http://barton.ru/
Обучение навыкам организации и участия в закупках (тендерах). Очное, корпоративное в Краснодаре, Сочи, Краснодарском крае и Республике Крым, дистанционное по всей стране. Сопровождение в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Выдача электронной подписи. Аккредитация на электронных торговых площадках.
8 (861) 292 77 04

8 (978) 071 69 85

tender@barton.ru

Обучение Заказчиков

по 44-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

по 223-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Обучение Поставщиков

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Дистанционное обучение

по 44-ФЗ

по 223-ФЗ


Услуги

К вопросу о привлечении иностранных граждан контрагентами государственных заказчиков к выполнению работ (оказанию услуг) на территориях военных организаций



Свининых Е.А., кандидат юридических наук, доцент.
В статье обосновывается необходимость усиления контроля за соблюдением правового режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации при исполнении государственных контрактов о выполнении работ (оказании услуг) на территориях военных организаций.
Ключевые слова: военные организации, услуги, иностранные граждане, миграционный контроль.
Одной из тенденций последнего десятилетия является увеличение миграции в Российскую Федерацию иностранной рабочей силы. При этом широко востребованы в России иностранные работники, занятые низкоквалифицированным трудом. Стоимость их труда значительно ниже по сравнению со стоимостью труда российских граждан. По всей видимости, именно это обстоятельство побудило в конце 2011 г. тогда еще генерального директора ОАО «Оборонсервис» С.Н. Хурсевича публично заявить о целесообразности привлечения иностранных граждан к работам по обслуживанию воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации . Скорейшей реализации этих планов, вероятно, помешали коррупционные скандалы, связанные с деятельностью ОАО «Оборонсервис» и его дочерних структур .
———————————
Сокирко В. Уйди, солдат, с плаца, таджик подметет // Комсомольская правда. 2011. 13 сент.
Подробнее см.: Корякин В.М. Противодействие коррупции в сфере закупок для нужд обороны и военной безопасности: Моногр. М., 2014. С. 195 — 204.
Вышеназванные обстоятельства влекут необходимость усиления контроля за соблюдением правового режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации при исполнении государственных контрактов о выполнении работ (оказании услуг) на территориях военных организаций . Как свидетельствует практика, нарушение указанного правового режима допускается даже подрядными организациями, специализирующимися на выполнении работ в области обороны и безопасности государства. Так, в апреле 2013 г. в ходе проверки сотрудниками ФМС России на территории входящего в состав Вооруженных Сил Российской Федерации Военно-технического университета Минобороны России был обнаружен городок, населенный гражданами Таджикистана и Узбекистана. Как выяснилось, около 30 граждан указанных государств привлекались ФГУП «Главное управление специального строительства № 1 при Спецстрое России» (далее — ФГУП «ГУССТ № 1 при Спецстрое России») к выполнению работ при строительстве жилого дома для военнослужащих и членов их семей и детского сада . При этом ФГУП «ГУССТ № 1 при Спецстрое России» были допущены нарушения миграционного законодательства .
———————————
Автор статьи придерживается подхода В.В. Бараненкова, согласно которому военная организация представляет собой непосредственно выполняющую задачи военной безопасности, комплектуемую военнослужащими полностью или частично штатную организацию ведомства, в котором предусмотрена военная служба (Бараненков В.В. Юридическая личность военных организаций. М., 2008. С. 101).
Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. № 1526сс «О реформировании Федерального агентства специального строительства» (выписка) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 48. Ст. 6877.
Криворучек А. ФМС нашла нелегальных мигрантов на режимном объекте Спецстроя // Известия. 2014. 1 апр. См. также: Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2014 г. N 09АП-42687/2013 по делу № А40-113913/13; от 17 февраля 2014 г. N 09АП-43186/2013 по делу № А40-113822/13; от 20 февраля 2014 г. N 09АП-45605/2013 по делу № А40-113988/13; от 12 марта 2014 г. N 09АП-2433/2014 по делу № А40-113814/2013.
Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда: от 14 января 2014 г. N 09АП-42469/2013-АК по делу № А40-113817/13; от 13 февраля 2014 г. N 09АП-42687/2013 по делу № А40-113913/13; от 17 февраля 2014 г. N 09АП-43186/2013 по делу № А40-113822/13; от 20 февраля 2014 г. N 09АП-45605/2013 по делу № А40-113988/13; от 12 марта 2014 г. N 09АП-2433/2014 по делу № А40-113814/2013; Постановление ФАС Московского округа от 4 апреля 2014 г. № Ф05-1175/2014 по делу № А40-113817/13-119-1073 // СПС «КонсультантПлюс» (документы опубликованы не были).
Очевидно, привлечение иностранных граждан к выполнению работ и оказанию услуг на территориях военных организаций в нарушение установленных требований может оказать негативное воздействие на обеспечение режима государственной тайны, а также существенно снизить безопасность воинских подразделений. При этом нередко индивидуальные предприниматели и руководители коммерческих организаций, выступающие в качестве подрядчиков и исполнителей услуг по государственным контрактам, не знают специальных требований к пребыванию иностранных граждан на территориях военных организаций. В этой связи важным средством информирования контрагентов государственных заказчиков о существующем правовом режиме пребывания иностранных граждан в Российской Федерации является государственный контракт. Полагаем, что в вышерассмотренном случае нарушения миграционного законодательства со стороны ФГУП «ГУССТ № 1 при Спецстрое России» его можно было предупредить, включив законодательные требования к иностранным гражданам в текст государственного контракта и обеспечив надлежащий пропускной режим. Однако ни того, ни другого сделано не было .
———————————
Государственный контракт № ГК-25-77/МО-ЖД от 28 ноября 2011 г. (реестровый номер контракта 0373100084113000004). URL: gov/pgz/public/action/contracts/info/document_list_info/show?source=epz&contractInfoId=12371137 (дата обращения: 11.05.2014).
Реализация предложения по включению в текст государственных контрактов требований к иностранным гражданам, привлекаемым подрядчиками (исполнителями услуг) к выполнению работ (оказанию услуг) на территориях военных организаций, затруднена невысоким качеством договорной работы . В условиях децентрализации закупочной деятельности, имеющей место в большинстве федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, ответственные за ведение договорной работы должностные лица далеко не всегда подготовлены должным образом. Вследствие этого при подготовке ими документации о закупке и формулировании условий государственного контракта допускаются ошибки, влекущие за собой нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
———————————
С.С. Харитонов определяет договорную работу в воинской части как составную часть объективно необходимой деятельности структурных подразделений и должностных лиц воинской части по использованию в процессе заключения и исполнения договоров комплекса юридических мер в целях удовлетворения не обеспеченных централизованным снабжением из довольствующих органов потребностей воинской части в материальных и денежных средствах, защиты законных имущественных прав и интересов воинской части без привлечения судебных органов (Харитонов С.С. Организационно-правовые основы договорной работы в воинской части: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. С. 8).
В связи с изложенным целесообразно сформулировать предложения по совершенствованию практики включения в документацию о закупке и проект государственного контракта требований к гражданам, привлекаемым подрядчиком (исполнителем услуг) к выполнению работ (оказанию услуг) на территории военной организации.
Первоначально необходимо отметить, что в п. 1 ст. 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон о правовом положении иностранных граждан) установлено следующее ограничение: иностранные граждане не вправе въезжать на определенные территории без специального разрешения. В соответствии с п. 1 ст. 11 указанного Закона Правительство Российской Федерации утвердило Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение . В этот Перечень включены, помимо прочего:
———————————
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. № 754 «Об утверждении Перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 41. Ст. 3995.
— объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований ;
———————————
В силу п. п. 5 — 6 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (далее — Закон об обороне) к другим войскам относятся внутренние войска МВД России, а к другим воинским формированиям — инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.
— территории закрытых военных городков;
— объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Таким образом, ограничение въезда иностранных граждан на территории военных организаций и, следовательно, их нахождения там действует вне зависимости от включения соответствующего положения в государственный контракт о выполнении работ (оказании услуг) на территории военной организации. Это ограничение установлено нормой публичного права, закрепленной в п. 1 ст. 11 Закона о правовом положении иностранных граждан. Данная норма, минуя государственный контракт, оказывает непосредственное воздействие на поведение участников государственного контракта. Как правильно отмечает М.Ф. Казанцев, «правовые нормы, моделирующие договорное правоотношение сторон, обладают достаточной юридической силой, чтобы определить параметры договорного правоотношения, не трансформируясь в договорные условия» .
———————————
Казанцев М.Ф. Проблема трансформации закона в условия договора // Развитие основных идей Гражданского кодекса России в современном законодательстве и судебной практике: Сб. ст., посвящ. 70-летию С.А. Хохлова / Под ред. С.С. Алексеева. М., 2011.
Однако, как уже отмечалось выше, считаем целесообразным включение в государственные контракты положений о привлечении подрядчиками (исполнителями услуг) к выполнению работ (оказанию услуг) на территориях военных организаций исключительно граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан, имеющих необходимые разрешения. Государственный контракт, как и любой гражданско-правовой договор, обладает присущей ему системой функций, посредством которой достигается соответствующий эффект контракта. Еще в советский период О.А. Красавчиковым в качестве одного из элементов этой системы выделялась информационная функция. Ее суть сводится к точной фиксации в результате заключения и надлежащего оформления договора воли сторон, достигнувших соглашения по поводу условий, на которых он заключен . Между тем в условиях рыночного хозяйствования, как полагает Е.В. Коломенская, следует говорить не об информационной функции договора, а о функции установления сторонами договора юридических требований. Стороны договора не столько информируют друг друга о взаимных правах и обязанностях и фиксируют в договоре свое волеизъявление, сколько устанавливают обязательные друг для друга требования .
———————————
Красавчиков О.А. Гражданско-правовой договор: понятие, содержание и функции // Гражданско-правовой договор и его функции: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. О.А. Красавчиков. Свердловск, 1980. С. 16 — 19.
Коломенская Е.В. Функции договора в торговом обороте: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 17.
Представляется, что выдвижение в современной юридической доктрине на первый план функции установления сторонами договора юридических требований и расширение возможностей участников гражданского оборота по самостоятельному формулированию договорных условий не должно приводить к «отбрасыванию» информационной составляющей содержания договора. Полагаем, что именно в информационных целях государственному заказчику следует воспроизводить отдельные законоположения в тексте контракта. Хотя, отметим еще раз, нормы права оказывают воздействие на поведение участников вне зависимости от их повторения в тексте контракта. Воспроизведение норм права в содержании государственного контракта как документа способствовало бы, например, повышению осведомленности контрагента государственного заказчика о нормативно закрепленных требованиях к порядку выполнения работ (оказания услуг) на территории воинской части. Далеко не все участники закупок имеют четкое представление об особенностях исполнения договорных обязательств на территориях военных организаций. Кроме того, контрагенты государственных заказчиков, привлекающие иностранных граждан к выполнению работ (оказанию услуг) на территории военной организации, могут и не знать, что она осуществляет работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В данном случае речь идет о выполнении работ (оказании услуг) на территориях военных организаций, не относящихся к войскам и воинским формированиям (п. 6 ст. 1 Закона об обороне).
Ограничение на привлечение иностранных граждан к выполнению работ (оказанию услуг) на территориях военных организаций, следующее из положений п. 1 ст. 11 Закона о правовом положении иностранных граждан и утвержденного Правительством Российской Федерации Перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, может быть воспроизведено именно в тексте государственного контракта. Считаем недопустимой практику включения соответствующего ограничения в так называемую техническую часть документации о закупке, в которой дается описание объекта закупки. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в описании объекта закупки указываются по общему правилу исключительно функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Положения п. 1 ст. 11 Закона о правовом положении иностранных граждан, ограничивающие привлечение иностранных граждан к выполнению работ (оказанию услуг) на территориях воинских частей, нередко включаются в текст государственного контракта в отредактированном виде. Причем большинство используемых формулировок трудно признать удачными. Например, один из государственных заказчиков при закупке работ по капитальному ремонту фасада здания с заменой оконных блоков установил требование, что «выполнение работ должно осуществляться гражданами Российской Федерации или лицами, имеющими право на трудовую деятельность на территории Российской Федерации». Однако подобное требование способно ввести участников закупки в заблуждение. Наличие у иностранных граждан — работников подрядной организации права на трудовую деятельность на территории Российской Федерации не означает одновременного наличия у них права на въезд и пребывание на территории военной организации. Такое право возникает только после получения специального разрешения.
В других случаях государственные заказчики оговаривают в тексте проекта государственного контракта обязанность подрядчика «до начала выполнения работ представить на согласование заказчику список рабочих, инженерно-технических работников, не являющихся гражданами Российской Федерации и привлекаемых к выполнению работ на территории заказчика». Отметим, что данные требования не следуют из положений п. 1 ст. 11 Закона о правовом положении иностранных граждан. В указанном Законе установлено ограничение, а не абсолютный запрет на въезд иностранных граждан на определенные территории. Описанные действия государственного заказчика следует квалифицировать как установление к участнику закупки требований, не предусмотренных Законом о контрактной системе. Это является нарушением требований ч. 6 ст. 31 и ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На наш взгляд, оптимальной формулировкой, предлагаемой нами к включению в текст государственного контракта о выполнении работ (оказании услуг) на территории военной организации, является следующая: «Выполнение работ (оказание услуг) должно осуществляться гражданами Российской Федерации и/или иностранными гражданами, имеющими право на трудовую деятельность на территории Российской Федерации и получившими специальное разрешение для въезда на объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (территории закрытых военных городков; объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну), предусмотренное п. 1 ст. 11 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Постановлением от 11 октября 2002 г. № 754 Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение».
Свининых Е.А. К вопросу о привлечении иностранных граждан контрагентами государственных заказчиков к выполнению работ (оказанию услуг) на территориях военных организаций // Право в Вооруженных Силах. 2014. № 7. С. 89 — 93.


   


Запись на обучение

Вступление в Торгово — промышленную палату Краснодарского края
14.07.2014 ООО «Бартон» подала заявку на членство в…

Начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп»
23.06.2014 начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп» -…

Начато тендерное сопровождение мебельной компании «Дельта»
30.04.2014 начато тендерное сопровождение мебельной…

Все новости



Отзыв Соколовской Оксаны Евгеньевны
Спасибо за очное обучение по учебным программам…

Отзыв Агаревской Елены Юрьевны
Спасибо, очень понравилось обучение в вашем учебном…

Отзыв Коптяевой Марины Александровны
Спасибо за дистанционное обучение по образовательной…

Все отзывы

Мы Вам перезвоним


  1. В какое время? (в рабочие дни с 9.00 до 18.30)










    Защита от спама, если вы человек - выберите эту опцию.