Решение Кемеровского УФАС России от 14.10.2014 по делу № 320/З-2014

Просмотров: 35

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ РЕШЕНИЕ от 14 октября 2014 г. по делу № 320/З-2014 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе: Председателя комиссии: Стельмах С.В. - заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; Членов комиссии: Романовой К.Е. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; Вагас М.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля в сфере закупок; Лыжина Д.А - начальника отдела контроля в сфере закупок; при участии: - - представителя ООО «С», по доверенности; - - представителя ООО «А», по доверенности; - - представителей ГУ МВД России по Кемеровской области, по доверенности, рассмотрев дело № 320/З-2014, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - ГУ МВД России по Кемеровской области требований Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44-ФЗ) при проведении электронного аукциона № 0139100005014000214 «Выполнение работ по капитальному ремонту здания релаксации летнего состава АОСН ГУ МВД России по Кемеровской области», в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 г. № 498 установила: 07.10.2014 г. и 09.10.2014 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО «А» (вх. № 3220э от 07.10.2014 г.) и ООО «С» (вх. № 3260э от 09.10.2014 г.) на положения документации электронного аукциона № 0139100005014000214 «Выполнение работ по капитальному ремонту здания релаксации летнего состава АОСН ГУ МВД России по Кемеровской области». По мнению ООО «С», в опубликованной документации имеется нарушение требований частей 1 и 2 статьи 33, статьи 45, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 11 части 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ, а именно: 1. Согласно п. 2.2. Проекта государственного контракта, в цену контракта включена стоимость всех затрат Подрядчика, необходимых для выполнения работ, в том числе: стоимость приобретения, поставки, монтажа и демонтажа необходимого для ремонта оборудования, конструкций и материалов. В соответствии с п. 4.2.1. Проекта государственного контракта, Подрядчик обязан качественно выполнить работы в полном объеме, в соответствии с установленными требованиями к данному виду работ и условиями настоящего контракта, проектно-сметной документацией. Согласно п. 4.2.2. Проекта государственного контракта, Подрядчик обязан произвести обусловленные работы собственными силами и средствами, с использованием своих материалов, оборудования. В соответствии с п. 1.5. Документации, Наименование товаров, работ, услуг, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика указаны в Техническом задании аукциона. Согласно п. 10.7.10. Документации, Заявка заполняется по всем пунктам с указанием конкретных характеристик товара, работ, услуг и должна быть сформулирована в виде конкретного предложения, а не словами «согласны», «так же», «соответствует», «должно быть» и т.п. Если в требованиях к поставляемому товару при проведении аукциона присутствуют слова «или эквивалент», то в этом случае участник аукциона должен указать конкретную марку предлагаемого к поставке товара. Если при проведении аукциона на выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных и иных видов работ, требования заказчика сопровождаются словами «или эквивалент», то в этом случае участник аукциона должен сформулировать свое предложение в виде конкретного наименования используемых материалов, оборудования и т.д. В соответствии с Информационной картой, Количество, объем товара, работ, услуг - Содержится в проектно-сметной документации. На основании изложенного Заявителем жалобы сделан вывод, что предметом аукциона является выполнение работ, для выполнения которых используется товар. В Разъяснениях положений документации, опубликованных 25.09.2014 года в 9:49, Заказчик пояснил: Работы должны выполняться в соответствии с Проектом, прикрепленном в виде файла на странице «Документация об аукционе». В Разъяснениях положений документации, опубликованных 25.09.2014 года в 15:16, Заказчик пояснил: Объемы выполняемых работ, перечень применяемых в работах товаров, содержатся в проектно-сметной документации, прикрепленной в виде файла «ПРОЕКТ» на странице «Документация об аукционе». Пунктом 10.4. Раздела 1 Документации об аукционе «Общие условия аукциона» подробно описано содержание заявки на участие в электронном аукционе. Данное описание полностью соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Других дополнительных «показателей», необходимых при заполнении первой части заявки на участие в электронном аукционе, заказчик не требует. В Разъяснениях положений документации, опубликованных 29.09.2014, Заказчик пояснил: При составлении заявки на участие в интересующем Вас электронном аукционе следует руководствоваться пунктом 10.4.2. Раздела 1 Документации об аукционе «Общие условия аукциона». При этом в проектной документации отсутствуют характеристики и иные показатели материалов. В нарушение части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Заказчиком не указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. В отношении товаров с указанием товарных знаков, заводов изготовителей отсутствуют параметры эквивалентности. Например: Проект ВК.pdf - лист 6 - ГК «Эльф», ВК.pdf - лист 7 - Danfoss. Локальная смета № 2-1-2 на Водопровод и канализация: поз. 79 (гидроизоляция «МАПЕЛАСТИК»), поз. 83 (Затирка швов «КЕРАКОЛОР»), поз. 84 (Клей для плитки «Гранирапид»). Локальная смета № 2-1-1 на Общестроительные работы: поз. 101 (ООО «Т»), поз. 126 (Линолеум коммерческий гомогенный «ТАРКЕТТ PRIMO PLUS»). Заказчиком не предусмотрена возможность поставки эквивалентных товаров. Учитывая отсутствие в документации параметров эквивалентности, поставка эквивалентных товаров не представляется возможным. Отсутствие максимальных и (или) минимальных значений показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, не позволяет участникам закупки составить заявку на участие в электронном аукционе надлежащим образом. Таким образом, действия Заказчика нарушают положения части 1 и 2 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ. 2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ, документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта. Положения пункта 14.18. документации предусматривают, что в качестве обеспечения исполнения контракта заказчик принимает банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения) противоречат статье 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 140-ФЗ). 3. В соответствии с п. 10.6.5. Документации, вторая часть заявки должна включать в себя документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 ФЗ № 44-ФЗ, или копии этих документов. При этом, согласно Информационной карте (стр. 13 Документации) такие преимущества участникам не предоставляются. Таким образом, Заказчиком нарушены положения пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ 44-ФЗ. 4. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Однако Документация об электронном аукционе, в том числе раздел 8 Документации об электронном аукционе, не содержит сведений о датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе. Данные действия Заказчика приводят к нарушению пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. По мнению ООО «А», в опубликованной документации имеется нарушение требований части 4 статьи 4, части 5 статьи 112, а именно: Документация об аукционе в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту здания релаксации летного состава АОСН ГУ МВД России по Кемеровской области Заказчиком размещена в формате «Adobe Acrobat Document (.PDF)». Данный формат файлов не допускает совершать поиск и копирование произвольного фрагмента текста. В соответствии с письмом от 30.06.2014 г. Федеральной Антимонопольной службы (ФАС России) «Разъяснение законодательства о контрактной системе» информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра («документ в электронной форме»). Если документация о закупке, размещенная заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления, - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, то данное действие нарушает часть 4 статьи 4, часть 5 статьи 112 Закона о контрактной системе. На доводы жалоб заказчиком - ГУ МВД России по Кемеровской области принесены отзывы, в которых доводы жалоб ООО «А» и ООО «С» расцениваются как необоснованные (более подробно доводы заказчика излагаются в письменном отзыве). В процессе рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено: 19.09.2014 г. на официальном сайте Заказчиком - ГУ МВД России по Кемеровской области было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 0139100005014000214 «Выполнение работ по капитальному ремонту здания релаксации летнего состава АОСН ГУ МВД России по Кемеровской области» и аукционная документация. В процессе рассмотрения доводов жалобы ООО «С» Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности ее доводов по следующим основаниям: В соответствии с частью 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки. Отсутствие в составе документации об электронном аукционе проектной документации свидетельствует об отсутствии полного и объективного описания объекта закупки. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: КонсультантПлюс: примечание. В документе, видимо, допущен пропуск текста, восстановить по смыслу который не представляется возможным. - описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или *** Согласно требованиям части 2 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. В соответствии с требованиями пункта 3 части 3 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией (если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации). Согласно разделу «Количество, объем товара, работ, услуг» информационной карты данного аукциона соответствующая информация содержится в проектно-сметной документации. Неотъемлемой частью данного аукциона являются опубликованная на официальном сайте проектно-сметная документация. Согласно требованиям части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Обязанность подрядчика выполнить работы в соответствии с проектно-сметной документацией (техническая документация) установлена также в части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса РФ и Положением о составе разделов проектно-сметной документации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Согласно указанным нормам проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, а также смету, определяющую цену работ. Поскольку требования к качеству, к результату, к иным характеристикам работ исчерпывающе устанавливаются в проектно-сметной документации, заказчиком опубликована закупка на выполнение работ (оказание услуг), о чем было указано в разъяснении положений документации от 29.09.2014. Соответственно, указание заявителем на нарушение заказчиком требований статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ необоснованны. В проектно-сметной документации содержатся ссылки на следующую информацию: - Проект ВК.pdf - лист 6 - ГК «Эльф», - ВК.pdf - лист 7 - Danfoss. - Локальная смета № 2-1-2 на Водопровод и канализация: поз. 79 (гидроизоляция «МАПЕЛАСТИК»), поз. 83 (Затирка швов «КЕРАКОЛОР»), поз. 84 (Клей для плитки «Гранирапид»). - Локальная смета № 2-1-1 на Общестроительные работы: поз. 101 (ООО «Т»), поз. 126 (Линолеум коммерческий гомогенный «ТАРКЕТТ PRIMO PLUS»). Из указанных обозначений следует использование товара с соответствующим наименованием. Никаких документов, подтверждающих использование названий производителей ООО «С» в материалы дела не предоставлено. Использование в Локальной смете № 2-1-1 на Общестроительные работы: поз. 126 (Линолеум коммерческий гомогенный «ТАРКЕТТ PRIMO PLUS») товарного знака ТАРКЕТТ обусловлено ссылками исполнителей локальной сметы на прайс, который использовался при ее составлении. Таким образом, Комиссией Кемеровского УФАС России не устанавливается факта ограничения количества участников закупки в самом факте использования указанных наименований и товарного знака ТАРКЕТТ, поскольку они использованы для обоснования видов работ, используемых материалов и их стоимости в проектно-сметной документации, не предполагают запрет на использование в процессе выполнения работ эквивалентных товаров. Согласно разделу «Требование к качеству товара, работ, услуг» информационной карты данного аукциона содержится требование выполнить работы в полном объеме качественно и в соответствии с требованиями нормативных документов. Материалы, оборудование и комплектующие изделия, инструкции, применяемые при выполнении работ должны соответствовать ГОСТ, ТУ и иметь сертификаты, технические паспорта, удостоверяющие их качество, должны быть новыми (не бывшими в употреблении). В связи с вышеизложенным Комиссией Кемеровского УФАС России не устанавливается нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, части 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ. По пунктам 2 и 3 жалобы представитель ООО «С» не смог пояснить однозначную причину претензий к пункту 14.18. положений документации и к соответствующим пунктам информационной карты аукциона, устанавливающим отсутствие преимущества участникам закупки в соответствии со ст. ст. 28, 29 ФЗ № 44-ФЗ. Комиссией Кемеровского УФАС России в указанной части документации нарушений требований ФЗ № 44-ФЗ не устанавливается. Указания ООО «С» на нарушение заказчиком требований п. 11 ч. 1 ст. 64 ФЗ № 44-ФЗ необоснованны, поскольку пунктом 8 Раздела 1 «Общие условия аукциона» Документации об аукционе указан порядок разъяснения положений документации об аукционе. В Разделе 2 «Информационная карта аукциона» содержится информация о дате начала подачи запросов на разъяснение положений документации и дате окончания направления запросов на разъяснение положений документации. Комиссией Кемеровского УФАС России в указанной части документации нарушений требований ФЗ № 44-ФЗ не устанавливается. В процессе рассмотрения доводов жалобы ООО «А» Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности ее доводов по следующим основаниям: Документация данного аукциона размещена в формате «PDF» в текстовом редакторе. Формат «Adobe Acrobat Document (PDF)» имеет функции копирования документа, функции копирования и преобразования документа в любой другой формат, в том числе в формат Microsoft Word. Как следует из представленных в материалы дела скрин-шотов представителями заказчика на компьютерных системах возможно использование данного формата файлов при наличии общераспространенных настроек, и произвести с ними необходимые действия, позволяющие совершать поиск и копирование произвольного фрагмента текста данной документации. Ссылка представителя ООО «А» на возможность копирования только текста документации целиком в ходе рассмотрения жалобы не нашло своего подтверждения. Комиссией Кемеровского УФАС России были предприняты меры по копированию произвольной части фрагмента документации. В результате переноса данной части текста в формат компьютера пользователя и попытки изменения перенесенного текста средствами веб-обозревателя удалось осуществить его переработку в общераспространенных программах. В соответствии с письмом от 30.06.2014 г. Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) «Разъяснение законодательства о контрактной системе» информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра («документ в электронной форме»). В результате рассмотрения доводов жалобы ООО «А» Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необоснованности ее доводов и об отсутствии нарушения требований части 4 статьи 4, части 5 статьи 112 ФЗ № 44-ФЗ. Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России решила: 1. Признать жалобу ООО «С» на действия заказчика - ГУ МВД России по Кемеровской области при проведении электронного аукциона № 0139100005014000214 «Выполнение работ по капитальному ремонту здания релаксации летнего состава АОСН ГУ МВД России по Кемеровской области» необоснованной. 2. Признать жалобу ООО «А» на действия заказчика - ГУ МВД по Кемеровской области при проведении электронного аукциона № 0139100005014000214 «Выполнение работ по капитальному ремонту здания релаксации летнего состава АОСН ГУ МВД России по Кемеровской области» необоснованной. 3. Производство по делу № 320/З-2014 прекратить. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. Председатель Комиссии С.В.СТЕЛЬМАХ Члены Комиссии Д.А.ЛЫЖИН К.Е.РОМАНОВА М.А.ВАГАС Решение Кемеровского УФАС России от 14.10.2014 по делу № 320/З-2014.