Решение Ивановского УФАС России от 09.10.2014

Просмотров: 23

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ РЕШЕНИЕ от 9 октября 2014 года Дата оглашения решения: 09 октября 2014 года Дата изготовления решения: 14 октября 2014 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: , при участии представителей: Отдела строительства и архитектуры администрации муниципального образования «Р» (далее - заказчик): , ООО «Специализированная организация по размещению заказа «Т» (далее - специализированная организация): , в отсутствие представителей Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества «Б» (далее - заявитель, общественная организация) уведомлены надлежащим образом, но на заседание Комиссии Ивановского УФАС России представители не явились, установила: 03.10.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества «Б» на действия заказчика - Отдела строительства и архитектуры администрации муниципального образования «Р» при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на выполнение работ «под ключ»: «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом и плавательным бассейном в г. Родники» (извещение № 0133300000814000009). Из жалобы Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества «Б» следует: 1) заказчиком выбран неверный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в нарушение ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; 2) в конкурсной документации установлен неверный критерий оценки в нарушение ч. 3, ч. 4 ст. 56, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; 3) объединение в один предмет закупки строительных работ и поставку мебели общего назначения, торгово-технологического оборудования и инвентаря, технологически и функционально не связанных с объектом строительства в нарушение ст. 33, ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе и ч. 1, ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). Представители заказчика и специализированной организации в своих возражениях на жалобу, а также на заседании Комиссии Ивановского УФАС России указали, что не согласны с доводами Заявителя, так как нарушений при проведении указанного конкурса с ограниченным участием допущено не было. Относительно первого довода жалобы из пояснений специализированной организации следует, что для осуществления заказчиками закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное наличие следующих условий: объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, а также начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн. рублей. Указанные требования заказчиком были соблюдены, таким образом, проведение конкурса с ограниченным участием является правомерным. Второй довод жалобы, заказчик и специализированная организация считают, необоснованным и вызванным недостаточным ознакомлением заявителя с установленным в конкурсной документации порядком оценки заявок на участие в указанном конкурсе с ограниченным участием. Относительно третьего довода жалобы указано, что объединение в один предмет торгов выполнение строительных работ по созданию социально значимого объекта физкультурно-оздоровительного комплекса вместе с поставкой и установкой оборудования, направлено на подготовку и сдачу объекта «под ключ». Такое формирование лота обеспечивает наиболее качественное достижение поставленной цели, наиболее рациональное расходование бюджетных средств, возможность разрешения поставленной задачи, а равно осуществления контроля за осуществлением работ и оснащением комплекса в рамках одного объявленного конкурса, без дополнительных временных и организационных затрат. В рассматриваемом случае усматривается единая цель торгов - приведение построенного здания и его помещений в состояние, пригодное для его целевой эксплуатации. Рассмотрев представленные заявителем, уполномоченным органом и заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее. 29.09.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг () (далее - официальный сайт РФ) в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе было размещено извещение № 0133300000814000009 о проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения муниципального контракта на выполнение работ «под ключ»: «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом и плавательным бассейном в г. Родники». В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе. Указанный Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 2019-р. В данный Перечень включен код 45 «Работы строительные (кроме кода 45.12)» со сноской : «За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей». Ко всем включенным в Перечень кодам (графа 1) также имеется сноска : «За исключением входящих в указанные коды ОКПД товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс в соответствии с ч. 2 ст. 56 и п. 1 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанный Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1089 (далее - Перечень № 1089). В пункте 6 Перечня № 1089 указан следующий случай: «Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей». Таким образом, для осуществления заказчиками закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное наличие следующих условий: объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку; начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн. рублей. Согласно «ОК 034-2007 (КПЕС 2002), Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» работы по строительству объекта: «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом и плавательным бассейном в г. Родники» отнесены к коду 45.21.63.110 «Работы общестроительные по строительству новых прочих спортивных и рекреационных объектов». Таким образом, указанные работы включены в группировку 45 «Работы строительные». Начальная (максимальная) цена закупки составляет 249 715 070 (двести сорок девять миллионов семьсот пятнадцать тысяч семьдесят) рублей, что превышает установленный Правительством Российской Федерации порог для проведения открытого конкурса с ограниченным участием. Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что проведение закупки на выполнение работ по строительству объекта «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом и плавательным бассейном в г. Родники» способом открытого конкурса с ограниченным участием соответствует требованиям части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1089, следовательно, довод жалобы является несостоятельным. Второй довод жалобы не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы по существу, в связи с тем, что в соответствии с положениями документации предъявляемые к участникам конкурса с ограниченным участием дополнительные требования не применяются для оценки заявок на участие в настоящем конкурсе с ограниченным участием. Относительно третьего довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных данной статьей. На основании п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. Согласно п. 6 раздела II «Информационная карта конкурса с ограниченным участием» конкурсной документации выполнение работ представляет собой осуществление единого непрерывного комплексного процесса создания готовой строительной продукции в установленные сроки в полном объеме в соответствии с условиями, указанными в контракте, проектной документации, в разделе III «Описание объекта закупки» конкурсной документации. Работы должны выполняться в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, с соблюдением правил техники безопасности и технологии производства работ, а также правил охраны окружающей среды, зеленых насаждений, земельного участка. На официальном сайте опубликованы приложения к конкурсной документации, которые содержат сметную документацию и ведомость объемов работ и материалов (товаров). В сметной документации и ведомости объемов работ и материалов (товаров) отражается весь объем работ, их качественные, количественные, технические характеристики, полный перечень основных данных и требований к их составу и содержанию. Так, в соответствии с документацией конкурса с ограниченным участием в рамках строительства физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом и плавательным бассейном в г. Родники подрядчик должен поставить следующие товары: моечная ванна, микроволновая печь, охладитель соков на три емкости и т.п. Объектом рассматриваемой закупки является выполнение полного комплекса работ, согласно проектно-сметной документации по объекту: «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом и плавательным бассейном в г. Родники», т.е. строительство данного объекта «под ключ». Понятие «строительство объектов «под ключ» содержится в п. 1.2 Положения об организации строительства объектов «под ключ», утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 № 147. Метод строительства объектов «под ключ» предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции. Согласно п. 2 приложения к Положению об организации строительства объектов «под ключ» в договорную цену при строительстве объектов «под ключ» включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря. В п. 3.14 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» указано, что сметная стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включать в себя: стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ; стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ); затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря; прочие затраты. Таким образом, учитывая изложенное, объединение в один предмет торгов выполнение строительных работ по созданию социально значимого объекта - физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом и плавательным бассейном вместе с поставкой и установкой оборудования, направлено на подготовку и сдачу объекта «под ключ». Оборудование необходимо для функционирования физкультурно-оздоровительного комплекса. В рассматриваемом случае имеется связь работ по строительству с услугами по приобретению (изготовлению) оборудования, мебели и инвентаря, а также усматривается единая цель торгов - приведение построенного здания и его помещений в состояние, пригодное для его целевой эксплуатации. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. К своей жалобе доказательств ограничения количества участников закупки объединением в один лот строительных работ и необходимого заказчику поставляемого оборудования заявителем представлено не было. Между тем, формирование лота обусловлено потребностями заказчика. Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в закупке, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям конкурсной документации. Факт невозможности участия конкретного участника в конкурсе с ограниченным участием, в связи с отсутствием у него каких-либо товаров либо невозможностью выполнения каких-либо работ, необходимых заказчику, не влечет нарушение его прав. При рассмотренных обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает в действиях заказчика нарушений норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе, в том числе незаконного ограничения количества участников закупки. Довод заявителя о том, что имеется нарушение ст. 17 Закона о защите конкуренции не мог быть предметом рассмотрения Комиссии Ивановского УФАС России, так как жалоба Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества «Безопасное отечество» была подана в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, на положения конкурсной документации. Жалобы по ст. 17 Закона о защите конкуренции рассматриваются в ином, предусмотренном указанным Законом порядке. Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России, решила: Признать жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества «Б» на действия заказчика - Отдела строительства и архитектуры администрации муниципального образования «Р» при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на выполнение работ «под ключ»: «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным спортивным залом и плавательным бассейном в г. Родники» (извещение № 013330000814000009) необоснованной. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. Решение Ивановского УФАС России от 09.10.2014.