу о порядке судопроизводства по делам, связанным с государственными закупками // Юрист. 2011. № 24. С. 38 — 45.
Евтушенко В.И., Аксенова Е.Ф. Нарушения в сфере проведения государственных и муниципальных закупок: об усилении ответственности должностных лиц // Конкурентное право. 2014. № 2. С. 38 — 40.


   


Запись на обучение

Вступление в Торгово — промышленную палату Краснодарского края
14.07.2014 ООО «Бартон» подала заявку на членство в…

Начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп»
23.06.2014 начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп» -…

Начато тендерное сопровождение мебельной компании «Дельта»
30.04.2014 начато тендерное сопровождение мебельной…

Все новости



Отзыв Соколовской Оксаны Евгеньевны
Спасибо за очное обучение по учебным программам…

Отзыв Агаревской Елены Юрьевны
Спасибо, очень понравилось обучение в вашем учебном…

Отзыв Коптяевой Марины Александровны
Спасибо за дистанционное обучение по образовательной…

Все отзывы

Мы Вам перезвоним


  1. В какое время? (в рабочие дни с 9.00 до 18.30)










    Защита от спама, если вы человек - выберите эту опцию.