http://barton.ru/
Обучение навыкам организации и участия в закупках (тендерах). Очное, корпоративное в Краснодаре, Сочи, Краснодарском крае и Республике Крым, дистанционное по всей стране. Сопровождение в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Выдача электронной подписи. Аккредитация на электронных торговых площадках.
8 (861) 292 77 04

8 (978) 071 69 85

tender@barton.ru

Обучение Заказчиков

по 44-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

по 223-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Обучение Поставщиков

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Дистанционное обучение

по 44-ФЗ

по 223-ФЗ


Услуги

Бюджетный контракт



Ваша компания намерена заключить контракт с государственным или муниципальным заказчиком? Или уже исполняет такой контракт? Наша статья расскажет, на что обратить внимание бухгалтеру.
В условиях экономического кризиса компании проявляют большой интерес к выполнению договоров, которые финансируются из государственного или муниципального бюджета. С 1 января 2014 г. заключение и исполнение таких договоров регламентирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако получить бюджетный заказ можно только на конкурсной основе. Исключение — закупки на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (пп. 4 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).
В сфере закупок действует единая информационная система, в которой широко применяется электронный документооборот (ст. ст. 4, 5 Закона № 44-ФЗ). Вся информация предоставляется с использованием официального сайта zakupki в сети Интернет.
Принцип конкуренции
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) — конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений (п. п. 1, 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Предпочтение отдается участникам, предлагающим инновационную и высокотехнологичную продукцию (ст. 10 Закона № 44-ФЗ). С победителем отборочных мероприятий заключается контракт (п. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) (см. таблицу).
Таблица. Способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по бюджетному контракту

Способ Победителем становится участник… Нормы Закона № 44-ФЗ
Конкурс предложивший лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации п. 3 ст. 24
Аукцион (проводится в режиме реального времени) предложивший наименьшую цену контракта п. 3 ст. 24
Запрос котировок предложивший наиболее низкую цену контракта п. 1 ст. 72
Запрос предложений направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге п. 1 ст. 83

Наличие у участника недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации за прошедший календарный год допускается. Но ее сумма не должна превышать 25 процентов балансовой стоимости активов участника по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Проверку участника по этому критерию комиссия по осуществлению закупок производит самостоятельно (пп. 5 п. 1, п. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ) — путем запросов в государственные органы.
Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций организуются специальные отборочные мероприятия, в которых начальная (максимальная) цена контракта не превышает 20 млн руб. (пп. 1 п. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).
Условия контракта
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (п. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Исключение составляют случаи, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 13.01.2014 № 19. Например, при заключении контракта на предоставление агентских услуг размер вознаграждения агента может зависеть от результата исполнения поручения принципала.
Законодательство о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд не позволяет проводить торги по составным частям структуры цены — например, по цене, которая в дальнейшем будет увеличена или уменьшена на сумму НДС (Письмо Минфина России от 02.07.2012 № 02-11-08/2467). Если победитель не является плательщиком НДС (в т.ч. применяет «упрощенку»), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо указания суммы НДС ставится прочерк. При оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится: поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте (Письмо Минфина России от 28.12.2011 № 02-11-00/6027).
Важно знать. Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Сумма НДС является прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога (Письмо ФАС России от 06.10.2011 № АЦ/39173).
Контракт заключается после предоставления участником закупки обеспечения его исполнения. Исполнение обеспечивается предоставлением банковской гарантии (ст. 368 ГК РФ) либо внесением денежных средств на счет, указанный заказчиком. Способ обеспечения участник закупки определяет самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (п. п. 3 и 4 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Обратите внимание: в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение, уменьшенное на размер выполненных обязательств, взамен ранее предоставленного обеспечения. При этом может быть изменен и способ обеспечения исполнения контракта (п. 7 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).
При исполнении контракта не допускается изменение его условий, в том числе цены. Хотя из этого правила имеются исключения. Они охарактеризованы в ст. ст. 34 и 95 Закона № 44-ФЗ.
При нарушении условий контракта одной из сторон другая сторона направляет нарушителю требование об уплате неустоек (штрафов, пени). Но если для заказчика это обязанность, то для поставщика (подрядчика, исполнителя) — право (п. п. 4 — 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Обязательные условия контракта (п. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ):
— о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги;
— о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом;
— о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Отражение операций по исполнению бюджетного контракта в бухгалтерском или в налоговом учете специфики не имеет. В частности, полученные авансы не считаются целевым финансированием.
Контроль в сфере закупок
Заказчик подлежит ведомственному контролю со стороны государственных и муниципальных органов (ст. 100 Закона № 44-ФЗ). В частности, ведомственному контролю в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд подлежит (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 № 89):
— соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
— своевременность, полнота и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
— соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Наличие такого контроля делает крайне рискованными недобросовестные сговоры между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по контракту.
В силу ст. 101 Закона № 44-ФЗ контроль за поставщиком (подрядчиком, исполнителем) осуществляет заказчик. Подобной нормы в предшествующем Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ, утратившем силу с 1 января 2014 г., не было. Так что теперь требования заказчика о предоставлении документального подтверждения затрат на расходные материалы, отраженные в смете, получили под собой законное основание.
Нецелевое расходование бюджетных средств и разногласия
сторон
Арбитражная практика по применению Закона № 44-ФЗ еще не сложилась. Тем не менее можно считать показательным Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 № 05АП-6536/2012, принятое в период действия Закона № 94-ФЗ. В нем отражены результаты проверки целевого, правомерного и эффективного использования бюджетных средств при выполнении капитального ремонта. Местная администрация выявила оплату подрядчику стоимости работ в завышенных объемах, материалов по завышенной стоимости, а также оплату фактически не выполненных работ. Соответствующие средства были возвращены в бюджет.
Это дело иллюстрирует распространенную схему отношений заказчика и подрядчика в строительстве, когда они по взаимной договоренности составляют акт о приемке выполненных работ по сроку, указанному в контракте, в то время как подрядчик даже не закупал необходимых для производства работ материалов.
Давайте называть вещи своими именами. В подобной ситуации документы о выполнении сфальсифицированы, работы в полном объеме не выполнены, доказательств их выполнения не имеется. Так что бюджетные средства подрядчиком присвоены незаконно.
Направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным контрактом, расценивается как нецелевое использование бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса). Сделка, которая совершена с целью прикрыть сделку на иных условиях (в т.ч. не имевшая места приемка результата работ), является притворной. Она ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила (п. 2 ст. 170 ГК РФ).
Нецелевое использование влечет административную (ст. 15.14 КоАП РФ) или уголовную ответственность. Если оно не содержит уголовно наказуемого деяния, то грозит должностным лицам штрафом в размере от 20 до 50 тыс. руб. или дисквалификацией на срок от одного года до трех лет. А штрафы для юридических лиц составляют от 5 до 25 процентов суммы средств, использованных не по целевому назначению.
Уголовная ответственность наступает за нецелевое расходование сумм, превышающих 1,5 млн руб. Спектр возможных наказаний весьма широк. Среди них — штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб., лишение свободы на срок до двух лет.
Между тем просрочка исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, обернется для подрядчика лишь предъявлением пени (п. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). А если просрочка подрядчика вызвана несвоевременным финансированием работ, то подрядчик в свою очередь может выставить пени заказчику (п. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Нередко между подрядчиками и заказчиками возникают разногласия о допустимости экономии на материалах. Здесь нужно вспомнить, что цена контракта является твердой, а Закон № 44-ФЗ не закрепляет право заказчика на взыскание с подрядчика суммы экономии. Контракт является гражданско-правовым договором (пп. 3 п. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ), поэтому он должен соответствовать нормам гражданского законодательства. Эту позицию поддерживают суды (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2013 № 09АП-20470/2013). Причем Закон № 44-ФЗ применяется в части, не урегулированной Гражданским кодексом (ст. 768 ГК РФ).
Е.Диркова
Редакция «ПБ»
Подписано в печать
29.08.2014
Диркова Е. Бюджетный контракт // Практическая бухгалтерия. 2014. № 9. С. 86 — 88.


   


Запись на обучение

Вступление в Торгово — промышленную палату Краснодарского края
14.07.2014 ООО «Бартон» подала заявку на членство в…

Начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп»
23.06.2014 начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп» -…

Начато тендерное сопровождение мебельной компании «Дельта»
30.04.2014 начато тендерное сопровождение мебельной…

Все новости



Отзыв Соколовской Оксаны Евгеньевны
Спасибо за очное обучение по учебным программам…

Отзыв Агаревской Елены Юрьевны
Спасибо, очень понравилось обучение в вашем учебном…

Отзыв Коптяевой Марины Александровны
Спасибо за дистанционное обучение по образовательной…

Все отзывы

Мы Вам перезвоним


  1. В какое время? (в рабочие дни с 9.00 до 18.30)










    Защита от спама, если вы человек - выберите эту опцию.