Решение Адыгейского УФАС России от 26.11.2014 по делу № К-110/14

Просмотров: 29
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ РЕШЕНИЕ от 26 ноября 2014 г. по делу № К-110/14 О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ Резолютивная часть оглашена 25.11.2014 года Решение в полном объеме изготовлено 26.11.2014 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - заместителя руководителя Управления - Женетля А.Ш., заместителя председателя Комиссии - начальника отдела Управления Точиева Б.Б., членов Комиссии УФАС - ведущих специалистов - экспертов Управления Вдовиной О.Ю., Кошко Г.Ю. и Хачемизовой З.К., в присутствии представителей администрации муниципального образования «М» <...> и <...> (доверенности от 25.11.2014 № 6168 и 5169), рассмотрев жалобу ООО «С» от 18.11.2014 года б/н на действия заказчика - администрации муниципального образования «Майкопский район» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0176300001814000177 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта «Газоснабжение правобережной части ст. Абадзехской Майкопского района Республики Адыгея « установила: На официальном сайте для размещения информации о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд zakupki (далее - официальный сайт) администрацией муниципального образования «М» (далее - Заказчик) размещены 29.10.2014 года извещение и документация электронного аукциона № 0176300001814000177 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта «Газоснабжение правобережной части ст. Абадзехской Майкопского района Республики Адыгея (далее - аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта - 80 469 490 (восемьдесят миллионов четыреста шестьдесят девять тысяч четыреста девяносто) рублей 00 коп. Документация аукциона утверждена Заказчиком в лице и. о. главы администрации муниципального образования <...>. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея 18.11.2014 года поступила жалоба ООО «С» (далее - Заявитель) от 18.11.2014 года б/н на действия Заказчика. Адыгейским УФАС России 19.11.2014 года были направлены уведомления о времени и месте рассмотрения жалобы Заказчику, Заявителю, а также направлено требование о приостановлении процедуры определения поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу заказчику и оператору электронной площадки. Заявитель для участия в рассмотрении жалобы не явился, при этом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном порядке (уведомление от 19.11.2014 года № 3263 направлено почтовой и факсимильной связью, электронной почтой, а, кроме того, информация о времени и месте рассмотрения жалобы размещена также на официальном сайте. Заявитель в жалобе указал, что заказчик своими действиями нарушил законные права и интересы его как участника закупки, в связи с тем, что в аукционной документации № 0176300001814000177 на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству объекта «Газоснабжение правобережной части ст. Абадзехской Майкопского района Республики Адыгея, размещенной на официальном сайте 29.10.2014 года, Заказчиком была размещена проектно-сметная документация не в полном объеме, отсутствуют тома проектно-сметной документации: - Проект полосы отвода. - Технологические и конструктивные решения линейного объекта. - Искусственные сооружения. - Проект организации строительства. - Текстовая часть тома ГСН. - Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. - Тома согласований с балансодержателями инженерных сетей, находящихся в полосе отвода. Кроме того, Заявитель отмечает, что в документации нет профилей газопровода, которые входят в состав ГСН. Заявитель в жалобе указал, что вышеуказанная информация должна быть в составе проектно-сметной документации на основании Постановления правительства от 16 февраля 2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». По мнению Заявителя, в связи с отсутствием в документации аукциона всей необходимой информации невозможно определить полностью технические характеристики и объемы строительно-монтажных работ и оценить возможность участия в электронном аукционе № 0176300001814000177, в связи с чем просит выдать Заказчику, Уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в аукционную документацию, либо отмене закупки. 1. Рассмотрев представленные документы, Комиссия установила следующее. Согласно документации об Аукционе подрядчику необходимо осуществить строительство объекта капитального строительства, а именно: «Газоснабжение правобережной части ст. Абадзехской Майкопского района Республики Адыгея». В соответствии с пп. 1 и 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о закупках): «Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе». В соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: «описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости)... «. Согласно п. 2 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки необходимо использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено: «Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться». В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кокса Российской Федерации (далее - Гр. К.) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта согласно проектной документации. Частью 2 статьи 48 Гр. К. установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства. Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Пунктом 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик - создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Согласно статье 754 ГК РФ техническая документация также отражает требования к результату строительно-монтажных работ. В соответствии с указанной статьей подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и в обязательных для сторон строительных нормах и правилах, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства. Пунктом 3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87, установлено, что проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме. Из анализа положений пункта 1 статьи 64 Закона о закупках, пункта 3 Положения о составе разделов проектной документации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87, пункта 1 статьи 740 ГК РФ в их совокупности следует, что прямого указания на необходимость размещения на официальном сайте полного объема проектной документации не имеется, а указывается о том, чтобы размещенная документация о торгах должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы участники торгов могли принять решение об участии в них, подготовить и подать заявки, которые могли быть правильно оценены заказчиком. Как следует из письма Заказчика от 21.11.2014 года № 5142/1 проект полосы отвода имеется на листах проектной документации, размещенной на официальном сайте (во избежание дублирования информации данный раздел ПСД не размещался на официальном сайте), проект организации строительства в полном объеме представлен в техническом задании и смете на объект, так же как и текстовая часть ГСН содержится в техническом задании, при этом отмечается, что содержание тома мероприятий по обеспечению пожарной безопасности не влияет на стоимостные характеристики строительства и содержит в себе общие типовые требования в области пожарной безопасности при строительстве (которые содержатся частично в техническом задании на строительство линейного объекта), а необходимые данные из листов профилей о глубине заложения, объеме изымаемого грунта, способе устройства «постели» и «присыпки», а также о пересекаемых коммуникациях имеются на листах ПСД, размещенных на официальном сайте. В письме указано, что технологические и конструктивные решения линейного объекта, искусственные сооружения проектом не предусмотрены и не разрабатывались, при этом тома согласований с балансодержателями инженерных сетей выражены в виде печатей на проекте при согласовании проекта. Кроме того, членам Комиссии представителем Заказчика представлено письмо инженера технического надзора ООО «Монтаж» <...> от 21.11.2014 № 7899, направленное Заказчику в ответ на его запрос, в котором указано, что документация об аукционе, в т.ч. обоснование начальной (максимальной) цены контракта, техническое задание, ведомость объемов работ, спецификация оборудования и материалов, проект муниципального контракта, локальный сметный расчет № 01-01-01 «Разбивка осей трассы газопровода и вынос их в натуру», локальный сметный расчет № 02-01-01 «Газопроводы низкого давления правобережной части ст. Абадзехской», сводный сметный расчет стоимости строительства «Газоснабжение правобережной части ст. Абадзехской Майкопского района Республики Адыгея», план газопровода низкого давления, пояснительная записка проекта «Газоснабжение правобережной части ст. Абадзехской Майкопского района Республики Адыгея» содержат достаточно информации для определения технических характеристик и стоимостной оценки объекта строительства, а, следовательно, и принятия решения о возможности участия в аукционе, т.е. документация аукциона содержит полную, объективную информацию о предполагаемом объекте строительства. Проект строительства «Газоснабжение правобережной части ст. Абадзехской Майкопского района Республики Адыгея» 09.10.2014 года получил положительное заключение государственной экспертизы автономного учреждения Республики Адыгея «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий». Согласно пункту 4 «Обязанности заказчика и порядок приемки работ» проекта муниципального контракта Заказчиком передаются подрядчику необходимые документы для осуществления строительства согласно пунктов 4 и 5 статьи 52 Гр. К., т.е. проектную документацию, разрешение на строительство, а также направляются в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора орган исполнительной власти извещение о начале работ с приложением соответствующих документов. Таким образом, из документов, размещенных на официальном сайте, пояснений Заказчика, в документации об аукционе в техническом задании, ведомости объемов работ, спецификации материалов, обосновании цены контракта, смете на строительство объекта, рабочих чертежах содержатся требования к качеству, объемам, техническим характеристикам работ, товаров, которые будут использованы при выполнении работ, т.е. показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, используемых товаров в ходе выполнения работ по предмету аукциона потребностям заказчика, которые дают возможность формирования участниками закупки предложения по исполнению муниципального контракта. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что проектная документация размещена на официальном сайте не в полном объеме, т.к. не содержит тома согласований с балансодержателями инженерных сетей, находящихся в полосе отвода, профилей газопровода и.т.п., однако, проектно - сметная документация размещена на официальном сайте в объеме, позволяющем определить технические характеристики и объемы строительно-монтажных работ, оценить возможность участия участника закупки в электронном аукционе, т.е. информация, необходимая участнику закупки для принятия решения о возможности участия в аукционе, содержится на официальном сайте. Заявитель в жалобе указал об отсутствии на официальном сайте проектно - сметной документации в полном объеме, при этом жалоба не содержит конкретных доводов о том, что имеющаяся на официальном сайте информация не позволяет ему оценить возможность участия в аукционе, а также им не указана ни одна норма Закона о закупках, нарушенная Заказчиком при подготовке документации аукциона и размещении ее на официальном сайте, в связи с чем Комиссия УФАС считает ее частично обоснованной (обоснованной в части отсутствия на официальном сайте ПСД в полном объеме). 2. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о закупках извещение о проведении аукциона должно содержать: «требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона». В соответствии с частью 2 статьи 52 Гр. К. виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Согласно части 3 статьи 52 Гр. К. лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц, при этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Гр. К. лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства. В соответствии с Гр. К. Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень). В извещении и в п. 24.1 Информационной карты документации аукциона «Перечень документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным п. 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, или копии этих документов» указано: «Копия документа, подтверждающего соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ - копия свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства с приложениями, подтверждающими наличие соответствующего допуска). В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Гр. К. и Перечнем, установленным приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 (ред. от 14.11.2011)», т.е. заказчиком в извещении и документации аукциона не указан исчерпывающий перечень документов, который должен быть представлен участниками закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках. В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Гр. К. участник должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства, при этом зависимости от объекта строительства, такое свидетельство может быть разным (в Перечне более 30 видов), а Заказчиком в документации аукциона не указано свидетельство о допуске к каким работам должно быть представлено участником закупки, т.е. не указана ссылка на п. 33.6 «Объекты газоснабжения» указанного Перечня видов работ (предметом закупки является строительство объекта газоснабжения), что является нарушением п. 6 части 5 статьи 63 Закона о закупках, части 1 статьи 64 Закона о закупках, согласно которых извещение и документация об аукционе должна содержать исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о закупках. 3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках: «Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в т.ч. следующую информацию: «...2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе». В п. 24 Информационной карты документации об аукционе не указано конкретно какие документы (или копии документов) должны быть в составе второй части заявки, в т.ч. и в соответствии с требованиями п. 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках, при этом содержатся общие положения Закона о закупках о содержании второй части заявки документов: о наличии в составе заявки документов, подтверждающих право участника на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 - 29 Закона о закупках (при этом извещением не предусмотрено никаких преимуществ участникам закупки в соответствии со статьями 28 - 29 Закона о закупках), а также указано, что в составе второй части заявки должны быть документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований), или копии этих документов... (при этом требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о закупках не могут быть установлены Заказчиком, исходя из предмета закупки), «копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге....», «декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства...» (при этом извещением не предусмотрено никаких преимуществ участникам закупки в соответствии со статьей 30 Закона о закупках), т.е. содержание второй части заявки Заказчиком указано из Закона о закупках, без указания документов, которые должны быть представлены участником закупки, исходя из предмета закупки, осуществляемой Заказчиком, что не соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о закупках. 4. Кроме того, в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе не содержит даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе. 5. В ходе внеплановой проверки документов закупки Комиссия установила, что в пункте 9.6 Проекта контракта установлена пеня за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств, и устанавливается контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком и определяется по формуле, установленной постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063», что не соответствует части 7 статьи 34 Закона о закупках, согласно которой: «Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». 6. Проект муниципального контракта не содержит требования о порядке и сроках оплаты работы за исполнение части (этапов) работ, предусмотренных контрактом (содержится порядок и сроки оплаты по итогам исполнения контракта), о порядке и сроках приемки выполненной работы (ее результатов) в части соответствия ее требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, что является нарушением части 13 статьи 34 Закона о закупках, согласно которой в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. 7. Пункт 11.5 проекта муниципального контракта содержит положение о том, что «контракт составлен в двух, имеющих одинаковую юридическую силу, экземплярах по одному для каждой из сторон», что не соответствует требованиям статьи 70 Закона о закупках, поскольку Заказчиком проводится электронный аукцион. В ходе рассмотрения жалобы Заявителя Комиссия установила, что для участия в аукционе были поданы две заявки, которые соответствуют установленным требованиям, в составе вторых частей заявок участников закупки содержатся, в т.ч. свидетельства о допуске к работам по организации строительства (п. 33.6 «Объекты газоснабжения» Перечня видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства). В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 25.11.2014 участник закупки ООО «РосСтрой» признан победителем аукциона с ценой контракта 79 664 795,10 руб. Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решила: 1. Признать жалобу ООО «Строитель» от 18.11.2014 года частично обоснованной. 2. Признать в действиях Заказчика нарушение частей 7, 13 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 11 части 1 статьи 64, статьи 70 Закона о закупках. 3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о закупках в части приведения содержания проекта контракта в соответствие с требованиями Закона о закупках. 4. Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика по выявленным признакам административного правонарушения уполномоченному должностному лицу Адыгейского УФАС России. Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение Адыгейского УФАС России от 26.11.2014 по делу № К-110/14.