Решение ФАС России от 03.10.2014 по делу № К-1440/14

Просмотров: 33

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА РЕШЕНИЕ от 3 октября 2014 г. по делу № К-1440/14 О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО «П» (далее - Заявитель) на действия Департамента строительства города Москвы (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, единой комиссией Департамента строительства города Москвы (далее - Единая комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: «Дороги и городские инженерные коммуникации для комплексной застройки территории иловых площадок Люберецкой станции аэрации (квартал 9, 12) (2 пусковой комплекс)», по адресу: район Некрасовка, ЮВАО города Москвы (номер извещения 0173200001414001240) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), установила: В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа: 1. не установившими в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» 2. не установившими в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с Закона о контрактной системе. В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее. В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя): 1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг zakupki - 01.09.2014; 2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 163 740 074 рубля; 3) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки; 4) срок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 09.10.2014. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе. В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее - Правила), «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок». По данному критерию Заявителем установлены показатели «число предложенных «предложение по методам производства работ», «предложение по охране труда», «предложение по технике безопасности», «предложение по охране окружающей среды» в соответствии с которыми: «По показателю «Предложение по методам производства работ» оценивается предложение участника по технологии и методам выполнения работ. Также рассматривается наличие каких-либо стандартов организации, представленных в составе заявки. Порядок оценки заявок по показателю: Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 11, 25, 26, 29 Правил: Оценка в 0 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по методам производства работ. Предложение по методам производства работ оценивается по степени детализации проработки подхода к выполнению работ, максимальное значение оценки по данному критерию равно 25 баллов. Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, скорректированное с учетом коэффициента значимости показателя. По показателю «Предложение по охране труда» оценивается предложение участника по организации охраны труда во время выполнения работ. Также рассматривается наличие каких-либо стандартов организации, представленных в составе заявки. Порядок оценки заявок по показателю: Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 11, 25, 26, 29 Правил: Оценка в 0 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по охране труда. Предложение по охране труда оценивается по степени детализации проработки подхода к охране труда во время выполнению работ, максимальное значение оценки по данному критерию равно 25 баллов. Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, скорректированное с учетом коэффициента значимости показателя. По показателю «Предложение по технике безопасности» оценивается предложение участника по технике безопасности во время выполнения работ. Также рассматривается наличие каких-либо стандартов организации, представленных в составе заявки. Порядок оценки заявок по показателю: Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 11, 25, 26, 29 Правил: Оценка в 0 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по технике безопасности. Предложение по технике безопасности оценивается по степени детализации проработки подхода к технике безопасности во время выполнению работ, максимальное значение оценки по данному критерию равно 25 баллов. Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, скорректированное с учетом коэффициента значимости показателя. По показателю «Предложение по охране окружающей среды» оценивается предложение участника по охране окружающей среды во время выполнения работ. Также рассматривается наличие каких-либо стандартов организации, представленных в составе заявки. Порядок оценки заявок по показателю: Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 11, 25, 26, 29 Правил: Оценка в 0 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по охране окружающей среды. Предложение по охране окружающей среды оценивается по степени детализации проработки подхода к охране окружающей среды во время выполнению работ, максимальное значение оценки по данному критерию равно 25 баллов. Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, скорректированное с учетом коэффициента значимости показателя». Исходя из указанного, порядок оценки по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по показателям, входящим в указанный критерий. Таким образом, действия Заявителя, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 2. В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». По данному критерию Заявителем установлены показатели «число предложенных «предложение по методам производства работ», «предложение по охране труда», «предложение по технике безопасности», «предложение по охране окружающей среды» в соответствии с которыми: Показатель «Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», рассматривается опыт участника по успешному вводу в эксплуатацию в качестве генерального подрядчика автомобильных дорог или объектов инженерного обеспечения за последние 5 лет. Опыт выполнения работ оценивается в случае представления следующих документов: - акты приемки объектов капитального строительства (акты по форме кс-2 и справки по форме кс-3 не считаются такими актами) и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, в которых указан фактический срок выполнения работ и их окончательная стоимость (при расчете учитывается стоимость строительно-монтажных работ). Оценивается количество выполненных работ подтвержденных участником документально. Сведения предоставляются в соответствии с приложением № 3 к заявке на участие в конкурсе, приведенным в части VI «Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки». Порядок оценки заявок по критериям: Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 10, 11, 25 - 29 Правил: Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику: - в составе заявки которого не представлены требуемые сведения; - не представлены документы, подтверждающие представленные сведения (в документах отсутствует фактическая стоимость и фактический срок выполнения работ); - представленные сведения и документы подтверждают наличие опыта выполнения работ: а) не соответствующих установленному виду (видам) работ, б) не являющихся генподрядными работами. В случаях, если представленные сведения и документы, подтверждают наличие опыта выполнения работ: а) соответствующего установленному виду (видам) работ, б) являющимися генподрядными работами, то заявке присваивается: 1) Максимальная оценка, составляющая 100 баллов, если: - представленные сведения и документы по одному объекту подтверждают наличие опыта выполнения работ, стоимостью свыше 30% начальной (максимальной) цены контракта. 2) 75 баллов, если: - представленные сведения и документы по одному объекту подтверждают наличие опыта выполнения работ, стоимостью от 21% до 30% начальной (максимальной) цены контракта; 3) 50 баллов, если: - представленные сведения и документы по одному объекту подтверждают наличие опыта выполнения работ, стоимостью от 11% до 20% начальной (максимальной) цены контракта; 4) 25 баллов, если: - представленные сведения и документы по одному объекту подтверждают наличие опыта выполнения работ, стоимостью от 1% до 10% начальной (максимальной) цены контракта. Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам. Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения). Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер». Исходя из указанного, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по показателю «Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» не противоречит Закону о контрактной системе. На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила: 1. Признать жалобу ООО «П» обоснованной в части установления в Конкурсной документации ненадлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок». 2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе. 3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе. 4. Передать материалы дела от 03.10.2014 № К-1440/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке. Решение ФАС России от 03.10.2014 по делу № К-1440/14.