Решение Татарстанского УФАС России от 15.09.2014 № 04-04/13857

Просмотров: 27

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН РЕШЕНИЕ от 15 сентября 2014 г. № 04-04/13857 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия) в составе: в отсутствие заявителя, присутствии представителя уполномоченного органа - Исполнительного комитета Арского муниципального района - (доверенность № 59 от 05.09.2014 г.), рассмотрев жалобу на действия уполномоченного органа - Исполнительного комитета Арского муниципального района, муниципального заказчика - Муниципального учреждения «У» исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан при проведении электронного аукциона на предмет: «Строительство татарского национального подворья связанного с проведением народного праздника «Сабантуй-2014» в г. Казани» (идентификационный номер извещения № 0111300025014000075), установила: Извещение о проведении открытого аукциона № 0111300025014000075 на предмет: «Строительство татарского национального подворья связанного с проведением народного праздника «Сабантуй-2014» в г. Казани» было размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг zakupki.gov (далее - официальный сайт) - 27.08.2014 г. Уполномоченный орган - Исполнительный комитет Арского муниципального района. Муниципальный заказчик - Муниципальное учреждение «У» исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 095 000,00 рублей. По мнению заявителя, документация размещена с нарушением действующего законодательства. Уполномоченным органом были представлены письменные и устные пояснения по существу рассматриваемой жалобы. Изучив материалы, Комиссия сочла довод заявителя, изложенный в жалобе, обоснованным ввиду следующего. Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (в ред. от 04.06.2014 г. 140-ФЗ), при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки; 2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; 3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке; 4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято; 5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; 6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма; 7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества. В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. Вместе с тем, в пункте 2 раздела 1.5 документации об аукционе установлено обязательное требование к участникам, а именно: правомочность участника закупки заключать контракт. Следовательно, учитывая, что требование к правомочности участника закупки не предусмотрены частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в ред. от 04.06.2014 г., данные требования являются излишними и нарушают требования части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе. Таким образом, уполномоченным органом - Исполнительным комитетом Арского муниципального района, муниципальным заказчиком - Муниципальным учреждением «У» исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан нарушено требование части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, в ходе внеплановой документарной проверки было установлено следующее. Согласно статье 12 Закона о контрактной системе, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Информация, предусмотренная федеральным законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе; 3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона; 5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона; 6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями); 7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта; 8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта; 9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона; 10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта; 11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе; 12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Предметом закупки является: «Строительство татарского национального подворья связанного с проведением народного праздника «Сабантуй-2014» в г. Казани», который подразумевает конкретную дату проведения указанного мероприятия. Согласно части 9 статьи 70 Закона о контрактной системе, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона. Согласно извещению, размещенном на официальном сайте, дата подведения итогов - 11.09.2014. Следовательно, контракт может быть заключен не ранее 22 сентября 2014 года. Исходя из анализа открытых источников информации, Сабантуй 2014 в г. Казани проводился 21 июня. Таким образом, услуги были оказаны до заключения контракта. Таким образом, уполномоченным органом, муниципальным заказчиком допущены нарушения требований части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о Контрактной системе. Также пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников. Кроме того, представитель уполномоченного органа пояснил, что победитель аукциона должен будет рассчитаться с исполнителями, оказавшими в июне месяце 2014 г. услуги по строительству татарского национального подворья связанного с проведением народного праздника «Сабантуй-2014» в г. Казани. При этом, необходимо отметить, что участники закупки, не обладающие информацией о том, что мероприятие, организация которого является предметом аукциона, уже проведено и стоимость услуг, оказанных в ходе организации мероприятия, определена с исполнителями, могут снизить начальную (максимальную) цену ниже цены уже оказанных услуг, тем самым понеся убытки. Следовательно, проведение аукциона, предметом которого является: «Строительство татарского национального подворья связанного с проведением народного праздника «Сабантуй-2014» в г. Казани» в настоящий момент является нецелесообразным. Таким образом, уполномоченным органом, муниципальным заказчиком допущено нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия решила: 1. Признать жалобу на действия уполномоченного органа - Исполнительного комитета Арского муниципального района, муниципального заказчика - Муниципального учреждения «У» исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан при проведении электронного аукциона на предмет: «Строительство татарского национального подворья связанного с проведением народного праздника «Сабантуй-2014» в г. Казани» (идентификационный номер извещения № 0111300025014000075), обоснованной. 2. Признать уполномоченный орган - Исполнительный комитет Арского муниципального района, муниципального заказчика - Муниципальное учреждение «У» исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан, нарушившими требования части 6 статьи 31, части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 3. Выдать уполномоченному органу - Исполнительному комитету Арского муниципального района, муниципальному заказчику - Муниципальному учреждению «У» исполнительного комитета Арского муниципального района Республики Татарстан, оператору электронной площадки - ГУП «А», предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе. Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение Татарстанского УФАС России от 15.09.2014 № 04-04/13857.