Решение ФАС России от 18.09.2014 № Т-66/14

Просмотров: 16

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА РЕШЕНИЕ от 18 сентября 2014 г. № Т-66/14 ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН И БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА «Б» НА НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ Дата принятия решения: 18.09.2014 г. Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 1 рассмотрев жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества «Б» на действия заказчика - ОАО «О» при проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по строительству инновационного бизнес-центра ОЭЗ ТВТ на территории г. Москвы (Зеленоград, площадка «Алабушево»), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), установила: В Федеральную антимонопольную службу поступила Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества «Б» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО «О» (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по строительству инновационного бизнес-центра ОЭЗ ТВТ на территории г. Москвы (Зеленоград, площадка «Алабушево») (далее - Конкурс; Жалоба). Из Жалобы следует, что действия Заказчика, выразившиеся в неверном способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно проведении конкурса с ограниченным участием, а также установления в конкурсной документации неверного критерия оценки заявок на участие в Конкурсе лишили Заявителя возможности принять участие в Конкурсе. Заказчик с доводами Жалобы не согласился, указав, что действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. На рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России установлено следующее. 08.09.2014 на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг zakupki. gov. ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком было размещено извещение о проведении Конкурса, согласно которому дата и время начала подачи заявок 08.09.2014 в 15:30; дата и время окончания подачи заявок 29.09.2014 в 11:00; дата проведения предквалификационного отбора 02.10.2014; дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе 06.10.2014; цена контракта 1 537 011 290 руб. Согласно конкурсной документации предметом Конкурса является право заключения договора на выполнение работ по строительству инновационного бизнес-центра ОЭЗ ТВТ на территории г. Москвы (Зеленоград, площадка «Алабушево»). В соответствии с частью 2 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе. В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе. Распоряжением Правительства от 31.10.2013 № 2019-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион). В указанный Перечень включены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, включенные в группировку 45 «Работы строительные» (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД), за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в составы автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 000 000 руб., для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 000 000 руб. Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе: если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации. Перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1089 (далее - Перечень). В соответствии с пунктом 6 Перечня, в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 000 000 руб., для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 000 000 руб. у заказчика имеются правовые основания для осуществления закупки указанных работ путем проведения конкурса с ограниченным участием. Частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень особо опасных и технически сложных объектов. Таким образом для осуществления заказчиками закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное наличие следующих условий: 1) объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ включенных в эту группировку; 2) начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 000 000 руб., для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 000 000 руб. На рассмотрении Комиссией ФАС России Жалобы представителями Заказчика представлены документы и сведения, по результатам анализа которых Комиссия ФАС России приходит к выводу, начальная цена контракта превышает 150 000 000 руб., однако работы по строительству инновационного бизнес-центра ОЭЗ ТВТ на территории г. Москвы (Зеленоград, площадка «Алабушево») не относятся к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных и технически сложных объектов. Таким образом Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно выбран способ определения подрядчика путем проведения конкурса с ограниченным участием. Из Жалобы также следует, что Заказчиком в конкурсной документации неверно установлен критерий оценки заявок на участие в Конкурсе. По результатам анализа представленных представителями Заказчика документов и сведений Комиссией ФАС России установлено следующее. Согласно пункту 2 конкурсной документации оценка заявок на участие в Конкурсе (Приложение № 1 конкурсной документации) осуществляется по следующим критериям:

N п/п

Наименование критерия оценки

Величина значимости критерия оценки (коэффициент значимости критерия оценки)

Стоимостные критерии оценки:
1 Цена договора 60 (0,6)
Нестоимостные критерии оценки:
2 Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки 25 (0,25)
3 Квалификация участников закупки 15 (0,15)

Оценка заявок по нестоимостному критерию «Квалификация участников закупки» состоит из трех показателей: - Деловая репутация участника закупки; - Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ; - Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами. Согласно части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе. Согласно части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1089 утверждены дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (далее - Дополнительные требования). Комиссией ФАС России установлено, что конкурсной документацией установлены следующие Дополнительные требования: 1. Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1089, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием. 2. Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора. Критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием, величины значимости этих критериев, порядок оценки заявок на участие в конкурсе установлены в Приложении № 1 конкурсной документации. При этом Комиссией ФАС России установлено, что конкурсная документация не содержит в качестве критериев оценки заявок на участие в Конкурсе дополнительные требования, применяемые при осуществлении предквалификационного отбора. Кроме того, Комиссия ФАС России считает необходимым отметить, что на рассмотрении Жалобы представители Заказчика представили Комиссии ФАС России извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенное в том числе на Официальном сайте. На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила: 1. Признать жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества «Б» на действия заказчика - ОАО «О» при проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по строительству инновационного бизнес-центра ОЭЗ ТВТ на территории г. Москвы (Зеленоград, площадка «Алабушево»), обоснованной. 2. Предписание не выдавать. Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение ФАС России от 18.09.2014 № Т-66/14.