Решение Чувашского УФАС России от 30.10.2014 № 06-04/8578 по делу № 226-К-2014

Просмотров: 39

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ РЕШЕНИЕ от 30 октября 2014 г. № 06-04/8578 по делу № 226-К-2014 ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО «С» Резолютивная часть решения оглашена 27 октября 2014 года. Решение изготовлено в полном объеме 30 октября 2014 года. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 13.01.2014 № 2, от 17.02.2014 № 34, от 11.04.2014 № 109 и от 24.10.2014 № 275 в составе: при участии представителей: заявителя - общества с ограниченной ответственностью «С»: уполномоченного органа - Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом: в отсутствии представителя заказчика - Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы; рассмотрев жалобу ООО «С» о нарушении заказчиком - Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) установила: В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии обратилось ООО «С» с жалобой на действия заказчика - Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары» (далее - Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары, Заказчик) при проведении открытого конкурса по выбору Генерального подрядчика на выполнение работ для муниципальных нужд по строительству объекта «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса и школы «С» по адресу: « (изв. № 0115300020014001985). В жалобе ООО «С» сообщается о нарушениях в документации объявленного Уполномоченным органом открытого конкурса на выполнение работ для муниципальных нужд по строительству объекта, в части определения критериев, их величины и значимости при оценке опыта участника по успешному выполнению работ. Определенные критерии оценки заявок к опыту участника по успешному выполнению работ, по мнению Общества, ограничивают круг потенциальных участников конкурса, поскольку заказчик рассматривает опыт участника по выполнению работ за период с 2011 год по настоящее время, стоимость которых по одному объекту составляет не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта, что нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В целях устранения нарушения, Общество просит выдать Заказчику предписание об устранении нарушения путем изменения содержания документации. Представитель Уполномоченного органа нарушения законодательства о контрактной системе не признал. Считает, что критерии оценки заявок установлены в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2012 № 1085. Согласно пункту 8 указанных Правил оценки, в документации о закупке Заказчик обязан указать используемые для определения поставщика критерии оценки и величины значимости критериев оценки. В отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил оценки). К нестоимостным критериям оценки относятся показатели, в том числе опыт участника по выполнению работ. Учитывая вышеизложенное, представитель Уполномоченного органа просит признать жалобу ООО «С» необоснованной. В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее. Заказчиком объявленных работ выступило Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары (далее - Заказчик). 30.09.2014 Уполномоченным органом на официальном сайте zakupki размещено извещение № 0115300020014001985 о проведении открытого конкурса по выбору Генерального подрядчика на выполнение работ для муниципальных нужд по строительству объекта «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса и школы «С» по адресу: «. На основании решения Заказчика в извещение 03.10.2014 внесены изменения, в части технического задания конкурсной документации. Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 74 813 230,00 руб. В соответствии со статьей 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию. Пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе. Часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе устанавливает, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, определяется Правительством Российской Федерации. Во исполнение вышеуказанной нормы Закона Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 утверждены «Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила оценки). В силу пункта 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Пунктом 27 Правил оценки заявок определено, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть: а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки. В Приложении 1 к разделу 2 «Информационная карта конкурса» конкурсной документации Заказчиком установлен Порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе. Согласно данному Порядку установлены следующие критерии оценки заявок: 1) По стоимостному критерию - цена контракта (значимость критерия - 60%); 2) По нестоимостному критерию - «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (значимость критерия - 40%). При этом пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке Заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов. Из пункта 28 следует, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил. Комиссией установлено, что в конкурсной документации в отношении нестоимостных критериев оценки Заказчиком предусмотрены четыре показателя, раскрывающие содержание нестоимостного критерия, а именно: - опыт участника по успешному выполнению работ, - наличие оборудования и других материальных ресурсов, - квалификация трудовых ресурсов, - деловая репутация участника закупки. В соответствии с требованиями пункта 11 Правил для каждого из этих показателей должна быть установлена его значимость по критерию нестоимостной оценки, т.е. относительный вес показателя в критерии нестоимостной оценки квалификация участника. При этом, значимость показателя по опыту участника по успешному выполнению работ должна составлять не менее 50 процентов значимости всех показателей по нестоимостному критерию оценки, а для остальных показателей необходимо определение величины значимости, которые по сумме 4-х показателей должны составлять 100%. Данная дифференциация значимости показателей критерия в конкурсной документации, необходимая Заказчику для определения коэффициента значимости показателя для расчета количества баллов, не установлена. Наряду с этим, Заказчик вышел за пределы полномочий, в связи с подменой понятий, определенных Правилами оценки, предусматривающими понятия критерии оценки, «показатели нестоимостного критерия оценки» и «значимость критерия оценки». Так, в Порядке оценки заявок конкурсной документации вместо обозначения показателя указано - «критерии оценки», а вместо величины значения показателя указано - «показатели оценки». Одновременно для оценки заявок по каждому показателю должна использоваться 100-балльная шкала оценки и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям. В порядке оценки заявок конкурсной документации, Заказчиком для оценки заявок 100-балльная шкала не установлена и не выбрана одна из формул, для расчета количества баллов по определению лучшего условия участника конкурса, предусмотренных разделом III Правил оценки. Вместо указанного, в конкурсной документацией установлена 50-бальная, 15-бальная, 20-бальная шкала оценки. Таким образом, рассматриваемая конкурсная документация по оценке заявок не соответствует Правилам оценки, которая в силу требований пункта 2 Правил оценки должна применяться в отношении всех закупок, осуществляемых посредством конкурсных процедур. В соответствии с частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки. Наряду с этим, подпунктом б) пункта 27 Правил оценки предусмотрено установление величины значения показателя «опыт участника по успешному выполнению работ» сопоставимого характера и объема. В подпункте 2) Порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе (Приложение 1 к разделу 2 конкурсной документации) Заказчиком установлен такой показатель оценки «опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема». Данный показатель, устанавливает наличие у участника опыта по выполнению работ по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства за последние 3 года и стоимость одного объекта не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦ). Установленные Заказчиком значения по показателю опыт участника по успешному выполнению работ, Комиссия считает значительно завышенными по объему и не сопоставимому по этому показателю с объемом закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 74 млн. руб. Так, для присвоения максимального балла (50 баллов) по этому показателю, участнику необходимо представить не менее 11 контрактов, общая стоимость которых, за 3 года должна составлять не менее 820 млн. руб. или 1100% от начальной (максимальной) цены контракта. При этом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при выполнении работ технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера, включающих в т.ч. выполнение работ по проектированию, сооружению и выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии, выполнение работ по обращению с ядерными материалами, отработавшим ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, и их переработке, транспортировании, хранении, захоронении и утилизации, выполнение работ по конструированию и изготовлению оборудования, применяемого на объектах использования атомной энергии, выполнение работ по ремонту вооружения и военной техники ядерного оружейного комплекса требования к наличию опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, выполнению работ, предусматривают стоимость ранее исполненного контракта (договора) не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием. Следует отметить что, законодатель в данном случае предусматривает установление более высоких требований к участникам закупки, в связи с выполнением работ особой технической и технологической сложности. При указанном подходе к оценке опыта работы по рассматриваемому объекту закупки стоимость по одному объекту закупки должна составлять не менее 14,9 млн. руб. Учитывая, что работы по рассматриваемому объекту закупки не относятся к технической и (или) технологической сложности установленные значения по показателю опыт участника по успешному выполнению работ Комиссия считает несопоставимым по объему, что не позволяет принять участие в конкурсе более широкому кругу участников. По смыслу статьи 8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о закупках, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Следовательно, конкуренция подразумевает под собой соперничество хозяйствующих субъектов и заказчик при проведении конкурсных процедур не должен предоставлять преимущества одним участникам перед другими. Установленное Заказчиком требование о предоставлении договоров на выполнение работ, при которых стоимость каждого объекта строительства составляет более 100% от начальной (максимальной) цены контракта, создает неравные условия для разных категорий участников рынка и ограничивает круг потенциальных участников конкурса, что не отвечает требованиям подпункта б) пункта 27 Правил оценки, части 9 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе. Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе определено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Закона, а также о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона. С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «С» обоснованной. Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что при выявлении в результате рассмотрения жалобы на действия комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для устранения допущенного нарушения, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд считает необходимым выдать заказчику - Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары» и уполномоченному органу - Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом предписание. Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия решила: Признать жалобу ООО «С» обоснованной. КонсультантПлюс: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ № 1085 имеет дату 28.11.2013, а не 28.11.2012. Признать в действиях заказчика - Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары» и уполномоченного органа - Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом нарушение части 9 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пунктов 11, 27 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2012 № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении открытого конкурса (изв. № 0115300020014001985). Выдать заказчику - Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары» и уполномоченному органу - Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом предписание об устранении нарушения части 9 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении открытого конкурса (изв. № 0115300020014001985). Примечание: Решение Комиссии Чувашского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе). Решение Чувашского УФАС России от 30.10.2014 № 06-04/8578 по делу № 226-К-2014.