Яндекс.Метрика
http://barton.ru/
Обучение навыкам организации и участия в закупках (тендерах). Очное, корпоративное в Краснодаре, Сочи, Краснодарском крае и Республике Крым, дистанционное по всей стране. Сопровождение в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Выдача электронной подписи. Аккредитация на электронных торговых площадках.
8 (861) 292 77 04

8 (978) 071 69 85

tender@barton.ru

Обучение Заказчиков

по 44-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

по 223-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Обучение Поставщиков

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Дистанционное обучение

по 44-ФЗ

по 223-ФЗ


Услуги

Информационное обеспечение закупки



Статья 4. Информационное обеспечение закупки
Вопрос-ответ к статье 4
Муниципальные автономные учреждения с 1 января 2014 г. применяют положения Закона о закупках и, соответственно, работают согласно положению о закупках и плану закупок. Как заключать договоры на оказание услуг, которые необходимо подписать в декабре 2013 г., так как услуги оказываются с 1 января 2014 г. (услуги охраны, обслуживание полей, уборка помещений)? Вы ранее отвечали, что такие договоры следует заключить в обычном порядке, потому что закон обратной силы не имеет и на ранее заключенные договоры распространять свое действие не может.
А как отражать в плане закупок на 2014 год договоры, заключенные в декабре 2013 г.? Нужно ли их вообще отражать? Если да, то какой способ закупки указать? Возможно, у единственного поставщика?
Отражать договоры, заключенные в 2013 г., в плане 2014 г. не нужно. В него войдут закупки, которые будут осуществляться именно в 2014 г.
Специалисты нашего предприятия по-разному трактуют п. 3 Требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932, в связи с чем прошу ответить на следующий вопрос. В 2013 г. нами заключен долгосрочный договор, срок окончания исполнения которого — декабрь 2014 г. Сведения по данной закупке включены в план закупок 2013 г., необходимо ли в плане закупок 2014 г. дублировать сведения по данной закупке?
Действительно, не только у специалистов Вашего предприятия мнения разнятся, трудности с трактовкой приведенной нормы сейчас не редкость.
На мой взгляд, сведения о договоре, «переходящем» с одного года на другой, нужно отразить и в плане того года, когда договор был заключен, и в плане того года, в котором этот договор продолжает исполняться сторонами. Обратим внимание на формулировку п. 3: «В случае если период исполнения договора превышает срок, на который утверждаются планы закупок (долгосрочные договоры), в планы закупок также включаются сведения на весь период осуществления закупки до момента исполнения договора». Здесь упомянуты «планы закупок» во множественном числе, следовательно, это все планы, которые составляются в период исполнения договора (в Вашей ситуации — планы 2013 и 2014 гг.).
План закупок должен иметь помесячную или поквартальную разбивку. Нашим положением о закупке установлено, что план закупки имеет поквартальную разбивку. Означает ли это, что в квартал мы имеем право закупить определенный товар только один раз, или возможно квартальную потребность разделить на несколько закупок в квартал?
Если в плане закупок указано, что закупаются ГСМ на сумму 1 млн. руб. у единственного поставщика, вправе ли мы заключить несколько договоров с разными поставщиками на общую сумму 1 млн. руб.?
Помесячная или поквартальная разбивка плана закупок не означает того, что Вы обозначили в своем вопросе, разбивка не касается периодичности заключения сделок, поэтому Ваши потребности вполне могут быть распределены по нескольким закупочным процедурам.
Нужно ли вносить изменения в план закупок, если изменился предмет закупки? Например, вместо заявленных трех предметов закупаем только два, но цена остается неизменной. Закупка осуществляется путем аукциона, т.е. изменения, если и будут, должны вноситься до опубликования процедуры.
Ответ на этот вопрос ищите только в своем положении о закупке, потому что в п. 8 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932, отмечены две причины для возможной корректировки плана закупок, а также содержится отсылочная норма к положению о закупке. Так что нормативными правовыми актами вопросы внесения изменений в план закупок не регламентированы.
Какие изменения плана (примеры) закупок и какие основания (примеры), могут быть предусмотрены положением о закупке; существует ли на законодательном уровне общий перечень изменений, которые можно внести в план закупок?
Нет, общего перечня нет (что вполне понятно, ведь нельзя охватить все возможные случаи, когда такие изменения могут потребоваться конкретному заказчику по объективным причинам), есть только примерный. См. об этом п. 8 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932. Для поиска примеров можете изучить положения о закупке, которые применяют различные заказчики, с тем, чтобы выбрать примеры изменений, наиболее подходящие для Вашей деятельности.
Процедура закупки была признана несостоявшейся, так как не было подано ни одной котировочной заявки. Согласно нашему положению о закупке мы можем заключить договор с единственным поставщиком на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса ценовых котировок. Вносятся ли в таком случае изменения в план закупки? Ведь способ закупки меняется и получается, что приходится повторно размещать извещение о закупке, но только как у единственного поставщика.
Согласно подп. «а» п. 8 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932, корректировка плана закупки может осуществляться, в том числе в случае изменения способа закупки. Ключевое слово «может» позволяет сделать вывод, что в обязательном порядке вносить изменения в план закупки в описанной Вами ситуации не нужно.
Согласно п. 3 Требований к форме плана закупки товаров (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932, в случае если период исполнения договора превышает срок, на который утверждаются планы закупок (долгосрочные договоры), в планы закупок также включаются сведения на весь период осуществления закупки до момента исполнения договора. Следовательно, если закупка проводилась в 2013 г. и была включена в план закупок 2013 г., но исполнение договора перешло на 2014 г., то эту закупку мы включаем в план закупок 2014 г.
Как быть с закупками, которые проводились в предшествующие годы, т.е. до того, как наша организация стала применять положения Закона о закупках, если работы по этим договорам все еще продолжаются? Стоит ли их включать в план закупок 2014 г.?
Думаю, что не стоит, потому что ни заключение, ни исполнение данных договоров не регулируется нормами Закона о закупках. Закон обратной силы не имеет и не применяется к вопросам исполнения ранее заключенных договоров.
Наше предприятие с 1 марта 2014 г. будет проводить закупки по Закону о закупках. Положение о закупке мы разработали и разместим его в течение 15 дней на официальном сайте. Нужно ли нам размещать план закупки товаров, работ, услуг на 2014 год, если у нас уже заключены договоры до конца года?
Если да, то какой способ закупки нужно будет предусмотреть в плане закупок (возможно, закупка у единственного поставщика)? Если мы не разместим на сайте данный план, будет ли это нарушением Закона о закупках? Как правильно формировать план закупки?
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона о закупках заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг не менее чем на один год. Поэтому если Вы разместите план закупки на 10 месяцев (с марта по декабрь 2014 г.), Вы тем самым нарушите приведенную норму Закона о закупках. Следовательно, на часть 2014 г. план составлять и размещать не следует.
При формировании плана на 2015 год Вам следует руководствоваться требованиями Постановления Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932.
Договоры, заключенные до 1 марта 2014 г., т.е. до того момента, когда на Вашу организацию распространилось действие Закона о закупках, к «закупке у единственного поставщика» не относятся. Они в принципе не подпадают под действие данного Закона. Ведь закон обратной силы не имеет, он распространяет свое действие только на вновь возникшие правоотношения. Вопросы соотношения договора и закона регламентированы в п. 2 ст. 422 ГК РФ. Так, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Работа по ранее заключенному договору — это не «закупка у единственного поставщика», это в принципе не «закупка» в том смысле, что Закон о закупках к ней не применяется.
Заказчик размещает на официальном сайте план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств на период от 5 до 7 лет. В настоящий момент у нас нет потребности в данной продукции, а потому такой план на 2014 г. не составлен и не размещен.
Нужно ли было публиковать на официальном сайте пустой план до 31 декабря 2013 г.? Если возникнет необходимость в такой продукции в течение 2014 г. или в 2015 г., будет ли это нарушением Закона о закупках?
В настоящее время заказчик обязан размещать план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции на трехлетний период с 1 января 2013 г. (ч. 9 ст. 8 Закона о закупках). Закон не делает исключений для ситуации, когда такая продукция заказчику не требуется. Поэтому действительно многие заказчики практикуют размещение «пустых» планов на начало года. Подчеркну, что это не связано с обязанностью разместить бессодержательный документ, а обусловлено тем, что не предусмотрено исключений из обязанности по размещению плана. Есть и еще одна веская причина для размещения «пустого» плана — это возможность его последующей корректировки. Если плана не было вообще, то при возникновении в 2014 или 2015 г. потребности в подобной продукции нечего будет корректировать. Если же заказчиком был размещен «пустой» план, то можно внести в него изменения в порядке, предусмотренном п. 8 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932. Так что, как видите, есть смысл разместить «пустой» план.
Сроки подготовки плана закупки определяются заказчиком самостоятельно, а размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года (п. 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908). Поэтому, на мой взгляд, целесообразно в самое ближайшее время разместить «пустой» план, а дальше наполнять его, ориентируясь на свои потребности и на соответствующие приказы министерств.
Муниципальное автономное учреждение образования утвердило положение о закупке, состав комиссии по закупкам. Но план закупок вызывает сложности, так как договоры на 2014 г. уже заключены, исходя из ожидаемых доходов от оказания платных услуг.
Можно ли пока разместить «пустой» план закупок, а при возникновении «сверхожидаемых» доходов от внебюджетной деятельности разместить новую редакцию плана закупок?
Да, конечно. Тем самым Вы ничего не нарушаете, это довольно распространенная практика.
Мы являемся бюджетным учреждением, в 2014 г. переводим часть своих закупок на правила Закона о закупках. Если все наши закупки будут проводиться до 100 тыс. руб., получается, что план закупок у нас будет «пустой»? Или нужно вносить в план закупок и мелкие закупки?
Если в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе Ваше учреждение принимает решение перейти на частичное применение Закона о закупках, то Вы, конечно, столкнетесь с проблемой составления плана закупок. Ведь Вы объективно не располагаете информацией о том, по каким контрактам станете исполнителями, какие гранты получите и сколько денег заработаете от иной доходной деятельности.
Действительно, согласно п. 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932, в план закупки могут не включаться сведения о закупках товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. Поэтому целесообразно разместить «пустой» план. Как бы абсурдно ни выглядела ситуация с размещением на официальном сайте бессодержательного документа, сделать это целесообразно по следующим соображениям. Указанный нормативный акт допускает корректировку плана закупок, если плана нет — нечего корректировать; если есть «пустой» план — корректировка всегда возможна.
Как правильно размещать информацию на официальном сайте: в виде «вордовских» файлов или должны быть сканы? Есть ли требования законодательства на этот счет?
Положение о закупке размещается в электронном виде, формат не определен, следовательно, допустим и «вордовский» файл. План закупки может быть сформирован и размещен с помощью функционала официального сайта, или в электронной форме, или в виде графического образа его оригинала (по желанию заказчика).
Извещение и документация о закупке размещаются в электронном виде. Протоколы, составленные в ходе закупки, размещаются и в электронном, и в графическом виде. Информация об изменении договора, заключенного в ходе закупки, размещается в электронном виде, графическое изображение дополнительного соглашения размещается на официальном сайте дополнительно по желанию заказчика.
Документация о закупке должна размещаться на официальном сайте в электронном виде? Можно ли разместить «скан» технического задания, или размещение должно осуществляться только в формате, позволяющем копировать текст?
Ответ на Ваш вопрос содержится в разд. IV Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908. На официальном сайте следует разместить электронный вид документации, а не графический.
Правильно ли я понимаю, для проведения закупки у единственного источника заказчик размещает на официальном сайте извещение о закупке, документацию о закупке, проект договора? Какие документы размещаются на официальном сайте после выбора поставщика и подписания протокола?
Да, Вы понимаете правильно. После процедуры должен быть размещен сам протокол, потому что все протоколы размещаются на сайте. Кроме того, согласно п. 39 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908, по окончании проведения процедуры закупки представитель заказчика в закрытой части официального сайта с помощью функционала официального сайта при необходимости может сформировать документ, содержащий следующие сведения о договоре:
1) сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг;
2) сведения о сроках исполнения договора;
3) сведения об участнике закупки, с которым заключается договор.
В дальнейшем Вы обязаны соблюдать требования об отчетности по заключенным и измененным договорам.
Наша организация разместила на официальном сайте извещение о закупке, оператор сайта присвоил закупке номер, который мы сообщили нескольким потенциальным поставщикам. Нарушила ли наша организация закон?
Конечно, нет, пожалуй, даже наоборот. Закон о закупках основан на принципе информационной открытости закупки, так что своими действиями по дополнительному информированию потенциальных контрагентов Вы создаете пресловутую «конкурентную среду». Чем большее количество возможных поставщиков будет рассматривать Вас как потенциального заказчика, тем с большей долей вероятности Вы получите максимально выгодные условия закупки.
Если в договоре содержится условие о конфиденциальности его условий, можно ли не размещать сведения о закупке на официальном сайте?
По общему правилу избежать размещения информации о конфиденциальных закупках нельзя. Но есть два исключения. Первое: если сведения о закупке составляют государственную тайну (не путать с коммерческой тайной). Второе: в отношении данной конкретной закупки Правительством Российской Федерации принято решение о неразмещении сведений о ней на официальном сайте. Такое решение принимается в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2012 г. № 591.
Закон о закупках не содержит запрета на указание в документации о закупке ссылок на конкретные наименования моделей товара и их производителей, а также не требует указания слов «или эквивалент». Правомерно ли внесено указанное ограничение в положение о закупке и можем ли мы на основании положений Закона о закупках не исполнять данное требование? Как Вы считаете?
Действительно, перечисленных требований и запретов в отношении описания объекта закупки Закон о закупках не содержит. Однако многие заказчики включили подобные ограничения в собственные положения о закупке, но это не нарушение Закона, это желание самих заказчиков, признать такое желание неправомерным нельзя. Хотя, признаюсь, мне тоже кажется странным стремление ограничить себя больше, чем ограничивает закон.
Не исполнять свое положение о закупке — значит не исполнять требования Закона о закупках. Поэтому Вы можете поставить вопрос о необходимости внесения изменений в положение о закупке, ссылаясь на необоснованные ограничения при описании объекта, но отказаться от соблюдения надлежащим образом утвержденного положения о закупке оснований нет.
Наша организация работает по Закону о закупках. Проводили закупку на поставку определенной продукции, в техническом задании указывали конкретное название данного продукта. По итогам заявки на участие подали две компании: у одной компании полное соответствие требованиям, указанным в техническом задании, другая предлагает товар с иным названием, но он имеет те же качества, что и запрашиваемый нами продукт.
Имеем ли мы право отказать в рассмотрении заявки второй компании, так как товар не соответствует нашим требованиям (имеет другое название)?
Да, безусловно, Вы вправе отклонить вторую заявку, так как она не соответствует требованиям документации. Вы не обязаны покупать то, что Вам не надо и о чем Вы не просили.
В извещении о закупке указана марка автомобиля (например, «Мерседес») с указанием слов «или эквивалент». Выигрывает заявка, в которой предложен именно эквивалент, удовлетворяющий всем техническим характеристикам (например, «Ауди»). В связи с этим есть следующие вопросы.
1. В проекте договора указано «Мерседес» или эквивалент», а что указывать в самом договоре: конкретно «Ауди» или опять-таки «Мерседес» или эквивалент»?
2. Не придерется ли проверка, если указать конкретно «Ауди»? Если указать в извещении конкретную марку автомобиля без слов «или эквивалент», не будет ли это нарушением Закона о защите конкуренции?
«Мерседес» или эквивалент» — это предмет документации о торгах (приглашения к оферте). «Ауди» — это предмет оферты, которая акцептована именно как наилучшая (победитель торгов). Следовательно, предмет договора — то, что предложено победителем, т.е. «Ауди». Иначе зачем проводить торги, если в договоре по-прежнему будет значиться «Мерседес» или эквивалент»?
Вообще же есть три варианта формулировки, которую заказчик использует в процедуре закупки автомобиля. Во-первых, предположим, Вы хотите приобрести автомобиль любой марки, но с определенными техническими характеристиками. В этом случае Вы описываете данные характеристики, марку автомобиля не указываете. Во-вторых, Вы хотите приобрести автомобиль примерно как «Мерседес», но не обязательно именно его, тогда в извещении о закупке указываете «Мерседес» или эквивалент». В-третьих, Вы хотите купить именно «Мерседес» и только его. Следовательно, в извещении о закупке пишите «Мерседес» без слов «или эквивалент». Проще говоря, все зависит от целей заказчика. Закон о защите конкуренции Вы не нарушите, если опустите слова «или эквивалент». Просто надо определиться с тем, что именно Вы хотите купить.
Можно ли при составлении технического задания указывать товарный знак, товарную марку, наименование производителя и если нет, то почему, ведь в Законе о закупках нет такого ограничения?
Действительно, каких-либо запретов на этот счет Закон о закупках не содержит, поэтому указание товарного знака, наименования производителя в документации о закупке возможно. Интересно отметить, каким образом складывается в настоящее время судебно-арбитражная практика по данному вопросу. Так, в Постановлениях ФАС Уральского округа от 31 мая 2013 г. N Ф09-4564/13 по делу № А71-11453/2012 и от 3 июня 2013 г. N Ф09-4695/13 по делу № А71-11228/2012 отмечается, что действия заказчика, установившего в документации требования о товаре конкретного производителя, не противоречат положениям Закона о закупках, из положений которой следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Указание конкретного производителя поставляемого товара может являться для заказчика принципиально важным и необходимым для качественного выполнения услуг в сфере своей профессиональной деятельности. Заказчиком предъявляется требование не к участникам закупки, а к товарам определенных производителей, следовательно, участники не ограничены в правах на заключение договора. Возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Таким образом, факт указания конкретных производителей товара не свидетельствует об ограничении количества участников.
Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Заказчик в конкурсной документации обозначил в качестве обязательного условия для участия в конкурсе наличие склада поставщика на территории региона заказчика. Является ли такое требование ограничением конкуренции?
Думаю, что нет. «Ограничение конкуренции» — это термин, который следует использовать в том точном смысле, который придает ему Закон о защите конкуренции. Так, в п. 17 ст. 4 названного Закона перечислены конкретные признаки, наличие которых свидетельствует об ограничении конкуренции на конкретном товарном рынке. Установление требований в рамках конкурсного отбора поставщиков с признаками ограничения конкуренции никак не соотносится.
Кроме того, в ст. 17 Закона о защите конкуренции предусмотрены антимонопольные требования к торгам, суть которых сводится к запрету предоставления преимуществ одним участникам торгов и дискриминации других. Установление общих требований на началах равенства и состязательности конкуренцию никак не ограничивает .
———————————
См. также решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 июля 2012 г. по делу № А13-3870/2012, решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 апреля 2012 г. по делу № А56-7663/2012.
Не противоречит ли законодательству такое требование предквалификационного отбора: «Поставщик должен предоставить образцы следующей продукции: 1) ботинки мужские разм. 43 — 1 пара; 2) туфли женские разм. 38 — 1 пара; 3) сапоги утепленные мужские разм. 43 — 1 пара. Предоставленные образцы возврату поставщику не подлежат»?
Можно ли требовать образцы без возврата участникам для дальнейшей оценки качества (чтобы в следующем году было понимание о качестве обуви с последующим объявлением квалификации поставщика)?
Каких-либо препятствий для проведения предквалификационного отбора с названными условиями согласно действующему законодательству РФ нет.
Необходимо произвести ремонт помещения, но точную стоимость ремонтных работ мы определить не можем. Нам нужно провести запрос котировок и по его результатам выявить победителя, который и будет проводить ремонт? Или нам следует заключить два договора: один на определение стоимости работ, второй — на выполнение этих работ?
Если есть серьезные сложности с определением цены ремонтных работ, Вы можете заключить отдельный договор на подготовку сметы на выполнение ремонтных работ. Вам не составит труда найти профессиональных сметчиков, которые правильно и точно обсчитают объемы и стоимость работ.
Нам необходимо провести конкурс на получение кредита. Какую стоимость закупки следует указать: только проценты или же всю сумму, включая и проценты, и саму величину кредита, и другие возможные доплаты?
Начальная цена договора в случае закупки кредита — это те расходы, которые Ваше предприятие понесет в связи с использованием кредитных средств. Ведь сами кредитные средства Вы получаете на возвратной основе, поэтому они не могут составлять начальную цену договора. Вам следует указать в качестве таковой предельные расходы на обслуживание кредита с учетом его размера, срока привлечения денег, возможных комиссий, штрафов и т.д. Вы можете посмотреть примеры аналогичных закупок у других заказчиков на официальном сайте и составить для себя перечень возможных расходов. Например, будут ли штрафы за досрочное погашение (полное или частичное), какие виды комиссий будут применяться, будет ли кредитная линия возобновляемой или нет и т.д.
В представленных заявках на участие в процедуре закупки имеется ряд нарушений, а именно: копии представленных документов не скреплены печатью и подписью участника закупки, копия выписки из ЕГРЮЛ не заверена нотариально, на некоторых справках и письмах от генерального директора отсутствует дата и регистрационный номер.
Кроме того, документацией предусмотрено, что заявки должны быть прошиты и пронумерованы, в то время как некоторые заявки этому требованию не соответствуют. Можно ли по этим основаниям отклонить поданные заявки?
Для корректного ответа нужно ознакомиться с текстом документации о закупки. Дело в том, что единых требований к оформлению копий в нашем законодательстве нет, поэтому обозначить такие требования можно только в самой документации. Например, ксерокопия; копия, заверенная подписью и печатью; копия, заверенная и к тому же прошитая, пронумерованная; копия, заверенная нотариально.
Так что постарайтесь точно сверить, какие именно копии Вы требовали согласно документации о закупке, с тем, что Вам было представлено. Отклоняйте строго на основании документации о закупке.
Мы планируем провести конкурентную процедуру закупки услуг по организации и проведению мероприятия, в рамках которой у участников будет запрашиваться информация о зале, в котором оно будет проводиться. В документации предусмотрены основные требования к залу (местонахождение, площадь, наличие гардероба и т.п.). После получения всех предложений участников нам хотелось бы увидеть все эти помещения самим. Можно ли предусмотреть в документации условие о том, что заказчик в целях формирования объективного мнения после вскрытия конвертов, но до подведения итогов вправе осуществить осмотр (с выездом на место) предлагаемых участниками залов? В таком случае мы должны будем посетить все заявленные залы?
Или мы можем только запросить самих участников представить фотографии (презентации) и на их основе принимать решение?
Ваши планы вполне реализуемы. Действительно, в документацию о закупке можно включить условие о выезде представителей закупочной комиссии для осмотра залов, предлагаемых участниками закупочной процедуры. Как вариант: комиссия может ограничиться ознакомлением с фотографиями и (или) презентациями залов. Правда, Вам следует определиться до извещения о закупке, как именно комиссия будет формировать объективное мнение о предлагаемом зале для проведения мероприятия: по фотографиям или по результатам осмотра на месте. Безусловно, осматривать (на месте или по фотографиям) нужно все залы, а не выборочно, потому как участники процедуры должны находиться в равном положении. Тем самым будут соблюдены требования ст. 17 Закона о защите конкуренции. Такой подход действующему законодательству о закупках ни в коей мере не противоречит. Просто соблюдайте равные условия для всех участников процедуры.
Документацией о закупке установлены требования к залу (месту проведения мероприятия), что оценивается комиссией и является подкритерием оценки. На поступивший запрос на разъяснение положений документации заказчиком был дан и опубликован на официальном сайте ответ о том, что участник закупки представляет только одно предложение по залу, т.е. указывать в заявке несколько вариантов залов нельзя. Правильно ли мы понимаем, что разъяснения являются неотъемлемой частью документации?
Дело в том, что некоторые заявки содержат предложения одновременно по нескольким залам. Как в данном случае производится оценка? Должны ли мы одной заявке присваивать несколько оценок по одному подкритерию? Или мы имеем право не допустить такую заявку к участию в процедуре как не соответствующую документации о закупке?
Вопрос усложняется тем, что к одной из представленных заявок прилагаются две сметы на два зала: зал № 1 не подходит по техническим характеристикам, но приемлема его цена; зал № 2 соответствует требованиям, но его цена превышает начальную (максимальную) цену договора.
Должны ли мы такую заявку отклонить или следует оценивать ее только в какой-либо части?
Да, разъяснения следует считать неотъемлемой частью документации о закупке. Полагаю, что заявки, в которых предлагаются несколько залов, нужно отклонять, потому что это «альтернативные предложения», оценивать их можно, только если это прямо допускалось документацией о закупке. В противном случае налицо дискриминация одних участников перед другими, так как преимущества получают те, кто описал больше залов, и у заказчика появилась возможность выбора и сравнения в рамках одной заявки.
По второй части вопроса — однозначно отклонять обе заявки.
Предприятие является поставщиком услуг, абоненты оплачивают услуги в различных банках и в том числе на Почте России и в едином расчетном центре. Как заключить договор на услуги банка, если объем таких услуг не определен? В соответствии с Законом о закупках договор должен содержать количество поставляемого товара, объем выполненных работ, оказываемых услуг. Надо ли проводить процедуру закупки, чтобы заключить такой договор?
Проводить процедуру закупки надо, другой вопрос, какой она будет: конкурентной или неконкурентной. Ответ на данный вопрос следует искать в Вашем положении о закупке. Вы совершенно правы в том, что без указания объема услуг проводить закупочную процедуру нельзя. Единственный выход — установить предельный объем, чтобы в дальнейшем с определенной периодичностью его корректировать. Ведь в ч. 5 ст. 4 Закона о закупках прямо разрешается вносить изменения в договор, заключенный по результатам закупки, в части корректировки объема оказанных услуг. Есть другой вариант — установить предельный объем услуг в договоре, а потом по факту провести сверку взаиморасчетов и подписать соглашение о расторжении договора по соглашению сторон, отразив нем, на каких именно условиях (объем — оплата) Вы расстаетесь с банком или с почтой.
Должен ли в документацию о закупке (конкурсную документацию) вкладываться проект договора? Если да, то где такое требование предусмотрено?
Да, должен. Это требование предусмотрено в ч. 5 ст. 4 Закона о закупках.
Закупка способом «запрос котировок» признана несостоявшейся, так как не было подано ни одной котировочной заявки. Согласно положению о закупке заказчик может заключить договор с единственным поставщиком на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок. Извещением о закупке был предусмотрен один лот, в котором были указаны две товарные позиции.
Вправе ли теперь заказчик поделить закупку на две части: первую товарную позицию приобрести у одного поставщика, а вторую, соответственно, у другого? Или это будет считаться нарушением условий, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок?
Думаю, что в описанной ситуации заказчик не может разбить лот пополам, иначе налицо отступление от содержания извещения о закупке.
Мы планируем приобретение различного оборудования для налаживания телефонной связи в организации. Оборудование разное, если брать каждую позицию отдельно, то получается сумма меньше 100 тыс. руб. Все оборудование мы планируем приобрести у одной организации в рамках одного договора, общая сумма по договору превышает 100 тыс. руб. Нужно ли проводить конкурс с размещением информации на официальном сайте или нет? Если размещать, то можно ли провести закупочную процедуру одним лотом?
Вы вправе провести процедуру единым лотом, тем более что Ваше желание — приобрести все: и оборудование, и работы по его установке именно у одной организации. Какую именно процедуру закупки проводить (конкурс или какую-либо еще), Вы должны определить согласно своему положению о закупке.
Можно ли в предмете договора, заключаемого муниципальным унитарным предприятием в рамках Закона о закупках, указать две разные услуги? У нас один строительный объект, его нужно параллельно охранять и осуществлять уборку территории. Не будет ли являться нарушением указание в одном договоре двух разных услуг: контроль за доступом и уборка территории?
Нет, нарушений законодательства в этом нет. Ограничения по порядку формирования лотов (а именно запрет на включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений) установлены в ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции только для сферы обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Иными словами, названные ограничения обязаны соблюдать заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Мы проводили аукцион, однако он признан несостоявшимся, договор заключен с единственным участником. В связи с этим возникли вопросы: 1) каким образом отражать этот договор в отчете — как «закупку у единственного поставщика»? 2) как отражать такую закупку в случае, если бы аукцион состоялся?
Субъекты, деятельность которых подпадает под действие Закона о закупках, именуются «заказчиками», такая терминология, конечно, оставляет желать лучшего. К примеру, кто является «заказчиком» в договоре купли-продажи? Можно предположить, что заказчик — это покупатель, а можно сказать, что заказчик — это тот, кто выступает с инициативой заключения соответствующего договора.
Однако приобретение чего-либо далеко не всегда означает необходимость выступить с инициативой, организовать процедуру закупки. Вполне возможно, что необходимая заказчику процедура уже где-то кем-то проводится и ему просто нужно принять участие в этой процедуре. Если заказчик участвует в «аукционе продавца», тем самым он и осуществляет свою закупку.
Заключение договора по результатам участия в процедуре (в частности, в аукционе), проводимой продавцом (поставщиком), нужно отражать в отчете как «закупку у единственного поставщика (из единственного источника)» и никак иначе. Ведь после подведения итогов аукциона организатор и победитель связаны обязательством вступить в договор друг с другом, в этом смысле они становятся друг для друга «единственными». Одним словом, все, что выиграно на торгах, должно относиться к «единственному».
Та же история происходит с единственным участником аукциона, с которым после признания аукционных торгов несостоявшимися заключается договор. В этом случае имеет место так называемое внеторговое заключение договора, допускаемое многими законодательными нормами, хотя и не являющееся общим последствием объявления торгов несостоявшимися.
Вместе с тем в свете изложенного у многих заказчиков возникает и другой вопрос: нужно ли размещать на официальном сайте извещение о закупке? Конечно, получается путаница: с одной стороны, заказчик участвует в торгах, с другой стороны, он размещает извещение о закупке с единственным поставщиком и все это происходит по одному и тому же предмету договора.
Участвуя в аукционе продавца, сам заказчик не является инициатором процедуры торгов или инициатором закупки. Более того, заказчик не может заранее располагать информацией о том, каким будет ход аукционных торгов (станет ли он победителем торгов, состоятся ли торги и т.п.). Поэтому извещение о закупке у единственного поставщика придется разместить по факту заключения договора по результатам торгов (по принципу «день в день»).
Закон о закупках обязывает заказчика включать в документацию о закупке порядок формирования цены договора (цены лота). Равнозначно ли это обоснованию цены? Не может же быть начальная цена договора «взята с потолка», необходимо обосновать, откуда она берется (сравнение цен на сайтах, предварительные запросы цен).
Порядок формирования цены договора и обоснование начальной цены договора — понятия совсем не равнозначные. Указать порядок формирования цены — значит пояснить, включены ли в нее налоги, пошлины, расходы на страхование, транспортировку и т.п. Обоснования начальной цены договора Закон о закупках от заказчиков не требует. Понятно, что цена с потолка не берется, иначе любой бизнес разорился бы, но и объяснять во всеуслышание, как Вы рассчитываете свои цены, не нужно.
В конкурсной документации на закупку оборудования указали начальную (максимальную) цену (НМЦ) и срок поставки — 6 недель. На конкурс вышли два поставщика с ценами, близкими к НМЦ, и сроком поставки 6 недель, а также 3 поставщика с ценами существенно ниже НМЦ и сроками 10 — 12 недель.
Можем ли мы проигнорировать установленный срок поставки на отборочной стадии конкурса? Или мы обязаны отказать в допуске к конкурсу участникам, у которых срок поставки превышает срок, установленный в конкурсной документации?
Или поставщики меняют сроки поставки в соответствии с требованиями конкурсной документации, или Вы отказываете им в допуске к участию в конкурсе. Третьего не дано.
Могут ли они внести изменения в свои заявки? Ответ в Вашей конкурсной документации, допускает ли она такие изменения. Если нет, то есть еще один вариант: отозвать прежние заявки и сразу подать новые, в которых сроки поставки будут указаны верно. Это можно сделать, если срок приема заявок на участие в конкурсе еще не закончился.
Если сложно посчитать начальную (максимальную) цену договора, можно ли в извещении указать, что цена будет определяться по итогам рассмотрения поступивших от участников закупки предложений?
Вопрос, на первый взгляд, весьма дискуссионный. Однако если следовать «букве» закона, то в п. 5 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках не сказано, что в документации о закупке следует называть начальную (максимальную) цену договора (цену лота). Согласно приведенной норме документация о закупке должна содержать «сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота)». Какую информацию следует включать в состав таких сведений, доподлинно никому не известно.
Исходя из этого, вполне допустимо, на мой взгляд, указать в составе «сведений», что цена будет определяться по результатам рассмотрения поступивших от участников закупки предложений. Можно также ввести процедуру переторжки, сообщив в извещении о закупке, что начальная (максимальная) цена договора формируется по результатам рассмотрения заявок и объявляется участникам переторжки.
Следует отметить, что арбитражная практика по этому вопросу весьма противоречива. Так, Арбитражный суд г. Москвы в решении по делу № А40-122931/2012 отметил, что документация о закупке должна содержать сведения о конкретном размере начальной (максимальной) цене договора. Указание в качестве сведений о начальной (максимальной) цене договора фразы: «Начальная (предельная) цена услуг не установлена и будет определена по результатам процедуры закупки» является незаконным. Аналогичный вывод о том, что неуказание сведений о начальной (максимальной) цене договора является нарушением Закона о закупках, можно найти в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 8 ноября 2013 г. по делу № А56-8232/2013.
В свою очередь, Арбитражный суд Республики Татарстан в решении по делу № А65-2920/2013 пришел к выводу, что отсутствие в документации о проведении запроса предложений конкретизированной начальной (максимальной) цены договора не противоречит требованиям положения о закупках и Закона о закупках.
В документации о закупке начальная (максимальная) цена договора обозначена, но поступила только одна заявка, стоимость которой выше начальной (максимальной) цены договора. Можно ли соглашаться на нее или следует признать конкурс несостоявшимся, а затем устраивать новый?
Полагаю, что принимать заявку, содержание которой не соответствует требованиям конкурсной документации, нельзя. В противном случае исчезает сущностное предназначение конкурса — соревнования на равных условиях: зачем вообще устанавливать конкурсные требования, чтобы потом принимать заявки, им не соответствующие?
В Вашем случае поступившую единственную заявку следует отклонить, признать конкурс несостоявшимся, а дальше следовать своему положению о закупке. Возможно, в нем предусмотрено в качестве альтернативного варианта осуществление закупки у единственного поставщика вместо проведения повторного конкурса.
Какие документы необходимо опубликовывать на официальном сайте zakupki при проведении процедуры «закупка у единственного поставщика» согласно Закону о закупках?
В ч. 5 ст. 4 Закона о закупках, посвященной информационному обеспечению закупки, нормы не различаются в зависимости от того, каким способом осуществляется закупка, требования едины для закупок вообще. Так, при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе:
— извещение о закупке;
— документация о закупке;
— проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;
— изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию;
— разъяснения такой документации;
— протоколы, составляемые в ходе закупки;
— иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом и положением о закупке.
Закон о закупках не устанавливает конкретные сроки опубликования сведений о закупке у единственного поставщика. Можно ли в связи с этим сначала заключить договор, а сведения о нем (извещение и документацию) разместить на официальном сайте позже? Правильно ли мы понимаем, что это не является нарушением Закона о закупках?
Да, Вы понимаете правильно. В ч. 2 ст. 3 Закона о закупках имеется норма о размещении извещения не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок, но она касается лишь конкурса или аукциона. Общих правил размещения извещений о закупке в Законе о закупках не содержится. Само слово «извещение» вовсе не означает «приглашение», извещение суть уведомление, сообщение, информация, оповещение и т.п. Так что извещение может носить и уведомительный характер.
На практике многие заказчики размещают извещение о закупке у единственного поставщика «день в день», хотя можно и позже. В этом нет нарушения закона.
Каким документом регламентирована сумма закупки у единственного поставщика до 100 тыс. руб. с НДС включительно? Есть ли определенный процент, который устанавливает сумму от выручки заказчика за отчетный финансовый год?
Лимит в размере 100 тыс. руб. установлен в ч. 15 ст. 4 Закона о закупках не для «единственного поставщика», сведения о закупке до этой суммы заказчик может не размещать на официальном сайте, а также не включать в план закупок. С размером выручки за отчетный год связан именно этот лимит, позволяющий проводить закупку без размещения информации на официальном сайте. Так, если выручка за отчетный год превысила 5 млрд. руб., то «без сайта» можно проводить закупку на сумму до 500 тыс. руб. (разово).
В соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона о закупках заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. В данной норме указана только сумма, но не установлен период, в течение которого можно совершать закупки до 100 тыс. руб., не размещая сведения о них на сайте.
В связи с этим можем ли мы указать в положении о закупке, что имеем право не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб., в течение 1 месяца (или 10 дней, 1 дня)? Не будет ли это нарушением законодательства?
Можете, нарушением не будет.
Закупки стоимостью до 100 тыс. руб. согласно Закону о закупках подразумевают закупки по одноименности по коду ОКДП или разные закупки, сумма которых не превышает 100 тыс. руб.?
Понятие «одноименность» в Законе о закупках не упоминается.
Закупки до 100 тыс. руб. определяются по сумме одной сделки или необходимо ориентироваться на однородность, одноименность товаров (работ, услуг)? Если лимит закупок нельзя рассчитывать по одной сделке, то каким нормативным актом определен классификатор однородной продукции?
Лимит 100 тыс. руб. касается одной закупки, следовательно, его можно использовать разово, при заключении договора, предметом которого является закупка товаров, работ, услуг. Таких понятий, как «одноименность», «однородность», Закон о закупках не предусматривает. На практике некоторые заказчики включают в свои положения о закупке данные термины, в этом случае в положении должно быть предусмотрено, каким классификатором пользуется заказчик для определения одноименных и (или) однородных товаров (работ, услуг).
Информация о закупке на сумму до 100 тыс. руб. может не размещаться на официальном сайте, кроме того, ее можно не отражать в плане закупок (ч. 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932).
Обязаны ли организации по каждой закупке у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб. оформлять и хранить извещение и документацию о закупке, если согласно ч. 15 ст. 4 Закона о закупках заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб., и конкретного указания на необходимость составления данных документов в Законе о закупках нет?
Закупки на сумму до 100 тыс. руб. я бы не стала относить к «закупке у единственного поставщика». Такие закупки могут не включаться в план, они могут не размещаться на сайте, следовательно, ни о какой документации не может быть и речи. Оформление и хранение документов по таким закупкам должно осуществляется Вами по правилам ведения бухгалтерского учета.
Заказчик разместил на официальном сайте извещение и документацию о закупке у единственного поставщика, но позже была обнаружена ошибка в перечне закупаемых товаров. Можно ли внести теперь изменения в документацию? В положении о закупке об этом ничего не сказано.
Конечно, можно. В ч. 11 ст. 4 Закона о закупках имеется общая норма на этот счет: изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем в течение 3 дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений.
Можно ли в ходе проведения процедуры закупки вносить изменения в начальную цену договора и его предмет? Можно ли впоследствии изменить сумму договора, заключенного по результатам процедуры закупки?
Да, вносить изменения можно, причем и в извещение, и в документацию о закупке. Это предусмотрено ч. 11 ст. 4 Закона о закупках, причем какие именно изменения возможны, данная норма не детализирует, следовательно, возможны любые изменения. Единственное требование в этой части установлено только для случая, когда закупка осуществляется посредством торгов. Так, если изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем 15 дней. Если же закупка осуществляется «неторговыми» способами (запрос предложений, запрос котировок, конкурентные переговоры и др.), то ограничений по срокам Законом о закупках не установлено.
Внесение изменений в договор, заключенный по результатам закупки, также допустимо. Так, в ч. 5 ст. 4 Закона о закупках предусмотрено, что в ходе заключения и исполнения договора может меняться объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки. В этом случае не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте должна быть размещена информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Данная информация формируется в закрытой части официального сайта представителем заказчика. Вместе с информацией об изменении договора представитель заказчика при необходимости может разместить электронную версию дополнительного соглашения о внесении изменений в договор и (или) его графическое изображение, другие документы в электронном виде, предусмотренные положением о закупке, размещенном на официальном сайте.
После проведения закупочных процедур был выбран подрядчик на определенный объем работ, с ним был заключен договор. В настоящее время у заказчика появилась возможность выполнить работы частично своими силами. Можно ли изменить основные условия договора (уменьшить объем работ и сумму договора) после проведения процедуры закупки и подписания договора?
С точки зрения требований ч. 5 ст. 4 Закона о закупках описанные Вами изменения осуществить вполне возможно с соблюдением требований об отчетности по ним на официальном сайте. Однако решение вопроса упирается не в возможности заказчика, а в согласие подрядчика на такие изменения. Если подрядчик не согласится на подобные изменения договорных условий, то ничего не попишешь.
Договор был заключен до вступления в силу Закона о закупках. Если сейчас к нему подписывается дополнительное соглашение, которое изменяет существенные условия договора, в частности увеличивает его цену (т.е. влечет новые расходы), следует ли считать такое дополнительное соглашение закупкой?
Как быть, если цена договора согласно дополнительному соглашению уменьшается, т.е. новых расходов нет? Стоит ли тем не менее отражать его как новую закупку и указывать уже новую уменьшенную цену?
Полагаю, что нормы Закона о закупках не могут быть применены к договору, заключенному до вступления в силу этого Закона. Что касается дополнительных соглашений, изменяющих условия прежнего договора, то они-то на «закупку» весьма похожи. Хотя для такой «закупки» есть лишь одна подходящая процедура: «единственный поставщик».
Отражать закупку по дополнительному соглашению можно, на мой взгляд, только в том случае, если сам договор тоже был отражен на сайте. Как иначе? Если Вы сведения о «старом» договоре отражаете, то тогда и отражаете сведения о дополнительном соглашении, причем независимо от того, увеличивают они или уменьшают цену. Ведь согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках нужно отражать на официальном сайте изменение цены закупаемых товаров, работ, услуг. При этом закон не уточняет, какое изменение, в большую или в меньшую сторону.
Согласно ч. 19 ст. 4 Закона о закупках заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте отчетность, которая состоит из трех частей:
1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона о закупках.
При применении данной нормы у нас возник вопрос: что понимать под «договорами, заключенными по результатам закупки»? Это договоры, заключенные по результатам конкурентных закупочных процедур и у единственного поставщика включительно? Или же только в результате проведения процедур, основанных на состязательности, таких, как запрос предложений, конкурс и т.д.?
В практике сейчас сложилось два подхода к толкованию приведенной Вами нормы об отчетности по договорам, заключаемым в порядке применения Закона о закупках. Первый подход: по первому пункту учитывать лишь только те договоры, которые заключены в результате конкурентных процедур осуществления закупок (т.е. без учета единственного поставщика и государственной тайны).
Второй подход: по первому пункту считать все закупки, а далее по второму и третьему пунктам выделять закупки у единственного поставщика и закупки, сведения о которых составляют государственную тайну.
Лично я придерживаюсь второго подхода, так как полагаю, что он наиболее близок к тексту самого Закона о закупках. Ведь государственная тайна — это закупка, просто информация о ней скрыта от официального сайта (легальным образом), «единственный поставщик» — это тоже закупка, однако она проводится без состязательности участников.
Следовательно, если речь идет о закупках вообще, то по первому пункту нужно считать по принципу «итого».
Территориальный орган службы государственной статистики прислал нам порядок представления информации по отчету о необходимости отражать все закупки вне зависимости от их стоимости. Обоснованны ли такие требования, ведь закупки менее 100 тыс. руб. не входят в сферу регулирования Закона о закупках?
Описанные Вами требования видятся вполне обоснованными, так как никто не исключал закупки из сферы действия Закона о закупках в зависимости от их стоимости. Согласно ч. 15 ст. 4 Закона о закупках заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. (при годовой выручке за отчетный финансовый год более 5 млрд. руб. — до 500 тыс. руб.).
Данная норма затрагивает лишь аспекты информационного обеспечения закупок, но не исключает такие закупки из сферы действия Закона о закупках, следовательно, по ним должна быть и отчетность.
Должны ли мы размещать на официальном сайте сведения о заключенных договорах, сумма которых не превышает 100 тыс. руб.?
Точного ответа на Ваш вопрос в Законе о закупках, к сожалению, нет. В настоящее время существуют две позиции по данной проблеме. Первая: отражать указанные Вами договоры в отчетности не следует. Аргументация такова: такие договоры по усмотрению заказчика могут не включаться в план закупок (см. ч. 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932); информация о закупке до 100 тыс. руб. не отражается на официальном сайте (см. ч. 15 ст. 4 Закона о закупках). Следовательно, если этих закупок нет ни в плане, ни на сайте, то нет оснований по ним отчитываться. Такой позиции придерживаются многие заказчики, лично я тоже ее разделяю.
Вторая позиция отражена в письме ФАС России от 24 декабря 2012 г. № ИА/44025/12, в котором отмечается, что сведения о договорах до 100 тыс. руб. должны отражаться в отчетности. Однако следует учесть, что ФАС России не наделена полномочиями давать разъяснения по толкованию норм Закона о закупках, кроме того, она не является контролирующим органом в сфере соблюдения норм данного Закона, письма данного органа государственной власти не являются нормативными правовыми актами.
Подрядчик не успевает выполнить работы в надлежащий срок. Можно ли заключить дополнительное соглашение об изменении срока, хотя срок был критерием оценки заявок в рамках ранее проведенного конкурса?
В положении о закупке есть такой пункт: «Изменение условий договора в ходе его исполнения допускается по соглашению сторон, если изменяемые условия не ведут к ухудшению условий договора для заказчика и не ухудшают экономическую эффективность закупки».
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках изменение сроков исполнения договора возможно вне зависимости от каких-либо факторов. Согласна, что такой подход вызывает опасения: изменение договорных условий, которые ранее на конкурсной процедуре были критерием определения победителя или условием допуска к участию в процедуре, дает победителю неоправданное преимущество. Участники конкурса соревновались на одних условиях, а договор исполняется на других.
Однако, несмотря на сомнительную целесообразность существующей нормы, ответить на Ваш вопрос следует положительно: изменение сроков выполнения работ (исполнения договора) возможно, при этом не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор Вы должны разместить соответствующую информацию на официальном сайте. Электронная версия дополнительного соглашения и (или) его графическое изображение размещаются на официальном сайте дополнительно по желанию заказчика (см. п. 42 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908).
Проведенная процедура закупки не привела к заключению договора по причине отсутствия заявок, в результате договор был заключен с единственным поставщиком. Нужно ли размещать сведения о таком договоре на официальном сайте?
Да, нужно. Исключений на этот случай Закон о закупках не предусматривает.
Если договор, заключенный на электронной торговой площадке по правилам Закона о закупках, был спустя несколько месяцев сторонами расторгнут, нужно ли менять на официальном сайте отчет по договорам за тот месяц, в котором он был заключен? Нужно ли на официальном сайте в ранее проведенной процедуре и размещенном договоре отражать информацию о его расторжении?
На оба Ваших ответа следует ответить отрицательно, поскольку такие действия не предусмотрены в нормах Закона о закупках. Заказчик отчитывается только о заключенных и об измененных договорах, отчетности по расторгнутым договорам нет.
Закон о закупках предусматривает, что Правительство РФ вправе определить перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте. Подскажите, пожалуйста, есть ли такие утвержденные перечни и где можно с ними ознакомиться?
На сегодняшний день имеются два подобных Перечня, утвержденные Правительством РФ в соответствии с приведенной Вами нормой. Во-первых, Перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 23 апреля 2013 г. № 671-р. В данный Перечень включены три вида услуг, а именно: 1) услуги по перестрахованию экспортных кредитов и инвестиций; 2) услуги страхового посредничества (включая брокерские и агентские услуги) при осуществлении деятельности по страхованию (сострахованию, перестрахованию) экспортных кредитов и инвестиций; 3) консультационные услуги по оценке рисков и урегулированию убытков.
Во-вторых, Перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2012 г. № 1775-р, в который включены товары, работы, услуги в сфере использования атомной энергии.
Ознакомиться с данными документами можно на разных сайтах в сети Интернет, но я рекомендую в целях получения корректной информации пользоваться сайтом справочной правовой системы «КонсультантПлюс» по адресу: .


   


Запись на обучение

Вступление в Торгово — промышленную палату Краснодарского края
14.07.2014 ООО «Бартон» подала заявку на членство в…

Начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп»
23.06.2014 начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп» -…

Начато тендерное сопровождение мебельной компании «Дельта»
30.04.2014 начато тендерное сопровождение мебельной…

Все новости



Отзыв Соколовской Оксаны Евгеньевны
Спасибо за очное обучение по учебным программам…

Отзыв Агаревской Елены Юрьевны
Спасибо, очень понравилось обучение в вашем учебном…

Отзыв Коптяевой Марины Александровны
Спасибо за дистанционное обучение по образовательной…

Все отзывы

Мы Вам перезвоним


  1. В какое время? (в рабочие дни с 9.00 до 18.30)










    Защита от спама, если вы человек - выберите эту опцию.