http://barton.ru/
Обучение навыкам организации и участия в закупках (тендерах). Очное, корпоративное в Краснодаре, Сочи, Краснодарском крае и Республике Крым, дистанционное по всей стране. Сопровождение в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Выдача электронной подписи. Аккредитация на электронных торговых площадках.
8 (861) 292 77 04

8 (978) 071 69 85

tender@barton.ru

Обучение Заказчиков

по 44-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

по 223-ФЗ

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Обучение Поставщиков

в Краснодаре

в Сочи

в Крыму

Дистанционное обучение

по 44-ФЗ

по 223-ФЗ


Услуги

Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений



Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений

Комментарий к статье 17

  1. В комментируемой статье содержатся антимонопольные требования, предъявляемые к торгам, запросу котировок цен на товары и запросу предложений. Данные требования распространяются на отношения, которые следует разделить на 2 группы:

1) отношения по организации торгов, запросу котировок и запросу предложений, когда организаторами выступают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) отношения по организации торгов, запросу котировок и запросу предложений в иных случаях.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», регулировавший отношения по организации торгов при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, т.е. первую группу отношений, утратил силу с 1 января 2014 г. Сменивший его Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не использует термин «торги», а использует термины «конкурс» и «аукцион». Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ использовал термин «торги», понимая под ними как раз конкурс и аукцион, называя их формами торгов.

На наш взгляд, действие положений о торгах комментируемой статьи, безусловно, должно применяться к таким конкурентным способам определения поставщиков, как конкурс и аукцион. Это следует из системного толкования слова «торги». В соответствии с п. 4 ст. 447 ГК РФ торги проводятся в форме конкурса и аукциона. Следовательно, в случае проведения конкурса или аукциона федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а равно при проведении конкурса или аукциона в случаях закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, имеют место торги, в отношении которых действуют антимонопольные требования комментируемой статьи.

Положениями ч. 1 комментируемой статьи определено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Запрещены, в частности, следующие действия:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников.

При проведении конкурса или аукциона какие-либо переговоры заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или конкурсной комиссии с участником размещения заказа не допускаются. В случае нарушения указанного положения конкурс может быть признан недействительным по иску заинтересованного лица.

Одной из форм координации на торгах, осуществляемой ее участниками (в том числе с привлечением организаторов и/или заказчиков), является сговор, запрет на который установлен во многих странах мира. Даже в тех странах, в которых не имеется специальных законов об ограничительной деловой практике, зачастую имеется специальное законодательство о торгах. Во многих странах сговор на торгах наказывается строже, чем заключение других антиконкурентных соглашений, ввиду его мошеннического характера и в особенности ввиду его неблагоприятных последствий для государственных закупок и расходов.

Правовая основа данного запрета содержится, в частности, в Типовом законе о конкуренции ЮНКТАД (ООН, Женева, 2000 г.), положениями которого регламентируется участие в торгах по тайному сговору. Так, например, предусмотрено, что сговор на торгах по самому своему характеру является антиконкурентной практикой, поскольку такой сговор противоречит самой цели проведения торгов, т.е. получению товаров или услуг по наиболее выгодным ценам и условиям. Сговор на торгах может иметь различные формы, а именно:

— соглашения о представлении идентичных заявок;

— соглашения о том, кто представит самую низкую заявку;

— соглашения о представлении завышенных заявок (добровольно завышенные заявки);

— соглашения о непредставлении встречных заявок;

— соглашения об общих правилах расчёта цен или условий заявок;

— соглашения о «выживании» других участников торгов;

— соглашения о заблаговременном определении победителей торгов на основе ротации, на основе географического распределения или на основе распределения покупателей.

Такие соглашения могут предусматривать выплату компенсации участникам торгов, заявки которых не прошли, за счёт определенной доли доходов победителей торгов, которая по истечении некоторого времени распределяется между остальными участниками.

Об ответственности за нарушение положений п. 1 ч. 1 комментируемой статьи см. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2011 г. № 08АП-10438/2010, Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2013 г. № Ф04-6013/13 по делу № А81-530/2013, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 октября 2013 г. № Ф02-4072/13 по делу № А33-9255/2012 и др.;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Например, действия Россвязи по включению в критерии положений, в соответствии с которыми участники, имеющие лицензии на оказание услуг связи на конкурсной территории, получают безусловные преимущества, были признаны нарушением п. 2 ч. 1 ст. 17 комментируемого Закона <25>.

———————————

<25> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 июля 2008 г. № КА-А40/5051-08-1,2.

Об ответственности за нарушение положений п. 2 ч. 1 комментируемой статьи см. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2012 г. № 16АП-1374/12, Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 апреля 2013 г. № Ф10-888/13 по делу № А48-2817/2012, Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 марта 2013 г. № Ф10-569/13 по делу № А48-2816/2012, Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 января 2013 г. № Ф01-6003/12 по делу № А82-15224/2011, Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 16 мая 2013 г. № Ф10-1218/13 по делу № А14-16706/2012, Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 марта 2013 г. № Ф04-660/13 по делу № А75-10174/2011 и др.;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений (см. ст. 448 ГК РФ и др.; гл. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

Об ответственности за нарушение положений п. 3 ч. 1 комментируемой статьи см. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2012 г. № 12АП-9605/11, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2013 г. № 07АП-2003/13, Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2013 г. № 06АП-905/2013, Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 апреля 2013 г. № Ф04-606/13 по делу № А75-4921/2012, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2013 г. № 08АП-9318/13, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2013 г. № 17АП-2034/2013-АК и др.;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Об ответственности за нарушение положений п. 4 ч. 1 комментируемой статьи см. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2013 г. № 08АП-9318/13, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2013 г. № 17АП-2034/2013-АК и др.

  1. Положениями ч. 2 комментируемой статьи предусмотрено, что если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок, запроса предложений являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Например, был признан не соответствующим требованиям п. 17 ст. 4, ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 комментируемого Закона пункт конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения. Судом был установлен тот факт, что отдельные хозяйствующие субъекты отказались от участия в конкурсе ввиду наличия ограничения, касающегося количества подвижного состава. При этом суд указал, что по смыслу п. 5 ст. 4 Закона, ст. 448 ГК РФ доступ к участию в конкурсе должен быть обеспечен как каждому перевозчику в отдельности, так и группам перевозчиков. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что указанный пункт конкурсной документации ограничивает доступ к участию в конкурсе отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не обладающих необходимым количеством транспортных средств <26>.

———————————

<26> Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 января 2008 г. № 73/08.

Таким образом, торги в данном случае должны быть открытыми. Закрытый конкурс проводится в случаях, установленных действующим законодательством РФ.

Об ответственности за нарушение положений ч. 2 комментируемой статьи см. также Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 мая 2014 г. № Ф04-2538/14 по делу № А75-5034/2013, Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2013 г. № 06АП-66/2013, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2013 г. № 08АП-9992/2013, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2013 г. № 08АП-11640/12, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2012 г. № 14АП-3432/12 и др.

  1. Наряду с перечисленными запретами положением ч. 3 настоящей статьи предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Федеральная антимонопольная служба в письме от 21 февраля 2007 г. № ИА/2168 «О разъяснении применения ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О защите конкуренции» специально указала, что при проведении торгов на размещение заказов на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. При этом возможно проведение конкурса по нескольким лотам. Так, ФАС России в письме от 29 октября 2007 г. № АЦ/20275 «О рассмотрении обращения» посчитала, что включение в один лот комплекта компьютерного оборудования и экранно-звуковых пособий, персонального компьютера, телевизора, DVD-плеера, справочных изданий на CD и DVD, фильмов на DVD и иной технологически и функционально не связанной продукции, является нарушением ч. 3 ст. 17 комментируемого Закона.

  1. Нарушение правил, установленных комментируемой статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Например, суд признал недействительным открытый конкурс на размещение муниципального заказа, поскольку при проведении торгов выявлено участие в торгах муниципального заказчика, что приводит или может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции <27>.

———————————

<27> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 марта 2008 г. № КГ-А41/1696-08.

О применении положений ч. 4 комментируемой статьи см. также Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 февраля 2013 г. № Ф01-6571/12 по делу № А43-730/2011, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 января 2013 г. № Ф05-14311/12 по делу № А41-2352/2011, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 февраля 2012 г. № Ф07-2001/11 по делу № А26-4739/2010 и др.

  1. Положения ч. 1 комментируемой статьи распространяются на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Данный Закон, в частности, устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

1) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;

2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше (п. 1) юридическим лицам;

3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам;

4) бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, при осуществлении им закупок:

а) за счёт грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

в) за счёт средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

При закупке товаров, работ, услуг согласно Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ заказчики руководствуются следующими принципами:

— информационная открытость закупки;

— равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

— целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

— отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Правительство РФ вправе устанавливать перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (см. Постановление Правительства РФ от 21 июня 2012 г. № 616 «Об утверждении Перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме»).

Правительство РФ также вправе установить:

— приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами;

— особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчёта указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

Участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кайль А.Н., Агешкина Н.А., Серебренников М.М., Холкина М.Г. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений / Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.


   


Запись на обучение

Вступление в Торгово — промышленную палату Краснодарского края
14.07.2014 ООО «Бартон» подала заявку на членство в…

Начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп»
23.06.2014 начато сотрудничество с ООО «ИнитГрупп» -…

Начато тендерное сопровождение мебельной компании «Дельта»
30.04.2014 начато тендерное сопровождение мебельной…

Все новости



Отзыв Соколовской Оксаны Евгеньевны
Спасибо за очное обучение по учебным программам…

Отзыв Агаревской Елены Юрьевны
Спасибо, очень понравилось обучение в вашем учебном…

Отзыв Коптяевой Марины Александровны
Спасибо за дистанционное обучение по образовательной…

Все отзывы

Мы Вам перезвоним


  1. В какое время? (в рабочие дни с 9.00 до 18.30)










    Защита от спама, если вы человек - выберите эту опцию.