Яндекс.Метрика
http://barton.ru/
Обучение навыкам организации и участия в закупках (тендерах). Очное, корпоративное в Краснодаре, Сочи, Краснодарском крае и Республике Крым, дистанционное по всей стране. Сопровождение в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Выдача электронной подписи. Аккредитация на электронных торговых площадках.
8 (861) 292 77 04

8 (978) 071 69 85

tender@barton.ru

Обучение Заказчиков

по 44-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

по 223-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Обучение Поставщиков

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Дистанционное обучение

по 44-ФЗ

по 223-ФЗ


Услуги

Может ли организация привлечь вышестоящий государственный орган?



Вопрос: На основании судебного решения с государственного органа в пользу организации была взыскана задолженность по договору поставки. Однако она не была исполнена государственном органом. В связи с этим организация обратилась в суд о взыскании данной задолженности в порядке субсидиарной ответственности с вышестоящего государственного органа за счет казны РФ, территориальным органом которого является должник. Вышестоящий орган, являющийся главным распорядителем и получателем бюджетных средств, пояснил, что нормы ГК РФ не определяют организационно-правовую форму государственных органов, в связи с чем он не может быть привлечен к субсидиарной ответственности.
Может ли в рассматриваемой ситуации организация привлечь вышестоящий государственный орган, территориальным органом которого является должник, к субсидиарной ответственности, если нормы ГК РФ не определяют организационно-правовую форму государственных органов?
Ответ: Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК РФ).
На основании п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственным или муниципальным учреждением).
В силу абз. 4 п. 2 ст. 120 ГК РФ частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) установлено, что казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 161 БК РФ).
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств конкретного бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ).
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение (п. 7 ст. 161 БК РФ).
Согласно п. 11 ст. 161 БК РФ положения данной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
В соответствии со ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Таким образом, в целях определения правового статуса государственного органа применяются нормы БК РФ. То есть к нему применяются положения о казенных учреждениях. Если вышестоящий государственный орган является главным распорядителем бюджетных средств, то он обязан в рамках субсидиарной ответственности возместить организации задолженность, неисполненную его территориальным органом.
В обоснование данной позиции приведем примеры из судебной практики.
Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 N 09АП-43940/2013-ГК (далее — Постановление N 09АП-43940/2013-ГК) отмечается, что подлежит взысканию в порядке субсидиарной ответственности задолженность с главного распорядителя бюджетных средств, если такая задолженность не была погашена его территориальным органом.
Постановление N 09АП-43940/2013-ГК было оставлено без изменения решением вышестоящего суда (см. Постановление ФАС Московского округа от 18.03.2014 N Ф05-2127/2014). Арбитражный суд также разъяснил, что несмотря на то, что ГК РФ не содержит прямого указания на организационно-правовую форму органов власти как юридических лиц, согласно ст. 6 и п. 11 ст. 161 БК РФ на данные органы распространяются нормы, определяющие правовое положение казенных учреждений.
Значит, если территориальный орган не исполнил свое обязательство перед организацией, то она имеет право привлечь к субсидиарной ответственности вышестоящий государственный орган, который, являясь главным распорядителем бюджетных средств, обязан возместить организации задолженность своего территориального органа.
Материал подготовлен
специалистами
Центра методологии
бухгалтерского учета и налогообложения
Подписано в печать
10.09.2014
Вопрос-ответ // Налоговое планирование. 2014. N 3. С. 49 — 51.


   


Запись на обучение

Вступление в Торгово — промышленную палату Краснодарского края
14.07.2014 ООО «Бартон» подала заявку на членство в…

Начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп»
23.06.2014 начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп» -…

Начато тендерное сопровождение мебельной компании «Дельта»
30.04.2014 начато тендерное сопровождение мебельной…

Все новости



Отзыв Соколовской Оксаны Евгеньевны
Спасибо за очное обучение по учебным программам…

Отзыв Агаревской Елены Юрьевны
Спасибо, очень понравилось обучение в вашем учебном…

Отзыв Коптяевой Марины Александровны
Спасибо за дистанционное обучение по образовательной…

Все отзывы

Мы Вам перезвоним


  1. В какое время? (в рабочие дни с 9.00 до 18.30)










    Защита от спама, если вы человек - выберите эту опцию.