Введение (Система управления заказами для нужд государственного учреждения)

Просмотров: 37

Введение

Актуальность темы исследования. На рубеже XX-XXI столетий доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте практически во всех странах (развитых и развивающихся) возросла более чем в 700 раз. Отмечается увеличение как объема, так и стоимости закупок для государственных нужд. Государство становится крупнейшим потребителем на рынке товаров, работ и услуг - доля государственных закупок постоянно растет и составляет в развитых странах более 20% ВВП. Поэтому правительства, руководя государственными расходами и налогами, могут оказывать значительное воздействие на социально-экономические процессы, а государственные закупки все более рассматриваются как один из действенных инструментов социально-экономического развития.

С тенденцией роста расходов на госзакупки наиболее актуальной становится проблема организации, т.е. создания организационных, экономических условий и механизмов для наиболее эффективного использования государственных ресурсов. Государственный заказ способен как стимулировать экономическую активность рыночных агентов в нормальных конкурентных условиях, так и служить механизмом подавления недобросовестной конкуренции и использования бюджетных ресурсов в личных целях чиновников. Ключевое значение имеет значительный рост госзаказа продукции приоритетных отраслей: авиапрома, транспортного машиностроения, машиностроения, сельхозмашиностроения. «Электронные» поставщики, которые заявляют о своих товарах и услугах, анонимны, поэтому заказчик не знает, кто из них победит. В этой связи появляется надежда, что с развитием в России системы государственного заказа возрастет эффективность принимаемых управленческих решений в сфере государственного регулирования экономики, снизится уровень коррупции при осуществлении государственных закупок.

Развитый механизм государственных закупок позволяет более эффективно и более справедливо использовать при выполнении госзаказа потенциал частного предпринимательства, обществ инвалидов, предприятий в малых городах и т.д., что содействует обеспечению устойчивости экономического развития, ускоренному и сбалансированному решению актуальных задач социально-экономического развития. С ростом тенденций социальной ориентации экономики, особенно в кризисных условиях, значимость системы государственных закупок многократно увеличивается.

В условиях глобализации и интеграционных процессов в мировой экономике особенно актуальна проблема  разработки единых стандартов и механизмов функционирования системы государственных закупок в конкурентной среде, основанных на принципах равенства и открытости закупочных процедур. Важной задачей является формирование государственной закупочной политики, направленной на эффективное расходование бюджетных средств. Государственный заказ как структурный элемент системы макроэкономических регуляторов направлен на поддержание стабильности финансовых отношений в экономике. Расходы государственного бюджета определяют масштабы и динамику финансовых потоков, создающих необходимые условия для экономического роста и развития приоритетных отраслей национальной экономики.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует полноценное правовое регулирование имущественных отношений с участием публично-правовых образований, не основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой (контрактных отношений). Для его создания необходимо формирование в Российской Федерации комплексной контрактной системы.

Актуальность темы обусловлена также тем, что в ближайшее время ожидаются серьезные изменения в законодательстве. 18 октября 2011 г. на официальном сайте Минэкономразвития России опубликована новая редакция законопроекта Федерального закона «О федеральной контрактной системе». Законопроект направлен на регулирование закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд и должен будет заменить Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы теории и методологии развития государственных закупок в отечественной литературе наиболее всесторонне отражены в трудах В.А. Федоровича, а также в работах А.Е. Иванова, М.Н. Козина, А.П. Патрона, Д.А. Рубвальтера, В.И. Смирнова, И.И. Смотрицкой и др. В зарубежной литературе общие и частные вопросы теории и методологии государственных закупок нашли отражение в работах таких авторов, как А. Алчиан, С. Арроусмит, Г. Демсец, А. Дэвис, У. Кейс, М. Линдерс, Дж. Стиглиц, О. Уильямсон.

Научные работы, посвященные проблеме размещения государственного заказа, как правило, реализованы в правовом ключе, в то время как экономическая сущность данного явления представляет не меньший интерес для науки. В рамках экономической науки наиболее целесообразно рассматривать проблемы размещения государственного заказа с позиции институционального подхода, так как данный подход позволяет в комплексе проанализировать все аспекты данной проблемы, включая правовой механизм реализации концепции конкурентных методов закупки продукции для государственных нужд.

Объектом исследования является система управления заказами для нужд государственного учреждения СПб ГУ «Городское агентство по промышленным инвестициям».

Предметом исследования выступают организационно-управленческие механизмы развития системы государственного заказа для нужд государственного учреждения СПб ГУ «Городское агентство по промышленным инвестициям» в современных условиях необходимости оптимизации расходования бюджетных средств.

Цель дипломного проекта состоит в изучении системы управления заказами для нужд государственного учреждения СПб ГУ «Городское агентство по промышленным инвестициям».

Задачи дипломного проекта:

- систематизировать трактовки понятия «государственный заказ» в современной мировой и отечественной научной литературе;

- концептуалировать управление государственным заказом в рамках системного подхода;

- рассмотреть основные задачи и принципы системы управления государственным заказом;

- проанализировать нормативно-правовое регулирование управления государственным заказом в РФ;

- выявить роль государственных заказчиков в системе управления государственным заказом в РФ;

- проанализировать финансовое обеспечение системы государственного заказа для нужд СПб ГУ «Городское агентство по промышленным инвестициям»;

- исследовать процесс управления государственным заказом в СПб ГУ «Городское агентство по промышленным инвестициям»;

- дать оценку экономической эффективности закупочной деятельности СПб ГУ «Городское агентство по промышленным инвестициям».

Методы исследования: библиографический, сравнительный, анализа и синтеза.

Эмпирическую базу исследования составили Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, регулирующие отдельные виды государственного заказа.

Практическая значимость проектного исследования состоит в том, что представленные результаты исследования могут быть использованы в управлении заказами для нужд государственного учреждения.

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.