http://barton.ru/
Обучение навыкам организации и участия в закупках (тендерах). Очное, корпоративное в Краснодаре, Сочи, Краснодарском крае и Республике Крым, дистанционное по всей стране. Сопровождение в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Выдача электронной подписи. Аккредитация на электронных торговых площадках.
8 (861) 292 77 04

8 (978) 071 69 85

tender@barton.ru

Обучение Заказчиков

по 44-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

по 223-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Обучение Поставщиков

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Дистанционное обучение

по 44-ФЗ

по 223-ФЗ


Услуги

Государственная регистрация общественных объединений



Статья 21. Государственная регистрация общественных объединений
Комментарий к статье 21
1. Порядок государственной регистрации общественных объединений имеет свои особенности, отличающие его от общего порядка регистрации юридических лиц.
Все юридические лица — и коммерческие, и некоммерческие организации, в том числе общественные объединения, считаются созданными с момента своей государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ). Основополагающие положения о регистрации содержатся в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на который имеется прямая ссылка в ч. 1 комментируемой статьи.
2. Органы власти, уполномоченные принимать решения о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественных объединений и производить государственную регистрацию общественных объединений, прямо не названы в ст. 21.
В комментируемой статье говорится только о «федеральном органе государственной власти, уполномоченном в области государственной регистрации общественных объединений» (федеральном органе государственной регистрации) и о «его территориальном органе». В настоящее время функции упомянутого органа власти выполняет Министерство юстиции РФ (см. подп. 30.7 п. 7 Положения о Министерстве юстиции РФ, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»).
Важное положение о разграничении полномочий внутри Минюста РФ содержится в п. 1 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. № 455, и состоит оно в следующем. Центральный аппарат Минюста России принимает решение о государственной регистрации в отношении общероссийских и международных общественных объединений и политических партий.
Территориальные органы Минюста России принимают решение о государственной регистрации в отношении:
— межрегиональных, региональных и местных общественных объединений;
— региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий.
При этом Центральный аппарат Минюста России ведет ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций и реестр национально-культурных автономий, а территориальные органы ведут ведомственный реестр.
Сведения о зарегистрированных юридических лицах вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). В настоящее время ЕГРЮЛ ведет Федеральная налоговая служба. Она же вносит сведения в ЕГРЮЛ о создании, сведения об изменениях учредительных документов общественных объединений (например, о смене учредителей), сведения, не связанные с изменениями учредительных документов организации (например, о смене директора), сведения о реорганизации и о ликвидации объединений.
Заявители вправе обращаться за регистрацией создания общественного объединения в то или иное управление исходя из территориальной принадлежности. Заявление о государственной регистрации рассматривается по месту нахождения регистрируемого общественного объединения (за исключением тех, которые должны подаваться в центральный аппарат Минюста). Место регистрации или фактическое место жительства учредителей, в том числе заявителя вновь создаваемого общественного объединения, значения не имеют.
3. В целом государственная регистрация общественного объединения представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественного объединения, а также иных сведений об объединении.
Для государственной регистрации создания общественного объединения в Центральный аппарат или территориальный орган Минюста России подаются документы, перечень которых установлен в части 6 комментируемой статьи.
Пакет документов, которые необходимо подать, является исчерпывающим и включает в себя следующие документы.
Во-первых, заявление, подписанное уполномоченным лицом (заявителем).
Заявителями при государственной регистрации общественного объединения являются:
— руководитель постоянно действующего руководящего (исполнительного) органа регистрируемого общественного объединения или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени общественного объединения;
— учредитель (учредители) общественного объединения при его создании;
— руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого общественного объединения;
— конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации общественного объединения;
— иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Заявителем при государственной регистрации политической партии, регионального отделения политической партии является уполномоченное лицо политической партии либо иное лицо, действующее на основании доверенности, выданной уполномоченным лицом политической партии.
Формы заявлений о создании общественных объединений, о внесении изменений, о реорганизации и ликвидации общественных объединений являются унифицированными.
Приказом Минюста России от 7 мая 2013 г. № 68 «Об определении форм документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций» определено, что для государственной регистрации некоммерческих организаций, принятие решений о государственной регистрации которых отнесено к компетенции Минюста России и его территориальных органов, используются формы документов, утвержденные Приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьян». Тем же Приказом ФНС России утверждены и формы заявлений, которые следует применять общественным объединениям для внесения изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в сведения ЕГРЮЛ.
Кроме данных о заявителях, указанных в заявлении, представляются сведения о каждом заявителе на отдельном бланке, где указываются орган, куда направляются сведения, полное наименование общественной организации, фамилия, имя, отчество (полностью), точное наименование его должности в объединении, ИНН заявителя (при его наличии), адрес места жительства заявителя и его контактный телефон, а также вид, серия, номер, дата выдачи и кем выдан документ, удостоверяющий личность заявителя.
Во-вторых, устав общественного объединения в трех экземплярах.
Все экземпляры устава представляются в оригиналах. Страницы устава, представляемого на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы, прошиты, устав заверяется подписью руководителя общественного объединения.
В-третьих, выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания.
Обязательными для указания в выписке из протокола (равно как и в самом протоколе) являются:
— сведения о создании общественного объединения;
— сведения об утверждении устава общественного объединения;
— сведения о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа объединения.
Выписка из протокола должна отражать следующие данные:
— дату и место проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания;
— список учредителей — участников учредительного съезда (конференции) или общего собрания;
— сведения о количественном и персональном составе рабочих органов (президиум, секретариат и т.д.);
— существо принятых решений и результаты голосования по ним;
— сведения (фамилии, имена, отчества) об избранных членах руководящих и контрольно-ревизионных органов, фамилии и подписи председателя и секретаря съезда (конференции) или общего собрания, ответственных за составление протокола.
В-четвертых, сведения об учредителях. Сведения об учредителях — физических лицах представляются на каждого учредителя на отдельном бланке, где указывается полное наименование общественного объединения, фамилия, имя, отчество учредителя, ИНН (при его наличии), дата рождения, данные документа, удостоверяющего личность учредителя, адрес его местожительства в РФ. Сведения заверяются личной подписью учредителя — физического лица, с указанием даты составления сведений, и подписываются руководителем постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.
В-пятых, документ об уплате государственной пошлины. Из п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ следует, что государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
— за государственную регистрацию всех видов общественных объединений при создании, за исключением государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, — 4000 рублей;
— за государственную регистрацию политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии — 2000 рублей;
— за государственную регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями, — 1000 рублей.
Государственная пошлина должна быть внесена заявителем. Подтверждением уплаты госпошлины является, как правило, квитанция или чек-ордер.
В-шестых, сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением.
В п. 45 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (утв. Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. № 455) прямо указано на то, что сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (общественным объединением), указываются в заявлении, подписанном уполномоченным лицом. При этом подтверждение заявителем указанных сведений иными документами не требуется.
Из приведенного положения следует, что органы Минюста не вправе требовать от заявителя гарантийных писем и других документов, подтверждающих местонахождение организации (копии свидетельства о праве собственности на нежилое помещение, проекта договора аренды и др.).
В-седьмых, протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений.
Кроме того, при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.
Документами, подтверждающими правомочия общественных объединений на использование в своем названии имен государственных и общественных деятелей, являются решения по этому вопросу соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.
Еще раз оговоримся, что законом запрещено требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных приведенным выше перечнем.
Документами, подтверждающими правомочия общественного объединения на использование символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности, являются, как правило, регистрационные свидетельства Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента), реже — решения судебных органов.
Документы иностранных организаций должны быть представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и надлежащим образом удостоверены.
Верность перевода с одного языка на другой свидетельствуется нотариусом, если нотариус владеет соответствующими языками. Если же нотариус не владеет соответствующими языками, то перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус .
———————————
См.: ст. 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1.
Официальные документы и акты, исходящие от организаций и учреждений иностранных государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, 1961 года, обычно принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации. Это значит, что за рубежом удостоверить подлинность перевода на русский язык могут консульские учреждения РФ, а также Консульское управление Министерства иностранных дел РФ.
Документы и акты, исходящие от организаций и учреждений иностранных государств — участников Гаагской конвенции 1961 года обычно принимаются к рассмотрению при принятии решения о государственной регистрации общественного объединения без консульской легализации документов. На таких документах достаточно проставить специальный штамп — апостиль (свидетельство). Документы, исходящие из стран СНГ, принимаются к рассмотрению без какого-либо специального удостоверения, если такие документы изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью .
———————————
Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, 1993 г.
С 21 ноября 2012 г. обязательным для представления некоторыми заявителями документом стало заявление о включении общественного объединения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Обязанность представлять такие заявления возложена только на общественные объединения, являющиеся юридическими лицами, получающие денежные средства и иное имущество от иностранных источников и участвующие в политической деятельности, осуществляемой на территории России.
Как следует из нормы п. 9 ч. 6 комментируемой статьи, первым признаком общественных объединений, которые обязаны подавать заявления о включении общественного объединения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, является статус юридического лица. Отсюда следует, что организации, получающие денежные средства и иное имущество от иностранных источников и участвующие в политической деятельности, осуществляемой на территории России, могут выполнять функции иностранного агента, только являясь юридическими лицами.
Вторым признаком общественных объединений, обязанных представить заявление о включении общественного объединения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, является получение денежных средств и иного имущества от иностранных источников.
В данном случае под получением имущества от иностранных источников следует понимать получение денежных средств и иного имущества от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ).
Третьим признаком такого общественного объединения названо его участие в политической деятельности, осуществляемой на территории России.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории России, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. При этом к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
Заявление о включении общественного объединения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, подается на унифицированном бланке, утвержденном приложением № 1 к Приказу Минюста России от 30 ноября 2012 г. № 223 «О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».
Обратим внимание, что заявление о включении общественного объединения в реестр представляется одновременно с документами, необходимыми для государственной регистрации общественного объединения при его создании, предусмотренными ч. 6 ст. 21 Закона, в орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения.
Заявление о включении общественного объединения в реестр, представленное в территориальный орган Минюста России одновременно с документами, необходимыми для государственной регистрации общественного объединения при его создании, предусмотренными ч. 6 ст. 21, направляется территориальным органом в Минюст России не позднее чем через три рабочих дня со дня получения документов, подтверждающих внесение в ЕГРЮЛ записи о создании некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Заявление о включении общественного объединения в реестр представляется в Минюст России или его территориальный орган непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
Распоряжение о включении общественного объединения в реестр издается Минюстом не позднее чем через 10 рабочих дней со дня поступления заявления о включении ранее зарегистрированной некоммерческой организации в реестр либо со дня получения документов, подтверждающих внесение в ЕГРЮЛ записи о создании общественного объединения. Распоряжение о внесении изменений в реестр издается Минюстом в срок пять рабочих дней со дня поступления документов. После этого не позднее чем через три рабочих дня соответствующее уведомление отправляется общественному объединению.
Сведения об общественных объединениях, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Минюста в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее чем через три рабочих дня со дня внесения сведений в реестр на электронных носителях.
Документы на государственную регистрацию могут быть представлены заявителем по почте (почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения), направлены в центральный аппарат Минюста России или его территориальный орган почтовым отправлением или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или лично. При личной подаче документов установленное Административным регламентом максимальное время ожидания в очереди при подаче или получении документов заявителем не должно превышать 15 минут.
Представленные или направленные документы регистрируются в день их получения в соответствующем структурном подразделении центрального аппарата Минюста России или его территориального органа.
Представлять интересы общественного объединения по вопросам его государственной регистрации без доверенности могут руководители общественной организации, наделенные в соответствии с ее уставом правом представлять организацию в органах государственной власти, а другие лица — по доверенности, выдаваемой уполномоченным на то руководящим органом или правомочным должностным лицом общественной организации в соответствии с ее уставом.
4. Особый перечень документов предусмотрен для регистрации создания политических партий.
Для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, в федеральный уполномоченный орган представляются следующие документы:
— заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов;
— устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами политической партии, а также текст устава в машиночитаемом виде;
— программа политической партии, заверенная уполномоченными лицами политической партии, а также текст программы в машиночитаемом виде;
— заверенные уполномоченными лицами политической партии копии решений учредительного съезда политической партии о создании политической партии, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о создании региональных отделений политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования;
— документ об уплате государственной пошлины;
— сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией;
— экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения учредительного съезда политической партии;
— заверенные уполномоченными лицами региональных отделений политической партии копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерации конференций или общих собраний региональных отделений политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, соответствующей требованиям пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ, а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»).
Для государственной регистрации политической партии, созданной путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, представляются:
— заявление, подписанное уполномоченными лицами общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, с указанием фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства и контактных телефонов таких лиц;
— устав политической партии в двух экземплярах, сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, а также текст устава в машиночитаемом виде;
— программа политической партии, заверенная уполномоченными лицами общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, а также текст программы в машиночитаемом виде;
— заверенные уполномоченными лицами общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения или иного органа, ответственными за их преобразование в политическую партию, копии решений съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения об их преобразовании в политическую партию, о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о преобразовании региональных отделений общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в региональные отделения политической партии, о формировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данных о представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования;
— документ об уплате государственной пошлины;
— сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией (указываются в соответствующей графе заявления);
— экземпляр общероссийского периодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате проведения съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, созываемого для их преобразования в политическую партию;
— заверенные уполномоченными лицами региональных отделений общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения копии протоколов проведенных более чем в половине субъектов РФ конференций или общих собраний региональных отделений общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения с решениями о преобразовании региональных отделений общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в региональные отделения политической партии и с указанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях, соответствующей требованиям ст. 3 Федерального закона «О политических партиях», а также места нахождения руководящих органов региональных отделений политической партии;
— передаточный акт общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.
Для государственной регистрации регионального отделения политической партии необходимы следующие документы:
— копия решения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии либо копия решения уполномоченного органа политической партии о создании (преобразовании) региональных (территориальных) отделений политической партии;
— заверенная уполномоченными лицами политической партии копия документа о государственной регистрации политической партии;
— заверенные уполномоченными лицами политической партии копии устава и программы политической партии;
— заверенная уполномоченными лицами регионального отделения политической партии копия протокола конференции или общего собрания регионального отделения политической партии с указанием численности членов политической партии в ее региональном отделении, а также места нахождения руководящих органов регионального отделения политической партии;
— документ об уплате государственной пошлины;
— сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа регионального отделения политической партии, по которому осуществляется связь с региональным отделением политической партии;
— список членов регионального отделения политической партии (ст. 18 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»).
Как следует из п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», для государственной регистрации профессионального союза, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичной профсоюзной организации представляются:
— заявление;
— подлинники или нотариальные копии уставов или положений о первичных профсоюзных организациях;
— заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов или положений о первичных профсоюзных организациях, перечней участников соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций);
— документ об уплате государственной пошлины.
5. В комментируемой статье установлен пресекательный срок для подачи документов: в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания общественного объединения. В случае, если прошло уже более трех месяцев, учредителям следует организовать проведение нового учредительного съезда (конференции) или общего собрания общественного объединения и составить свежий протокол и выписку.
Заметим, что дата проведения учредительного съезда, конференции или собрания обязательно указывается в принятом протоколе. Ссылка на дату принятия такого решения (протокола) ставится на первом листе устава и учредительного договора (если последний имеется).
Для государственной регистрации общественного объединения органами Министерства юстиции России производятся следующие административные процедуры:
— прием документов от заявителя;
— рассмотрение представленных документов;
— принятие решения по результатам рассмотрения представленных для государственной регистрации документов:
— о приостановлении государственной регистрации общественного объединения;
— о государственной регистрации общественного объединения;
— выдача заявителю документов, подтверждающих государственную регистрацию общественного объединения.
Решение об отказе в предоставлении государственной услуги принимается по результатам рассмотрения представленных документов (подробнее см. комментарий к ст. 23).
6. Принятию решения о государственной регистрации общественного объединения предшествует подготовка материалов к рассмотрению, в ходе которой представленные документы анализируются с точки зрения:
— соответствия Конституции РФ, комментируемому Закону, Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и иным нормативным актам;
— наличия полного перечня требуемых по закону учредительных документов;
— соблюдения надлежащего порядка и правильности оформления учредительных документов;
— достоверности информации, содержащейся в представленных на государственную регистрацию учредительных документах;
— соответствия названия общественного объединения требованиям закона;
— наличия в ЕГРЮЛ зарегистрированного общественного объединения с тем же названием на территории, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность.
7. В ч. 3 — 5 комментируемой статьи законодатель разграничивает полномочия Минюста РФ и его территориальных управлений в отношении отдельных видов общественных объединений в зависимости от территории их уставной деятельности. Руководствуясь указанными нормами, заявление о государственной регистрации следует подавать:
— при государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения — в федеральный орган государственной регистрации;
— при государственной регистрации межрегионального общественного объединения — в территориальный федеральный орган государственной регистрации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения;
— при государственной регистрации регионального или местного общественного объединения — в территориальный федеральный орган государственной регистрации в соответствующем субъекте РФ.
Соответственно, решения о государственной регистрации принимаются органами, принявшими поданные документы.
По итогам проверки представленных документов может быть принято либо решение о государственной регистрации объединения, либо решение об отказе в государственной регистрации. Отрицательное решение выдается заявителю и в Федеральную налоговую службу не направляется. Если принимается решение о государственной регистрации, то один экземпляр решения представляется в соответствующий территориальный орган Федеральной налоговой службы с сопроводительным письмом, один остается в органе государственной регистрации.
8. Решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с ч. 6 комментируемой статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения. Представлять копию документа о государственной регистрации общественного объединения не требуется. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.
Сроки рассмотрения документов и принятия решения строго регламентированы нормами комментируемой статьи с тем, чтобы избежать бюрократии и неоправданного затягивания времени получения заявителем итоговых документов.
Общий срок предоставления государственной услуги центральным аппаратом Минюста России и его территориальными органами, без учета времени на исполнение функций регистрирующим органом, не должен превышать: 33 дней в отношении общественных объединений, 30 дней — политических партий. В случае отказа в государственной регистрации создания общественного объединения в эти же сроки заявителю должен быть выдан мотивированный отказ в письменной форме.
Срок пересылки или передачи федеральным органом государственной регистрации документов в уполномоченный регистрирующий орган не регламентирован, но должен являться разумным (на практике он составляет в среднем около недели).
Федеральный орган государственной регистрации при получении документов общественного объединения выдает уведомление о получении документов с приложением описи.
Срок принятия решения уполномоченным регистрирующим органом — не более чем 5 рабочих дней со дня получения документов. После принятия решения в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись (в течение все тех же 5 рабочих дней) и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщается об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения. Это значит, что не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи о государственной регистрации объединения, свидетельство, подтверждающее факт внесения записи в ЕГРЮЛ, направляется обратно в орган государственной регистрации с сопроводительным письмом. Срок, который занимает пересылка документов, опять же может быть разным, от одного дня до нескольких недель.
Федеральный орган государственной регистрации не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ записи об общественном объединении выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.
После внесения записи в ЕГРЮЛ орган государственной регистрации направляет один экземпляр регистрационного дела общественного объединения для ее постановки на учет в налоговом органе. Заявителю или иному уполномоченному лицу впоследствии можно будет получить свидетельство о постановке на налоговый учет в качестве налогоплательщика зарегистрированного общественного объединения (об ИНН) непосредственно в налоговом органе по месту нахождения этого объединения.
9. После завершения процедуры государственной регистрации заявитель, подавший заявление о создании общественного объединения, как правило, получает в органе государственной регистрации следующие документы:
— свидетельство о создании общественного объединения;
— свидетельство о государственной регистрации;
— экземпляр устава (он прошивается и заверяется на обороте последнего листа подписью должностного лица, ответственного за принятие решения о государственной регистрации, и гербовой печатью Минюста РФ или его территориального органа);
— экземпляр учредительного договора (если таковой у объединения имеется).
Дополнительно заявителю может быть выдана памятка о порядке отчетности общественного объединения, а также лишние экземпляры документов.
Если принимается решение об отказе в государственной регистрации, то по одному экземпляру из перечня документов, поданных заявителем, орган государственной регистрации оставляет в регистрационном деле. Заявителю выдаются оставшиеся экземпляры документов вместе с решением об отказе в регистрации. Заявление, поданное в одном экземпляре, а также документ об уплате государственной пошлины остаются в органе государственной регистрации.
Следует добавить, что информация по вопросам предоставления государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации общественных объединений предоставляется на информационных стендах непосредственно в центральном аппарате Минюста России и его территориальных органов; на официальном сайте Минюста России в сети Интернет (URL: minjust) и сайтах территориальных органов Минюста России; на Едином портале государственных и муниципальных услуг (URL: gosuslugi) и иными способами, в порядке, установленном Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. № 455.
Статья 22. Утратила силу. — Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ.
Статья 23. Отказ в государственной регистрации общественного объединения и порядок его обжалования
Комментарий к статье 23
1. Предусмотренный ст. 23 перечень оснований для отказа в государственной регистрации общественного объединения сформулирован как исчерпывающий. Рассмотрим подробнее каждое из оснований для отказа.
В качестве первого основания указано противоречие устава общественного объединения Конституции РФ и законодательству РФ.
В более ранней редакции статьи требовалось установить противоречие только положениям Конституции и законов. Понятие законодательства является более широким и включает в себя нормативно-правовые акты всех уровней «правовой иерархии»: кроме Конституции РФ и законов в систему законодательства включаются правовые акты, изданные Правительством РФ, министерствами и иными исполнительными органами власти, Президентом РФ, нормы международного права, ратифицированные Российской Федерацией.
В частности, из норм ст. 13, 30 Конституции РФ следует, что положения устава общественного объединения могут противоречить принципам идеологического и политического многообразия, равенства общественных объединений перед законом, нарушать гарантии свободы деятельности общественных объединений и прав каждого на объединение или игнорировать запрет на принуждение к вступлению в общественное объединение или к пребыванию в нем.
Например, не может быть зарегистрирована общественная организация, в уставе которой содержится положение: «Члены общественного объединения не вправе выйти из объединения и не вправе быть участниками (членами) других коммерческих и некоммерческих организаций».
К числу основных сведений об общественном объединении относятся его наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму. Наименования общественных объединений, равно как и других некоммерческих организаций, должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Наименование юридического лица состоит из двух частей — собственно наименования, а также указания на организационно-правовую форму юридического лица.
Например, наименование «Общественная организация «Потребитель» отражает цель ее уставной деятельности — помощь потребителям в защите их интересов при выборе, приобретении и эксплуатации товаров, а наименование «Общественная организация «Люкс» не несет смысловой информации о характере его деятельности.
Мотивировка отказа в государственной регистрации должна содержать точное указание на то, какой конкретно норме и в чем противоречат те или иные положения устава общественного объединения.
Вторым основанием для отказа названо представление документов, необходимых для государственной регистрации, не полностью, либо оформленных в ненадлежащем порядке, либо в ненадлежащий орган.
Представление документов, необходимых для государственной регистрации, не в полном объеме означает, что заявителем не представлен какой-либо из следующих документов:
— заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
— устав общественного объединения в трех экземплярах;
— выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
— сведения об учредителях;
— документ об уплате государственной пошлины;
— сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
— протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
— при использовании в наименовании общественного объединения личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.
Оформление документов в ненадлежащем порядке может выражаться в том, что представлены:
— заявление, подписанное неуполномоченным лицом;
— в заявлении не указаны фамилия, имя, отчество, место жительства и (или) контактные телефоны заявителя или же иные сведения, которые обязательны для указания;
— устав общественного объединения не содержит указания на место нахождения руководящего органа общественного объединения, порядок избрания его руководящих органов или иные обязательные сведения;
— выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания не содержит сведений о создании общественного объединения, об утверждении его устава и (или) о формировании руководящих органов и (или) контрольно-ревизионного органа;
— документ об уплате государственной пошлины, в котором плательщиком указан не заявитель, а иное неуполномоченное лицо;
— документ об уплате государственной пошлины, по которому государственная пошлина уплачена в размере большем или меньшем по сравнению с установленным ст. 333.33 Налогового кодекса РФ;
— сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, выданные неуполномоченным лицом, например индивидуальным предпринимателем, арендующим офисное помещение по договору аренды, срок которого уже истек;
— многие другие.
Представление документов в ненадлежащий орган означает их представление в орган, который не уполномочен принимать решение о государственной регистрации, и имеет место, когда документы поданы в нарушение ч. 2 — 5 ст. 21 (подробнее см. комментарий к ст. 21).
Еще одним основанием для отказа является случай, когда выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем, поскольку является:
— иностранным гражданином (лицом без гражданства), в отношении которого принято решение о нежелательности его пребывания (проживания) в России;
— лицом, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
— лицом, содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда и т.п. (подробнее см. ст. 19 и комментарий к ней).
Информацию о причинах, по которым выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем, орган государственной регистрации получает не от заявителя (поскольку закон не допускает требовать от заявителя документы, не предусмотренные ст. 21 комментируемого Закона и иными специальными законами об отдельных видах общественных объединений), путем направления запросов в органы Федеральной миграционной службы, органы внутренних вел и иные соответствующие органы либо путем обращения к электронным базам данных.
Самостоятельным основанием для отказа выступает случай, когда ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории.
Наименование вновь созданного общественного объединения должно быть уникальным, по крайней мере в пределах той же территории, на которой объединением планируется вести уставную деятельность. Это отвечает, прежде всего, интересам всех граждан, ведь общественные объединения создаются в общественно полезных целях. Между тем коммерческие организации, например общества с ограниченной ответственностью, имеющие одинаковые наименования, могут регистрироваться и действовать без каких-либо ограничений.
Если будет установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация, то орган государственной регистрации также вносит решение об отказе.
Недостоверной информацией следует считать не соответствующие действительности сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и т.п.
Наименование общественного объединения не должно оскорблять нравственность, национальные и религиозные чувства граждан. Иначе это является самостоятельным основанием для отказа в государственной регистрации объединения.
Наименование общественного объединения может оскорблять нравственность, если в нем содержатся унижающие честь и достоинства других лиц выражения типа: «свобода только для русских», «долой монархию» и т.п.
Оскорбление религиозных чувств граждан может касаться вероисповедания, совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучения религии и (или) религиозного воспитания.
Еще раз отметим, что перечень оснований не может быть расширен регистрирующим органом, а в решении об отказе обязательно указывается конкретный подпункт пункта 1 комментируемой статьи, в соответствии с причиной отказа.
2. Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается. Из этого следует, что даже если на определенной территории действует большое количество подобных объединений, имеющих сходные цели деятельности, и созданное объединение вряд ли будет успешно функционировать, то отказывать в регистрации такого общественного объединения законом запрещено.
Решение об отказе должно иметь обязательную письменную форму. Оно принимается и направляется (выдается) заявителю в сроки, установленные ст. 21.
3. В комментируемой статье содержится норма о том, что отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в суд. Стоит заметить, что аналогичный порядок обжалования уклонения от государственной регистрации или отказа в государственной регистрации в Минюст России или в суд установлены также Федеральным законом «О некоммерческих организациях».
В случаях, установленных федеральными законами, определяющими правовое положение отдельных видов общественных объединений, в частности Федеральными законами «О политических партиях» (п. 5 ст. 20), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (п. 2 ст. 8), отказ в государственной регистрации таких некоммерческих организаций или уклонение от государственной регистрации обжалуются в суд.
Вышестоящим органом, в который можно направить жалобу, выступает Минюст России.
Министр юстиции Российской Федерации наделен полномочиями:
1) во-первых, отменять противоречащие федеральному законодательству распоряжения территориального органа об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации, если иной порядок его отмены не установлен федеральным законом;
2) во-вторых, обязывать территориальный орган:
— в случае уклонения территориального органа от государственной регистрации общественного объединения — произвести действия, предусмотренные законодательством РФ;
— в случае отмены противоречащего федеральному законодательству решения об отказе территориального органа в государственной регистрации некоммерческой организации — повторно рассмотреть представленные документы.
Жалоба может быть подана органом общественного объединения, действующим в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами (при отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией организации — уполномоченным представителем ликвидационной комиссии), либо представителем по доверенности. Лицо, направившее жалобу, выступает ее заявителем.
Представленная в вышестоящий орган жалоба должна содержать:
— наименование заявителя и адрес его места нахождения, фамилию, имя, отчество (при наличии) и адрес постоянного или преимущественного проживания физического лица;
— описание обжалуемого действия (бездействия) и просьба заявителя;
— обстоятельства, на которых заявитель основывает свою жалобу, и информацию, подтверждающую эти обстоятельства;
— перечень прилагаемых к жалобе документов.
В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя, иные сведения, имеющие, по мнению заявителя, значение для рассмотрения жалобы. К жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени общественного объединения.
К жалобе также могут прилагаться:
— копии документов, представленных в территориальный орган для проведения государственной регистрации;
— копии документов, полученных от территориального органа в связи с представлением заявления и иных документов на государственную регистрацию;
— иные документы, которые, по мнению заявителя, являются существенными для рассмотрения его жалобы.
Жалобы, не соответствующие по содержанию указанным выше требованиям, в том числе те, к которым не приложены документы, подтверждающие полномочия заявителя, оставляются без рассмотрения.
Об оставлении без рассмотрения заявитель уведомляется в письменной форме. В уведомлении указываются причины, по которым жалоба оставлена без рассмотрения, а также право заявителя при устранении указанных причин вновь обратиться с жалобой. Названное уведомление должно быть направлено заявителю в течение 14 дней с момента поступления жалобы заказным письмом, а также продублировано посредством телефонной или факсимильной связи, электронной почты (при наличии данных сведений в жалобе).
Жалоба поступает в Департамент по делам некоммерческих организаций Минюста России, который на основании поступившей жалобы производит следующие действия:
— направляет руководителю территориального органа запрос о представлении объяснений по существу обстоятельств, изложенных в жалобе, а также документов (их копий), на основании которых не принято решение о государственной регистрации общественного объединения (при обжаловании уклонения от государственной регистрации общественного объединения) или было принято решение об отказе в государственной регистрации;
— на основании полученных от заявителя и территориального органа объяснений и копий документов изучает обстоятельства, приведшие к непринятию решения о государственной регистрации общественного объединения или к принятию решения об отказе в государственной регистрации общественного объединения;
— при необходимости запрашивает дополнительную информацию (документы) в территориальном органе, а также у заявителя;
— при необходимости организует изучение соответствующего дела непосредственно в территориальном органе;
— направляет в соответствующий суд запрос о подтверждении факта подачи межрегиональным, региональным, местным общественным объединением, иной организацией заявления об обжаловании решения об отказе или об уклонении от государственной регистрации общественного объединения (при поступлении такой информации в Департамент по делам некоммерческих организаций).
В случае удовлетворения жалобы названный Департамент готовит проект распоряжения Минюста России:
— об отмене решения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации и обязывании территориального органа повторно рассмотреть представленные документы;
— об обязывании территориального органа совершить действия, предусмотренные законодательством РФ (при обжаловании уклонения от государственной регистрации общественного объединения).
Рассмотрение жалобы заявителя осуществляется в течение месяца со дня ее поступления.
При необходимости запроса дополнительной информации, а также в связи с направлением в суд запроса срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на два месяца с уведомлением об этом заявителя.
Если в жалобе заявителя указано, что уклонение от государственной регистрации общественного объединения или решение об отказе в государственной регистрации общественного объединения обжалованы в суд, рассмотрение жалобы должно быть завершено в срок не более 14 дней с даты ее поступления в Минюст России.
Жалоба не подлежит удовлетворению, если:
— не выявлены факты уклонения от государственной регистрации общественного объединения;
— отсутствуют основания для признания решения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации противоречащим федеральному законодательству;
— заявитель обжаловал в суд уклонение от государственной регистрации общественного объединения или решение об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации;
— заявитель отозвал жалобу.
Заверенная в установленном порядке копия распоряжения направляется в территориальный орган. После чего территориальный орган в течение месяца с даты получения распоряжения обязан доложить о его исполнении заместителю Министра юстиции Российской Федерации.
Заявителю направляется уведомление о принятом решении, в том числе об отказе в удовлетворении жалобы, с приложением к письму заверенной в установленном порядке копии распоряжения (если распоряжение было издано).
При рассмотрении жалоб на отказ в регистрации общественных объединений граждан либо заявлений заинтересованных лиц о ликвидации общественных объединений Пленум Верховного Суда РФ рекомендует судам учесть, что в соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Учитывая это конституционное положение, судам следует, по мнению Пленума, тщательно исследовать и оценивать в совокупности все представленные письменные и вещественные доказательства, показания свидетелей и другие доказательства, свидетельствующие о целях, задачах, фактической деятельности общественных объединений (см. п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).
В судебном порядке отказ в государственной регистрации общественного объединения обжалуется по общим правилам, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом РФ.
4. Если было вынесено решение об отказе в государственной регистрации общественного объединения, то заявитель или иное уполномоченное лицо вправе вновь подать документы для государственной регистрации. Подать документы повторно можно в любое время. Однако необходимо соблюсти трехмесячный срок с момента принятия решения о создании объединения, исчисляемый со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания, установленный частью 7 ст. 21 комментируемого Закона.
Документы должны быть поданы в полном объеме, в том числе с повторной уплатой государственной пошлины.
Единственным условием повторной подачи документов является устранение оснований, вызвавших отказ. Например, доработка устава, если в уставе отсутствовали сведения о порядке избрания и сроках полномочий органов управления, и это явилось причиной отказа.
Повторная подача заявления о государственной регистрации общественного объединения и вынесение по этому заявлению решения осуществляются по общим правилам, установленным в ст. 21 комментируемого Закона.
Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.


   


Запись на обучение

Вступление в Торгово — промышленную палату Краснодарского края
14.07.2014 ООО «Бартон» подала заявку на членство в…

Начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп»
23.06.2014 начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп» -…

Начато тендерное сопровождение мебельной компании «Дельта»
30.04.2014 начато тендерное сопровождение мебельной…

Все новости



Отзыв Соколовской Оксаны Евгеньевны
Спасибо за очное обучение по учебным программам…

Отзыв Агаревской Елены Юрьевны
Спасибо, очень понравилось обучение в вашем учебном…

Отзыв Коптяевой Марины Александровны
Спасибо за дистанционное обучение по образовательной…

Все отзывы

Мы Вам перезвоним


  1. В какое время? (в рабочие дни с 9.00 до 18.30)










    Защита от спама, если вы человек - выберите эту опцию.